Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Покушение на Роберта Фицо доказывает, что насилие становится частью национальной политической культуры, пишет Pravda. В истории Словакии такое произошло впервые: раньше подобные инциденты были знакомы гражданам страны только по американским фильмам, отмечается в статье.
Iris Kopcsayová (Ирис Копцсайова)
Этот день должен был пройти, как любой другой. Выездное заседание правительства началось утром в Гандлове, в обычном курортном городе в Тренчанском крае. Но после обеда новостные СМИ облетела невероятная весть: в премьер-министра Роберта Фицо, стреляли, и теперь его везут в больницу.
Полиция задержала нападавшего. Это 71-летний писатель из Левиц, легально владевший пистолетом. Информации мало, но ясно одно: в истории Словацкой Республики такое произошло впервые.
Драма разыгралась перед домом культуры, где заседало правительство. Премьер вышел к людям, прозвучали три или четыре выстрела, и он рухнул на землю. Охрана помогла ему дойти до автомобиля. Но пока нам известно слишком мало, чтобы можно было делать какие-то выводы. Нападавший не был профессиональным убийцей и в сердце не попал. В кухонных спорах и на "Фейсбуке"* многие изливают свою ненависть, но, как оказалось, кое-кто может воспринять это как руководство к действию. Стрельба по главе кабинета — это уже нечто за гранью и в наших провинциальных краях просто шокирует.
Да, действовать мог сумасшедший, у которого все перемешалось в голове, и он вот так боролся со своей собственной безысходностью. Кроме того, это не первый случай в истории. Но подобные истории нам знакомы только по американским фильмам. Безысходность в душе маленького неуспешного человека раскрыта, например, в фильме режиссера Нильса Мюллера 2004 года "Покушение на Ричарда Никсона".
Главный герой фильма Сэм, у которого не складывается личная жизнь, находит в обществе, переживающем травму Вьетнама и скандал Уотергейт, виновника всех проблем — президента Никсона. Фильм снят по реальным событиям. Человек, напавший на Роберта Фицо, возможно, относится к той же категории людей. Только в этой истории стрелял не маленький американский человек, а маленький словацкий.
Покушение на лидера самой сильной политической партии и главу кабинета в одном лице нужно рассматривать в общем контексте насилия, которое сегодня распространилось на мировой политической арене. Подобные нападения, хоть и менее серьезные, превратились в часть политической культуры. Вспомните, например, недавние нападения на немецких социал-демократических депутатов и политиков из партии "Зеленых".
Но насилие, в том числе словесное, воспроизводит новое насилие, и поэтому политикам стоит хотя бы сейчас проявить сдержанность. И если оппозиция осознала всю важность ситуации и воздержалась от словесной агрессии, то о некоторых коалиционных политиках этого не скажешь.
В связи со случившимся нельзя не упомянуть другое покушение — на журналиста Яна Куциака и Мартину Кушнирову в феврале 2018 года. В свете этих двух покушений Словакия уже не кажется цивилизованной страной. Вопросы вызывает и то, кому у нас выдают разрешение на оружие.
*деятельность компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская