Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На днях ВСУ потеряли три вертолета на прифронтовом заправочном пункте в районе Павлограда, пишет Forbes. Произошло это благодаря ускорению российской "цепи ликвидации" — процесса обнаружения целей и получения разрешения на их атаку.
Во второй раз за два месяца вертолеты украинской армии приземлились недалеко от линии фронта на востоке Украины для дозаправки и перевооружения — после чего их засек пролетавший российский беспилотник.
Несколько мгновений спустя российский боеприпас большой дальности — возможно, это была баллистическая ракета наземного базирования “Искандер” — взорвал все три вертолета. Это произошло под Павлоградом, в 115 километрах к западу от линии соприкосновения в районе Бердычей.
Эта не просто крайне чувствительная потеря для небольших ВВС Украины, но и еще один признак того, что украинцам по-прежнему трудно поддерживать должную противовоздушную оборону вдоль всей тысячекилометровой линии фронта.
Выполняя задание (предположительно в субботу днем), пара ударных вертолетов Ми-24 и сопровождающий их штурмовой вертолет Ми-17, приземлились в так называемом передовом пункте пополнения боекомплекта и дозаправки топливом.
Как правило, это поле недалеко от линии фронта, куда вертолеты могут безопасно приземлиться, а войска поддержки — подъехать на грузовиках с топливом и боеприпасами. По замыслу экипажи вертолетов должны обернуться как можно быстрее — в идеале, через считанные минуты — и подняться в воздух, пока противник не успел нацелиться.
Украинцы проводят такие операции каждый день, когда их вертолеты выполняют задания на малых высотах вдоль линии фронта, доставляя припасы, забирая раненых и запуская неуправляемые ракеты по российским войскам за много километров.
В первые два года конфликта пункты пополнения боекомплекта и дозаправки топливом были в относительной безопасности — вероятно, потому что их надежно прикрывала украинская ПВО, а также потому, что российская “цепь ликвидации” — процесс обнаружения целей и получения разрешения на их атаку — работала медленно.
Но затем у украинских ПВО закончились боеприпасы. А российская "цепь ликвидации" значительно ускорилась — отчасти благодаря новым системам связи. “Россия использует новую технологию для улучшения связи “от датчика до снайпера””, — написал уорент-офицер британской армии Блэр Баттерсби в записке для учебного командования армии США.
К весне этого года российские беспилотники начали проникать глубже в тыл Украины, а ракеты и бомбы начали поражать наиболее уязвимые и ценные объекты в тылу: радары, постановщики радиопомех, зенитно-ракетные батареи, ракетные установки, военные самолеты на аэродромах и вертолеты на пунктах пополнения боекомплекта и дозаправки.
Бригадный генерал армии США Клер Гилл и его коллега майор Бриджит Дэй предвидели эту проблему в журнальной статье еще три года назад. Армия США привыкла устанавливать большие “суперпункты” на десятки вертолетов.
Но времена изменились. “Одно то, что это работало в прошлом, вовсе не гарантирует, что это можно будет повторить; сама концепция “суперпунктов” пополнения боекомплекта и дозаправки имеет мало шансов на выживание”, — написали Гилл и Дэй.
Более того, они оказались правы даже насчет малых пунктов. 13 марта или незадолго до этого российский беспилотник засек три штурмовых вертолета Ми-8 и Ми-17 из 12-й отдельной бригады армейской авиации ВСУ, перевооружавшихся в поле под Новопавловкой, в 55 километрах к западу от линии фронта у руин Авдеевки.
Последовавший удар “Искандера” уничтожил два вертолета и убил минимум двух летчиков. Два месяца спустя ситуация повторилась — причем примерно в том же районе. Новопавловка находится в 65 километрах к востоку от Павлограда.
Непосредственная угроза нехватки техники четырем вертолетным бригадам ВСУ не грозит. 27 месяцев назад они начали конфликт, имея на вооружении порядка 40 Ми-24 и 60 Ми-8. С февраля 2022 года украинцы потеряли 40 вертолетов. С другой стороны, они восстановили часть старой, непригодной для полетов техники, а также получили в качестве пожертвований от своих иностранных союзников минимум 90 вертолетов на замену.
Однако это вовсе не означает, что беспокоиться украинской армии не о чем. Каждый потерянный вертолет чреват гибелью или ранением двух или более членов экипажа — а заменить опытных вертолетчиков гораздо труднее, чем технику.
Чтобы потери на уязвимых пунктах перевооружения и дозаправки прекратились, украинцы должны ускорить эти процессы, усилить противовоздушную оборону или перейти на более безопасные операции в ночное время — или и то, и другое и третье сразу.