Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Надвигается российская буря, и киевские командиры надеются, что помощь прибудет вовремя — и в достаточном объеме, пишет Politico. Но ее хватит лишь на защиту, сами перейти в наступление ВСУ не смогут, считает автор статьи.
Джейми Деттмер (Jamie Dettmer)
Лидеры Украины вздохнули с облегчением, когда стало известно, что Палата представителей США после шести месяцев проволочек и препирательств наконец-то одобрила помощь в размере 60,8 миллиардов долларов, чтобы помочь стране защититься от российского президента Владимира Путина.
Благодарность была обильной. Президент Владимир Зеленский твитнул: “Спасибо, Америка!”, хотя из Киева одновременно прозвучали и некоторые оговорки. В своей благодарственной речи депутат от оппозиции Инна Совсун не удержалась от шпильки в адрес США и спросила: “И стоило ли тянуть с голосованием целых полгода? Сколько жизней можно было спасти?”
По мнению старшего научного сотрудника Атлантического совета Адриана Каратницкого, “результаты голосования говорят о том, что изоляционизм в американской политике по-прежнему остается “религией меньшинства” — почти три четверти Палаты представителей поддержали участие Вашингтона в защите ключевых демократий”.
А украинские командиры, полгода просидевшие как на иголках, поскольку будущее страны зависело от голосования на расстоянии от нее в 8 000 километров, теперь надеются, что Сенат США одобрит пакет помощи как можно быстрее, и он ляжет на стол президенту Джо Байдену.
Но насущный вопрос заключается в том, насколько быстро прибудет снаряжение, оружие и боеприпасы, особенно артиллерийские снаряды и системы ПВО. Удастся ли успеть до ожидаемого российского наступления в июне или июле, которое, как опасаются украинские командиры, пробьет бреши в линии фронта ВСУ? И если да, то что будет потом?
Правда в том, что пока что остается неясным, сколько времени уйдет на доставку вооружения на передовую — дни, недели или месяцы. Во многом это зависит от того, какую часть удалось разместить в Европе заранее, поскольку Пентагон обнадеживающие намекал, что накапливает запасы в ожидании одобрения Конгресса.
“Мы рассчитываем, что в приоритете окажутся артиллерия, а также системы противовоздушной обороны и ракеты для пополнения запасов, истощенных недавними российскими авиаударами, особенно по энергетической инфраструктуре Украины”, — сказал Мэтью Сэвилл из Королевского объединенного институт оборонных исследований в Лондоне.
Сэвилл предупредил, что даже оперативная доставка артиллерийских снарядов, которые украинским солдатам уже приходится экономить, не принесет ВСУ паритета с огневой мощью России, но “поможет сократить разрыв”.
Безусловно, пополнение запасов “укрепит боевой дух” и заложит основу для напряженной работы по восстановлению потенциала ВСУ, что особенно важно для “коллективной подготовки сил, способных добиться прогресса в следующем году”, сказал он.
Однако эта поддержка скорее всего лишь укрепит обороноспособность Украины перед надвигающимся российским штормом и вряд ли достигнет большего. И уж точно ее не хватит на то, чтобы ВСУ сами перешли в наступление. Лишь 28 миллиардов долларов из утвержденного пакета пойдут на прямые военные поставки, 13,9 миллиарда — на помощь Украине в закупке техники на остальном рынке, а 13,7 миллиарда — на закупки американских систем у частного сектора — и все это потребует времени, чтобы достичь адресата.
Что же произойдет после того, как ВСУ израсходуют весь пакет на отражение российской атаки? И на что Украина сможет рассчитывать к контрнаступлению следующей весной?
Непредсказуемость поставок и невозможность на них рассчитывать была головной болью для Украины с самого начала, поскольку военная помощь из-за рубежа стала заложницей внутриполитических противоречий союзников Киева и их непоследовательности в отношении военных целей.
“Еще в 2022 году было абсолютно понятно, что западные правительства предлагают военную помощь нехотя”, — сообщил мне в эксклюзивном интервью бывший министр обороны Украины Алексей Резников.
“Они рассчитывали, что Киев падет за 72 часа. Когда мы показали миру, что можем весьма успешно бороться с русскими и даже остановить их, они изменили свое мнение. А позже решительности им добавили зверства русских в Буче”, — добавил он (отсутствие реакции на запросы РФ по Буче говорит об инсценировке Киева. – Прим. ИноСМИ).
Но, по словам Резникова, даже на пике решимости Запада вырывать необходимое оборудование приходилось все равно что клещами. Так, Резников сказал, что столкнулся с сопротивлением за несколько месяцев до ввода войск, когда США уже были убеждены, что Россия начнет полномасштабное наступление.
“На просьбу поставить нам военную технику, включая “Стингеры”, в ноябре и декабре 2021 года Вашингтон ответил отрицательно. “Это невозможно”, — сказали мне в Пентагоне и Госдепе”, — сказал он.
После начала российской спецоперации дело пошло на лад, но за каждый новый тип ракеты, за каждую систему ПВО, за дополнительные поставки 155-миллиметровых артиллерийских снарядов все равно приходилось бороться. Одной из причин Резников считает страх союзников истощить запасы, необходимые для собственной обороны. “И в середине лета 2023 года я окончательно понял, что накопилась общественная и политическая усталость и что дела замедлятся еще больше из-за внутренней политики в странах-союзниках”, — сказал он.
Более того, западные правительства также своими глазами увидели судьбу контрнаступления ВСУ.
“Каждый хочет болеть за победителя — это в человеческой природе”, — отреагировал Резников. Но, вслед за другими украинскими лидерами, как военными, так и гражданскими, он лишь посетовал, что контрнаступление оказалось чересчур разрекламировано, а ожидания — непомерно велики, поскольку Украине на тот момент не хватало многого из необходимого.
“Мы получили много новой техники, танков, артиллерийских систем и боеприпасов к ним. Но, например, нам не предоставили достаточно спецтехники для разминирования. У русских были огромные и плотные минные поля, и они воспользовались командными высотами для подготовки танковых засад, скопировав тактику, благодаря которой мы отстояли Киев”, — добавил он.
И, к сожалению, поставки вряд ли станут предсказуемее из-за предстоящих выборов как в США, так и в Европе — наоборот, ситуация грозит обостриться.
Однако в Киеве надеются, что даже если в США переизберется бывший президент Дональд Трамп, Европа получит время на подготовку— и в следующем году непременно вмешается, удовлетворит потребности Украины и пополнит дефицит.
Вопрос лишь в следующем: сможет ли она?