Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит Путина в Пхеньян имеет историческое значение в контексте окончательного расхождения России и Запада, пишет Advance. Кроме того, он еще и символичен. Москва вернулась к реальности после многолетних заигрываний с идеей о том, что Запад начнет воспринимать ее как равную, говорится в статье.
По прошествии 24 лет президент России Владимир Путин прибыл в Пхеньян, столицу Северной Кореи. Этот визит, разумеется, имеет большое, даже историческое значение в контексте окончательного расхождения России и Запада. Хотя ненависть между Западом и Россией сохранялась годами, а Северную Корею всегда считали страной с крайне неприязненным отношением к Западу (и наоборот), интересно, что все эти годы Путин не наносил визитов к своему соседу (протяженность границы России с Северной Кореей составляет 22 километра на российском Дальнем Востоке и находится примерно в 130 километрах от Владивостока), и это несмотря на то, что Россию и Северную Корею, казалось бы, объединяет общее отношение к Западу.
Конечно, все не так просто, то есть ситуация не такая черно-белая, как многим могло бы показаться. Отношения между Западом и Россией должны были опуститься до очень низкого уровня, чтобы российский президент появился в Пхеньяне. Но разве он не мог появиться там в предыдущие годы? Мог, но подобный визит, учитывая максимальную изолированность Северной Кореи и тот факт, что США считают ее одной из главных угроз (особенно с тех пор, как Северная Корея получила ядерное оружие), на Западе и, прежде всего, в Вашингтоне расценили бы как провокацию, а может, даже эскалацию.
Ясно, что Россия не хотела заходить так далеко. Теперь она зашла, так как сейчас ситуация уже совершенно не та, какой была, скажем, до начала российской спецоперации на Украине. Вступление РФ на Украину стало точкой глубокого разлома в отношениях между Россией и Западом, хотя напряженность росла и в предыдущие годы. Тем не менее до того еще оставались надежды на то, что отношения не разрушатся до основания. Вооруженный конфликт на Украине мог к настоящему времени уже закончиться. Он мог закончиться уже в первые месяцы, когда стороны вели переговоры. В таком случае отношения между Западом и Россией оставались бы на очень низком уровне еще долго, но со временем восстановились бы, как это обычно бывает.
Достаточно вспомнить Сирию и ее отношения с арабскими соседями, которые много лет поддерживали исламистских боевиков, пока в Сирии продолжалась длинная и изнурительная войн. Сирию исключили из Лиги арабских государств. Но сегодня она снова является ее членом; отношения нормализовались. Прагматизм и практичность почти всегда берет верх в политике по прошествии времени. Конечно, определенное недоверие сохраняется еще долго — десятилетиями. Пример тому — два важных американских союзника в Азии: Южная Корея и Япония. Вашингтон старается как можно больше их сблизить, чтобы они превратились в единое компактное неформальное целое для противостояния Китаю. Однако трудно будет убедить корейцев вступить в тесный союз с Японией, поскольку они еще хорошо помнят те времена, когда Корея изнывала под японской колониальной властью.
Отношения между Западом и Россией медленно восстановились бы, если бы был сделан шаг навстречу, даже после начала вооруженного конфликта на Украине. Но сейчас точки соприкосновения отошли на самый дальний план, и эти отношения, можно считать, испорчены на поколения вперед.
Россия невольно согласилась на это, прежде всего, из практических соображений. Европа служила для нее большим рынком, и если оценивать российскую политику на протяжении многих лет, то ясно, что Россия не хотела отказываться от этого рынка. Ради его сохранения Россия пыталась хоть как-то поддерживать отношения с Западом даже после того, как стало очевидно, что разногласия все больше обостряются. Иными словами, ни Путин, ни кто-либо другой, кто занимал высокий пост в России, не имел ни малейшего желания ехать в Пхеньян, поскольку еще недавно это плохо отразилось бы на текущей российской политике.
Поэтому сегодняшний приезд Владимира Путина в Пхеньян — воистину исторический момент, так как точно сигнализирует, где находятся отношения между Россией и Западом. А они опустились, быть может, на самый низкий уровень из всех возможных, когда следующий этап — прямой вооруженный конфликт.
Обзор реакции мировых СМИ на визит Владимира Путина в Северную КореюМировые СМИ не смогли проигнорировать визит Владимира Путина в Северную Корею. Они отметили пышный прием, оказанный российскому лидеру в КНДР. При этом западная пресса решила попугать читателей укреплением военного сотрудничества Москвы и Пхеньяна.
19.06.202400
Что касается Северной Кореи, о ее почти полной изоляции от остального мира говорили годами, зачастую как о некоем географическо-политическом курьезе. Однако нет причин считать, что Северная Корея изолировалась от всего мира только по собственной воле. Таким радикальным образом она лишь отреагировала на внешние угрозы.
Положение, которое заставило Северную Корею уйти в такую изоляцию, похоже на то, в котором СССР в какой-то момент решил опустить железный занавес, разделив Берлин на восточный и западный.
Северная Корея существовала в определенном вакууме и переполнена примерами политического управления, которых не найти, по крайней мере пока, больше нигде в мире. Это не означает, что все, что о ней говорят, обязательно правда. Хотя кое-что точно соответствует действительности. Контроль над населением и передвижениями там очень жесткий. Правящие круги, которые, по их утверждениям, придерживаются собственной вариации марксисткой экономики, на самом деле больше напоминают власть, которая передается от поколения поколению в духе монархии. Первый глава государства был "дедом", Ким Ир Сен, за ним правил "отец" Ким Чен Ир, а теперь правит "сын" Ким Чен Ын.
Северная Корея — порождение сил, которые действовали в то время, начиная с марксизма, русской и китайской революции и вплоть до холодной войны, а также, конечно, жестокой войны, которая продолжалась на Корейском полуострове с 1950 по 1953 год, после чего Корея осталась навсегда разделенной на Северную и Южную.
Сегодня две Кореи — показательный пример разных траекторий развития. Хотя, наверное, многих удивит тот факт, что в какой-то момент Северная Корея экономически превосходила своего южного соседа. Конечно, с распадом большого социалистического блока и на фоне изменений в Китае (не коренных, как в СССР, но все же изменений) Северная Корея осталась по-настоящему изолированной от мира и предприняла все меры, какими бы жесткими и жестокими они ни были, чтобы сохранить саму себя, и это ей удалось.
Но изоляция Северной Кореи не предусмотрена в долгосрочных планах Пхеньяна. Выход из изоляции желателен, но так, чтобы "открытие" миру не спровоцировало внутренней трансформации. Любой правящий режим мира боится за свое существование, и северокорейский не исключение. Однако в данном случае создана целая структура, продуманно создаваемая десятилетиями, которая почти полностью исключила вероятность таких изменений.
И все же Пхеньян готов принять любое предложение, которое он сочтет искренним. Ким Чен Ын несколько раз встречался с Дональдом Трампом во время его мандата. Это был момент очень редкого оптимизма, шанс на полный мир на Корейском полуострове. Трампу удалось организовать даже переговоры между лидерами Северной и Южной Кореи, что было большим успехом. Единственная проблема заключалась в том, что собственное государство, то есть глубинная политическая элита, не хотела признавать успехов Трампа и преподнесла его встречу с "диктатором Северной Кореи" как радикальный и опасный шаг.
Путин едет с визитом в Северную Корею в решающий моментВладимир Путин отправился с визитом в КНДР в переломный для современной политики момент, пишет автор статьи для сайта CNN. В образцовом пропагандистском обзоре автор собрал сразу все клише — от "оси автократов" до "устойчивой поддержки Украины" и "единства Запада". Проблема в одном — это единство грозит вот-вот рассыпаться.
18.06.202400
Все хорошие идеи Дональда Трампа погибли в водовороте системы, во главе которой он оказался. Разумеется, все его плохие идеи эта система всячески поддерживала (разрыв ядерного договора с Ираном, признание Голанских высот за Израилем и так далее).
Но теперь на очереди Владимир Путин. Может, раньше он и не хотел ехать в Пхеньян, но теперь он приехал с двухдневным визитом и может сделать, что в его силах, чтобы ослабить изоляцию Северной Кореи и чтобы началась новая эра.
Для России это важно, так как России важен любой союзник, которого она может найти в условиях все обостряющегося противостояния с Западом. Северная Корея сейчас вдруг оказалась вполне естественным союзником.
На самом деле и Китай, и Россия были несправедливы к Северной Корее. О том, что сегодня начинают видеть в Москве и Пекине, Пхеньян предупреждал их еще много лет назад. Однако экономическая прагматичность всегда побеждала, пока не зашла в тупик (по крайней мере в случае России).
Пхеньян явно не в претензии и дает понять, что прагматизм не чужд и ему. Поэтому Северная Корея сейчас, когда нужное время пришло, предлагает себя в качестве искреннего союзника.
Мир снова меняется, и опять формируются блоки. С точки зрения Северной Кореи это не новость. Они давно говорили, что ничего не изменилось, и поэтому нет смысла менять себя, что Северная Корея и подтвердила собственным примером. Для нее все это возвращение к первоначальным позициям, которых Северная Корея никогда и не оставляла. Для России это возвращение в реальность после многолетних заигрываний с идеей, что она станет равной в кругу держав Запада. Насколько хорошо русские усвоили этот урок, станет понятно по тому, насколько они смогут оценить руку союзничества, которую им протягивает сейчас Северная Корея.