Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Владимир Путин принес присягу и официально вступил в должность президента. В этой связи телеведущий канала Al Jazeera побеседовал с экспертами по поводу политического курса российского лидера как внутри страны, так и на международной арене. Они рассказали, чему Путин будет уделять внимание в ближайшие шесть лет.
В то время как Запад осуждает российскую спецоперацию на Украине, Владимира Путина избирают на пятый президентский срок. Сегодня его власть в стране крепка как никогда. Однако военный конфликт привел к тому, что отношения Москвы и Запада сейчас хуже, чем во времена холодной войны. Что же означают еще шесть лет правления Путина для России и всего мира?
Ведущий программы: Том Макрей
Гости:
- —Андрей Бакланов — российский дипломат, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов, помощник Первого заместителя Председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
- —Филип Шорт — британский журналист и писатель, автор биографий Гастингса Банды, Мао Цзэдуна, Пол Пота, Франсуа Миттерана и Владимира Путина.
- —Кристофер Уифер — экономист и инвестиционный стратег, генеральный директор компании Macro-Advisory, занимающейся стратегическим консалтингом. Является автором статей о России, Центральной Азии, а также макроэкономических обзоров по нефтяному рынку.
Ведущий Том Макрей: Мы видим, что после начала конфликта на Украине Россия и Китай установили более прочные отношения со многими другими странами. Продолжится ли этот процесс? И чего еще, по вашему мнению, будет добиваться Путин в следующие шесть лет?
Крис Уифер: В начале следующей недели он отправится в Пекин на встречу с председателем Си, в ходе которой мы наверняка услышим подробности его планов по расширению БРИКС, точнее совместных усилий Пекина и Москвы в этом направлении. Что касается следующих шести лет, я лично считаю, что Путин сосредоточит внимание на достижении трех целей. Первая из них — это, разумеется, успешный для него исход конфликта с Украиной. В его понимании речь идет о создании там своего рода буферной зоны и, возможно, о пересмотре соглашений о безопасности с Западом. Иными словами, он будет добиваться повышения безопасности для России.
Во-вторых, Путин наверняка захочет, чтобы россияне проголосовали за него снова, ведь он имеет право на еще один шестилетний срок. Как я уже говорил, он всегда с трепетом относился к общению с народом, особенно это касается несогласия с его политическим курсом. Он хочет быть популярным лидером и пользоваться всеобщим доверием, поэтому для него будет важно улучшать социальные условия, условия жизни и повышать доходы граждан. Отсутствие трудностей у россиян — вот что будет одним из его приоритетов на нынешний президентский срок.
Третья цель — это БРИКС и формирование многополярного мира, существенной частью которого является этот блок, а также уничтожение того, что Путин называет гегемонией Запада. Итак, безопасность, люди и новый глобальный порядок — вот три его приоритета.
Ведущий: Филип, какое будущее, по-вашему, видит Путин для себя? Он попытается сохранить президентское кресло до самой смерти или в какой-то момент уйдет, чтобы сосредоточиться на своем наследии?
Филип Шорт: Я бы хотел сначала продолжить мысль о том, что он имеет право на еще один срок, через шесть лет. Я вот не уверен, что он снова будет баллотироваться. В моем понимании, все будет зависеть от событий на Украине. В случае перемирия — я не говорю о мирном соглашении, этот вариант чересчур проблематичен, — но в случае стабилизации обстановки, при которой Россия сможет объявить о победе, следующей же мыслью Путина будет передача власти: как сложить полномочия и в чью пользу, а также какую роль играть в дальнейшем, оставаться в тени и влиять на ситуацию из-за кулис или что-то еще… Но в решение оставаться в Кремле до самого конца я не верю. Он хочет уйти раньше и давно об этом говорит, говорит о трудностях с преемственностью власти, помнить о которых приходится постоянно.
Ведущий: Андрей, кому автоматом перейдет власть, если Путин, скажем, заболеет?
Андрей Бакланов: У Путина есть вполне конкретный план преемственности. Он размышляет на эту тему не сквозь призму личных интересов, а с точки зрения стабильности определенных тенденций на социально-экономическом, политическом, внешнем и других направлениях нашего развития. Его заботит не личность человека, который сменит его на посту президента, а сохранение того опыта, который мы приобрели за эти годы, и необходимость продолжать поддерживать положительную динамику нашей политики. Господин Путин весьма последователен и серьезен в осуществлении той линии, которую создал.
Ведущий: Крис, вижу вы хотите высказаться. Считаете ли вы стабильность в России главным приоритетом Путина?
Крис Уифер: Стабильность — безусловно. Помню, как слушал речь одного [британского] министра несколько лет назад, задолго до 22 февраля, и он начал со слов о том, что стабильность — это лучшее в России, а потом понял, что оговорился и исправился, назвав стабильность худшим из того, что у нее есть. Последние 20 лет Путин постоянно говорит о необходимости обеспечить и поддерживать стабильность.
Хотелось бы сделать еще вот какое уточнение: я тоже согласен с тем, что он не планирует оставаться у власти до конца жизни, и мы прекрасно знали об этом еще несколько лет назад. Тогда звучало много разговоров и планов на тему преемственности, и выяснилось, что Путину наскучили президентские формальности: ему не хотелось каждые две недели пожимать руки высокопоставленным чиновникам и выступать перед толпами. Поэтому несколько лет назад мы часто обсуждали данный вопрос и пришли к выводу, что, как сказал Филип, Путину больше была бы по душе роль закулисного деятеля, имеющего влиятельный и сильный голос в стратегических, военных и геополитических вопросах, но не повседневные обязанности президента.