Как в будущем будет выглядеть Европа?

Spectator: Британия призвала экстренно покончить с миграцией из Африки

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Африка бьет рекорды рождаемости, пишет Spectator. Однако из-за нищеты и множества других проблем жители Черного континента предпочитают бежать в западные страны. Поэтому в Британии предложили простое решение: не впускать. И пусть выпутываются сами.
В этом году ведущие газеты в нескольких статьях выразили тревогу по поводу скорого падения глобального уровня рождаемости ниже показателей, необходимых для поддержания постоянной численности населения. Беспокоиться по поводу того, что наш вид вот-вот вымрет, несколько преждевременно, учитывая, что, по прогнозам, мы все же добавим к мировому населению еще миллиарда три людей, прежде чем оно выйдет на плато. Более того, в подобного рода отчетах всегда замалчивают ключевой аспект, поскольку он подрывает аргументы в пользу нашего неминуемого вымирания. Речь об Африке.
Основная причина политического смещения континентальной Европы вправо состоит в обеспокоенности населения по поводу массовой иммиграции. Хотелось бы предупредить европейцев и их недальновидных представителей: вы еще ничего не видели.
Статистика поражает воображение (и спасибо Полу Морланду (Paul Morland) и Эдварду Пейсу (Edward Paice) из Института африканских исследований, а также базе данных населения ООН). На региональном уровне демографические прогнозы по Африке — единственные, которые ООН постоянно вынуждена поднимать. В 1950 году африканцев было 200 миллионов, то есть чуть более трети от общего числа европейцев (550 миллионов). В настоящее время их около 1,5 миллиарда человек; к 2050 году эта цифра достигнет 2,5 миллиарда и почти 4 миллиарда к 2100 году, когда африканцы будут составлять около 40% нашего вида, вшестеро превосходя по численности европейцев.
И это "средняя" оценка ООН, согласно которой уровень рождаемости в Африке снизится до уровня чуть ниже коэффициента воспроизводства, составляющего 2,1 ребенка на женщину. Что касается "высокой оценки", то общий коэффициент рождаемости на черном континенте останется на уровне выше 2,5, а к 2100 году население вырастет до 5,4 миллиарда человек. К тому времени около 43% несовершеннолетних детей мира будут африканцами. В следующем столетии демографическая инерция обеспечит континенту дальнейший прирост населения.
На фоне способствовавшего колониализму высокого репродуктивного потенциала XIX века европейское население удвоилось. За тот же период, с 1950 по 2050 год, количество африканцев увеличится на порядок. Восемь африканских стран продемонстрируют прирост в 15 раз. Нигер, где женщины по-прежнему рожают в среднем по 6,7 детей, а население за последние 20 лет удвоилось — в 25 раз. Эксперты считают неизбежным падение уровня рождаемости по мере развития бедных стран. Но в прошлом году общий коэффициент рождаемости по Африке составил 4,2. В странах к югу от Сахары — 4,6. За 70 лет уровень рождаемости практически не изменился. Общей линии Африка явно не следует.
Возьмем, к примеру, Нигерию, население которой к 2050 году вырастет, как ожидается, с нынешних 225 миллионов до 375 миллионов, сделав ее соперницей Соединенных Штатов в гонке за звание третьей по численности населения страны в мире. Здесь общий коэффициент рождаемости по-прежнему составляет 5,1, а 20 лет назад был 6,0, то есть уменьшение размера семей шло медленно. Тем не менее половина страны живет в условиях крайней бедности, и по этому показателю Нигерия занимает одно из первых мест на континенте.
Является ли повышение рождаемости следствием одного лишь дефицита контрацепции? Может, и нет. Например, в Западной и Центральной Африке в 2015 году на женщину приходилось в среднем по 5,5 детей — и это при желаемых шести. У большинства африканцев неслучайно большие семьи; они сами этого хотят.
Около 42% жителей стран Африки к югу от Сахары моложе 15 лет. (То же верно и для 16% европейцев: численность молодежи превосходит численность пожилых людей.) Детское население Африки растет быстрее возможности их обучать. "Низкое качество преподавания — это огромная проблема, и она ухудшается", — говорит Всемирный банк. В последние десять лет Эфиопия, может, и удвоила свое благосостояние (с низкого уровня), но почти половина ее населения остается неграмотной, а 40% детей до сих пор не заканчивают даже школ.
Кроме того, континент не может удовлетворить спрос на новые рабочие места. По словам Пейса, "в период с 2014 по 2018 год присоединиться к рабочей силе стремились почти 20 миллионов молодых нигерийцев, однако количество созданных рабочих мест составляло всего 3,5 миллиона". Среди всех регионов мира именно в Африке наблюдается самый низкий удельный вес граждан в составе рабочей силы.
И не следует забывать об изменении климата; Африка склонна к засухам и хронической нехватке пресной воды. Несмотря на неоднократные пророчества об африканском ренессансе, которые так и не сбылись, континент страдает от низкого качества управления государствами, постоянных этнических конфликтов и повальной коррупции. В ЦАР три четверти населения испытывают умеренную или острую нехватку продовольствия. Не подумать ли о переезде куда-то еще?
"Развивающиеся рынки" звучит оптимистичнее, чем "Глобальный Юг"Широко распространенный ныне термин "Глобальный Юг" нужно заменить, пишет автор материала для Bloomberg. Причина шокирует: оказывается, это название "пророссийское" и нравится Сергею Лаврову. И если заменить его на западное, то дела сразу пойдут в гору.
Этот масштабный демографический сдвиг представляет собой важнейшее событие текущего столетия, однако почти никогда не обсуждается. Прямо на пороге Европы множится количество малообразованной, безработной молодежи с паршивыми перспективами. Чем больше этих отчаявшихся людей доберется до процветающего Запада, тем больше за ними прибудет друзей и родственников. У всех есть смартфоны, и фото гламурной жизни достигают каждой пыльной деревни и городской трущобы. "Зачем здесь оставаться? — спросил молодой сенегалец в попытке убедить родителей отпустить его в Европу, как написала в минувшие выходные газета "Нью-Йорк Таймс". — О миграции задумываются все".
Это наверняка плохо кончится. Достойные еврократы вольны читать своим гражданам лекции о чудесах мультикультурализма, но из континента, наводненного сотнями миллионов, если не миллиардами иммигрантов из радикально разных культур, ничего хорошего не выйдет. Расовый вопрос придаст ситуации щекотливости и политической проблемности. Государство всеобщего благосостояния может рухнуть, поскольку являющиеся предметом спора национальности, как правило, представляют собой чистые экономические затраты. Да, на Западе наблюдается нехватка рабочей силы, но с ускорением автоматизации и внедрением искусственного интеллекта наиболее востребованные рабочие будут максимально квалифицированы.
Никто не принимает это в расчет. Что до меня, то я бы отказался от устаревшей системы предоставления убежища без дешевого международного транспорта, мгновенной связи и щедрых социальных пособий, задуманной, когда население мира составляло четверть от сегодняшнего. Также я бы отказался от Конвенции о статусе беженцев, ЕКПЧ и всех остальных договоров или законов, которые препятствуют соблюдению национальных границ. Я бы прекратил государственное финансирование НПО, вмешивающихся в процесс миграции. В качестве альтернативы я бы предложил признать тот факт, что Европы в известном нам понимании больше не существует ни в культурном, ни в экономическом плане. Я стараюсь избегать прогнозов, но здесь вывод однозначен: без популистского восстания избирателей европейские власти всерьез займутся пограничным контролем лишь тогда, когда будет уже слишком поздно. В онлайн-комментариях они так и скажут: "Сейчас уже поздно".

Автор статьи: Лайонел Шрайвер (Lionel Shriver)
Обсудить
Рекомендуем