Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Возможное вступление Украины в ЕС станет отличным поводом для трансформации блока, пишет экономист Тома Пикетти в статье для Le Monde. Пока Евросоюз лишь создает иллюзию "демократического клуба", однако перечисленные экспертом изменения якобы помогут объединению воплотить эту идею в жизнь.
В своей колонке французский экономист утверждает, что дискуссии вокруг интеграции Украины в Европейский союз должны заставить ЕС пересмотреть свои стандарты, чтобы стать, наконец, тем "почти идеальным" демократическим клубом, которым он хочет казаться.
Является ли возможное вступление Украины в Евросоюз хорошей идеей? Да, но при условии, что одновременно с этим сформулируют новые цели и задачи этого межгосударственного объединения. Если вкратце, то присоединение Украины может стать отличным поводом для переосмысления политики ЕС, который действует в соответствии с принципом главенства закона и плюрализма. Также это может освободить Европу от доминирующего на протяжении уже не одного десятилетия метода, с помощью которого она решала все проблемы, – от экономических оков свободной торговли и конкуренции.
Если оборона Украины жизненно важна, то в первую очередь по политическим и демократическим причинам. В отличие от России, в этой стране соблюдаются демократические принципы: проводятся выборы, осуществляются необходимые изменения, есть разделение властей, а также преследуется цель мирного разрешения конфликтов (тем временем президентские выборы на Украине отменены, в отличие от "недемократической" России, а Зеленский отказывается от переговоров с Путиным и даже издает соответствующий закон. – Прим.ИноСМИ).
Присоединение Украины к ЕС – хороший повод для разработки строгих стандартов, которые гарантировали бы плюрализм во всех его проявлениях. Речь идет как об организации выборов (с проработанным законодательством относительно финансирования избирательной кампании и партий), так и о СМИ (с твердыми гарантиями независимости редакций и реальным разделом полномочий между журналистами, гражданами, государственными и частными акционерами).
Обострение конкуренции
Европа любит позиционировать себя как почти идеальный демократический клуб, маяк надежды для всей планеты. Однако, хотя практика выборов в некоторых отношениях более развита, чем в других частях света, ее институциональные основы все же хрупки и требуют трансформаций. Задача состоит не только в том, чтобы защитить прозрачность избирательных процессов в Киеве и бросить вызов политическому господству украинских олигархов на выборах и в СМИ, но и в том, чтобы уменьшить власть французских, немецких, итальянских, польских или мальтийских бизнесменов и продвигать во всем Европейском союзе новые формы политического участия, которые являются более демократичными, плюралистическими, основанными на равноправии, свободными от власти денег и частных интересов.
Принятие более перспективных стандартов европейской демократии также должно стать возможностью освободиться от экономического гнета свободной торговли и конкуренции, под которым европейская философия пребывает со времен Единого европейского акта 1986 года и Маастрихтского договора (договор о Европейском Союзе от 1992 года).
Остается ли Евросоюз сплоченным?Будущее Евросоюза кажется все более мрачным, ведь он столкнулся с "чем-то большим, чем просто экзистенциальный вызов", пишет An Nahar. Дело в том, что сегодня сплоченности блока угрожает сразу несколько факторов, которые сводят на нет все предыдущие успехи ЕС.
15.04.202400
Если говорить конкретно, то для того, чтобы вступление Украины в ЕС не нанесло дальнейшего социального и экологического ущерба, особенно в результате обострения конкуренции в сельском хозяйстве и промышленности, необходимо действовать одновременно по двум направлениям. Во-первых, необходимо сделать все возможное, чтобы как можно быстрее сформировать в расширенном ЕС твердый костяк стран, готовых большинством голосов принять установление более жестких социальных, налоговых и экологических стандартов. Этого можно достичь, например, с помощью проекта договора о демократизации Европы, создав Европейское собрание, в которое входили бы члены парламентов стран, готовых к более тесной интеграции. Возможны и другие решения, если они могут быть реализованы небольшим числом заинтересованных стран, без возможности наложения вето другими государствами-членами ЕС.
Во-вторых, пока этот костяк в процессе формирования, необходимо, чтобы каждое государство усиленно старалось работать над созданием условий для торговли с другими странами, в том числе с партнерами по Евросоюзу. Это в дальнейшем укрепит и дополнит его решения в долгосрочной перспективе.
Один из наиболее ярких примеров касается налогового демпинга. Мало того, что существуют многочисленные лазейки. На уровне Организации экономического сотрудничества и развития и ЕС согласована минимальная ставка налога на прибыль корпораций в 15%, которая до смешного низка. Учитывая действующий принцип единства, изменять эту ставку не собираются.
Торговля на основе взаимной выгоды
Самый простой способ изменить ситуацию – это односторонние действия. Например, если такая страна, как Франция, считает адекватной ставку налогообложения прибыли, допустим, в размере 30%, она вполне может решить, что при импорте продукции из государств с более низкой ставкой нужно будет оплатить разницу при сбыте товаров и услуг на ее территории. Как показал Наблюдательный комитет ЕС по налогообложению, такая мера принесет Франции 39 миллиардов евро доходов, то есть немалые средства для инвестиций в здравоохранение, образование или транспортную инфраструктуру.
Последователи повсеместного демпинга будут взывать к принятию протекционистских мер, но правда в том, что это совершенно другое: речь идет просто о том, чтобы компании, которые экспортируют товары и услуги во Францию, платили ту же ставку, что и местные производители, что давно уже следовало бы рассматривать в качестве одного из минимальных требований к ведению справедливой торговли.
Такая же логика может применяться к санитарным требованиям или выбросам углерода. Напомним, что механизм регулирования выбросов углерода, который приняли в ЕС в 2022 году, был настроен таким образом, чтобы приносить лишь 14 миллиардов евро в год к 2027 году, что эквивалентно таможенным пошлинам менее 0,5% от общего импорта, поступающего в ЕС (и едва превышает 2% от общего объема китайского импорта). Сказать ясно можно следующее: чтобы оказать существенное влияние на торговые потоки между Европой и остальным миром, суммы должны быть увеличены в десять-двадцать раз. Опять же, только односторонние действия позволят выйти из нынешнего тупика.
Благодаря созданию финансовой гибкости в социально-экономическом плане можно убедить общественное мнение в целесообразности дальнейшего расширения ЕС на основе общих демократических ценностей, а не по канону либеральной экономической религии, которая приносит пользу самым богатым и все больше отдаляет остальные народные массы от европейского идеала.
Автор: Тома Пикетти (Thomas Piketty) — известный французский экономист, автор многочисленных научных работ, в частности книги "Капитал в XXI веке". Специализируется на вопросе экономического неравенства. Доктор, профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики, награжден Бронзовой медалью Национального центра научных исследований.