"Молот" и "Нота": может ли Украина сделать танк, который разобьет "Армату"

"Фокус": у Киева есть база для создания нового прорывного танка

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В свое время на Украине разрабатывали прорывной танк "Молот", а затем "Нота", пишет "Фокус". Сейчас от этих проектов остались лишь опытные образцы. Автор статьи убежден: еще лет десять – и украинцы создадут танк, который разобьет "Армату". Но не все так просто.
Конструкторы КБ им. Морозова разрабатывали прорывной танк "Молот", а затем "Нота", который должен был получить 152-мм пушку, безэкипажную башню и мощное бронирование. Сейчас от проектов остались лишь прототипы и опытные образцы на хранении Минобороны Украины.
Танки в российско-украинской войне отличаются несколькими моментами: "мангалами", подрывами боеукладок и их уничтожением с помощью дронов и сбросов. Поэтому "Фокус" взглянул на украинские разработки перспективных машин "Нота" и "Молот" с точки зрения актуальности машин.
До начала полномасштабного конфликта на Украине существовали два проекта современных танков Объект 477 "Молот" и Объект 477 "Нота", которые разрабатывались в 1990-2000-е годы. Два проекта машин отличались компоновкой. В рамках работ было изготовлено 10 прототипов и опытных образцов "Молота". Три из них были в окончательном варианте. На Украине сохранилось шесть прототипов и два из них были в окончательной версии.

Проект "Молот"

Разработкой Объекта 477 занималось Харьковское конструкторское бюро имени Морозова. Производителем на Украине должен был быть завод имени Малышева. Заметим, что проект "Нота" — это развитие наработок по проекту "Молот".
Башня и управление огнем
Основной особенностью танка должна была бы стать пушка калибром 152-мм ЛП-83 и новая система заряжания с возможностью раздельного заряжания. При этом основной недостаток советских машин в виде отсутствия изоляции боеприпасов от экипажа остался. Однако башня была без экипажа, что было прорывным решением.
Автомат заряжания находился в двух автоматизированных хранилищах слева и справа от механика-водителя внутри корпуса.
Скорость перезарядки должна была составлять всего четыре секунды, потому что автомат заряжания имел 10 снарядов и был переделан. В общем боекомплект состоял из 34 выстрелов. Преимуществом такой схемы является скорость заряжания.
Американские танки Abrams терпят неудачу на Украине. Россия издевается над ними, называя "пустыми консервными банками’Хваленые танки Abrams оказались гораздо хуже, чем их рекламировали, пишет The Telegraph. Их брони недостаточно для защиты экипажа от ударов, а сами танки становятся легкой мишенью для российских беспилотников. В России Abrams метко окрестили "пустыми консервными банками".
Система управления огнем должна была получить инерционную навигацию, ГЛОНАСС, возможность дистанционного управления машиной в конкретных ситуациях. Были намерения установить развитую аппаратуру автосопровождения и автоматического обмена данными об обнаруженных целях. Командиры машин должны были бы иметь средства для целеуказания для артиллерии и авиации. Для этого должны были объединить систему обмена данными с боевой авиацией.
Для членов экипажа планировалось создать панорамный прицел с тепловизором, лазерным дальномером и автотракером для командира танка. Однако этого не произошло и была создана временная версия только с тепловизором.
Силовая установка
Силовая установка должна была быть в виде дизельного двигателя 6ТД-2 или газотурбинного ГТД-1250. Количество лошадиных сил оценивали в 1500-1650 единиц (по словам Николая Саламахи реальная мощность 6ТД-2 составляет 1400 л.с., которую искусственно ограничили из-за неспособности трансмиссии передавать такую мощность). Однако прототипы имели мощность до 1200 лошадиных сил. Танк должен был получить автоматическую коробку передач на семь скоростей, но работы так и не начались. Несмотря на это мобильность машин оценивалась очень высоко.
Испытания машины шли успешно. Прототипы Объекта 477А должны были пойти в предсерийное производство в количестве 50 машин. Однако развал Советского Союза все изменил. Финансирование почти исчезло.
Бронирование
Масса танка должна была быть 55-57 тонн. Для того, чтобы масса не была больше, использовались компоненты из титана. В частности, в элементах корпуса, входных люков, бронировании башни и ее цитадели. Лобовая часть имела бронирование до 1300 мм без учета ДЗ, толщина бортов — до 150 мм, а баллистические фартуки имели 130-мм. Динамическая защита должна была быть новой, а пока ее не разработали, то должны были установить "Контакт-5".

Совместный проект с РФ — проект "Нота"

Продолжением проекта стал совместный проект Киева и Москвы под названием Объект 477 "Нота". Пока неизвестно, была ли это кооперация в рамках СНГ или реальное видение "Молота" как танка следующего поколения для ВСУ и ВС РФ. Проект разрабатывался в 1994-2000-х годах.
"Нота" получила несколько изменений:
  • пушку 2А83 вместо ЛП-83;
  • упрощенную систему управления огнем.
У Украины заканчиваются не танки, а запчастиУ ВСУ возникли реальные трудности с ремонтом подбитых танков "Леопард 2" и возвращением их в строй, пишет Forbes. На Украине не хватает запчастей к ним. Это не должно стать сюрпризом для тех, кто пристально следит за затяжным военным упадком Германии, считает автор статьи.
За 6 лет было создано три прототипа, которые скорее всего были модернизацией образцов "Молота". Проект не состоялся из-за геополитики. Тогдашний президент РФ Борис Ельцин решил разорвать с Украиной все совместные работы в области бронетехники. В России было решено сделать ставку на "Уралвагонзавод", на котором появился прототип танка Объект 195. Его особенностью было размещение экипажа в передней части корпуса, а башня управлялась дистанционно. Однако позже проект заменили "Арматой", которая так и не попала на фронт за годы полномасштабной фазы.
Поэтому Харьковский завод им. Малышева и ХКБМ им. Морозова не работали с РФ в новых совместных проектах. А по итогам "Ноты" было изготовлено 11 до сих пор секретных прототипов и опытных образцов в двух вариантах Объект 477А "Молот" и Объект 477А1 "Нота".
Для Украины и СССР это были самые высокотехнологичные проекты. Программы были передовыми благодаря мощному бронированию, конструкторской схеме с башней без экипажа, мобильность и пушка калибром 152-мм. В Defense Express "Ноту" и "Молот" назвали лучшими, что удалось создать украинским конструкторским бюро.
Сейчас машины хранятся в помещениях Минобороны вместе с уникальными 152-мм боеприпасами.

Актуальность "Ноты" и "Молота" в нынешних условиях

Танковый эксперт Николай Саламаха в интервью "Милитарному" назвал несколько важных элементов, как выбрать будущий танк для ВСУ:
  • калибр пушки;
  • развитие боеприпасной промышленности;
  • стабилизатор вооружения;
  • электроника;
  • двигатель.
Для этого на Украине должна развиваться химическая, металлургическая и машиностроительная промышленности. Если эти условия будут выполнены, то за 5-10 лет Украине можно будет выйти на собственную боевую машину. Если нет, то придется работать в кооперации с Западом.
В 1990-е годы "Нота" и "Молот" были передовыми, но современная война показывает угрозу от FPV-дронов и дронов со сбросами. Также растет количество угроз для танка на поле боя. Если взять исследования американцев и Abrams, то вот такие угрозы для машины есть на поле боя:
  • продвинутые гранатометные снаряды;
  • гиперзвуковые ПТРК;
  • противотанковые ракеты;
  • дроны и дроны-камикадэ;
  • мины;
  • угрозы для верхней проекции.
Автор: Александр Матвиенко
Обсудить
Рекомендуем