Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Венгрия взяла на себя председательство в Совете Евросоюза и сохранит это обязательство до конца года, сообщает Anadolu. По мнению автора статьи, теперь раскол внутри блока будет лишь увеличиваться из-за разных взглядов Будапешта и Брюсселя на такие проблемы, как конфликт на Украине и расширение ЕС.
В понедельник, 1 июля, Венгрия возьмет на себя временное председательство в Совете Евросоюза после Бельгии и будет выполнять эти обязанности до конца 2024 года. Страна под управлением премьер-министра Виктора Орбана известна своими блокировками решений ЕС и напряженностью в отношениях с брюссельскими бюрократами.
Венгерское правительство принимает на себя временное председательство в ЕС под лозунгом "Сделаем Европу снова великой" (Make Europe Great Again), что созвучно с лозунгом, с которым бывший президент США Дональд Трамп победил на американских выборах 2016 года. В то время как споры по поводу слогана продолжаются, миссия Венгрии как председателя Совета ЕС сразу после выборов в Европарламент повлияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику союза. Повестка дня Венгрии как временного председателя включает в себя множество вопросов, способных углубить линии разлома внутри ЕС.
Повестка дня Венгрии в ЕС
Венгрия определила семь приоритетов в период своего председательства. В их числе – такие вопросы, как новое соглашение о европейской конкурентоспособности, укрепление европейской оборонной политики, последовательная и основанная на заслугах политика расширения, прекращение нелегальной миграции, формирование будущего политики сплоченности, сельскохозяйственная политика, ориентированная на фермеров, и решение демографических проблем.
В то время как принятие нового соглашения о европейской конкурентоспособности заявлено как важный приоритет председательства Венгрии в целях повышения производительности и конкурентоспособности союза и государств-членов, а также стимулирования экономического роста, одной из основных целей также считается укрепление европейской оборонной политики. Вместе с тем в число важных вопросов, лежащих на столе, также входят политика расширения, по которой Венгрия не может достичь согласия с ЕС, борьба с нелегальной миграцией и аграрная политика.
Разногласия с ЕС
В последние годы Будапешт подвергается со стороны ЕС постоянной критике и санкциям, доходящим до блокировки финансирования из фондов Евросоюза, прежде всего из-за отсрочки санкций против России, блокирования военной помощи Украине, споров по поводу верховенства закона в стране и ЛГБТ*. В последний раз Венгрия была оштрафована на 200 миллионов евро за нарушение законов ЕС о предоставлении убежища.
Венгрия в силу своего географического положения уже давно стала транзитной страной для мигрантов и беженцев, желающих отправиться в другие страны Евросоюза. В этой связи Будапешт продолжит критиковать недавно принятый Пакт о миграции и убежище и в частности его положения о солидарности. Ожидается, что во время председательства Венгрии будет изучен ряд альтернатив по миграции, в том числе решительный отказ от принятия совместной ответственности за лиц, прибывающих в ЕС в поисках убежища, заключение дополнительных соглашений с третьими странами и развитие идеи об обработке заявок на предоставление убежища за пределами Евросоюза.
В сфере сельского хозяйства в Венгрии проводится политика поддержки фермеров. Однако сосредоточение внимания только на сельском хозяйстве в Совете ЕС может не соответствовать зеленой политике Евросоюза. Венгрия проголосовала против закона о восстановлении природы, предложенного Еврокомиссией в 2022 году. Кроме того, еще одним спорным вопросом между Венгрией и ЕС является разделение европейских сельскохозяйственных субсидий с украинскими аграриями. Венгрия выступает против этого.
В последнее время новые события, связанные с Москвой, вновь вызвали напряженность в отношениях между Брюсселем и Будапештом. В минувшую среду, 26 июня, Венгрия ветировала публикацию совместного заявления, осуждающего решение Кремля запретить 81 европейское средство массовой информации в России. Брюссель планировал отреагировать на позицию России критическим заявлением, одобренным всеми 27 государствами-членами. Однако шаг Венгрии заставил верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля (Josep Borrell) выступить с заявлением в одиночку, поскольку в сфере внешней политики требуется единогласие. Наряду с этим Будапешт продолжает блокировать предоставление Украине военной помощи на сумму 6,6 миллиарда евро.
Как это повлияет на политику расширения ЕС?
Судя по заявлениям венгерских чиновников, в число основных тем временного председательства также войдет расширение ЕС с акцентом на Западных Балканах, а не Украине. Комитет по временному председательству Венгрии в Совете ЕС хочет провести саммит в регионе между ЕС и странами Западных Балкан, такими как Сербия, Косово, Албания, Северная Македония, Босния и Герцеговина, Черногория.
По словам министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто (Peter Szijjarto), целью Венгрии в первой половине срока председательства будет инициирование переговоров с Боснией и Герцеговиной, проведение первых межправительственных переговоров. Адресованный всем венгерским дипломатам призыв активно лоббировать начало переговоров о вступлении Боснии и Герцеговины в ЕС показывает, что взгляд венгерского правительства на расширение союза отличается от Брюсселя.
Украина и Молдавия могут подождать еще какое-то время
Венгрия, будучи единственной страной, воздержавшейся в ходе голосования о начале переговоров с Украиной в Евросовете в декабре 2023 года, пригрозила наложить вето в этом вопросе и продолжила скептически относиться к членству Украины в ЕС. Однако в результате давления со стороны других членов союза и заверений Киева о защите венгерского меньшинства был достигнут прогресс в вопросе переговоров о членстве Украины.
На фоне этих событий 25 июня 2024 года ЕС официально начал переговоры с Украиной и Молдавией о полноправном членстве.
По словам постоянного представителя Венгрии при ЕС Балинта Одора (Balint Odor), Венгрия не будет способствовать переговорам о вступлении Украины и Молдавии. Венгерский министр по делам ЕС Янош Бока (Janos Boka) заявил, что до 2025 года существенных подвижек в этом вопросе не произойдет, и отметил: "Во время председательства Венгрии, по моим ожиданиям, вопрос о переговорах вообще не будет подниматься".
Основные доводы тех, кто, как Орбан, выступает против присоединения Украины к ЕС, заключаются в том, что возможная евроинтеграция Украины дестабилизирует бюджетную структуру блока и заставит многие страны ЕС вносить свой вклад в союз, а не получать выгоду от него. По оценкам, возможное членство Украины в ЕС может потребовать выделения из семилетнего бюджета союза от 110 до 136 миллиардов евро, что приведет к затратам от 0,1 до 0,13% валового внутреннего продукта ЕС.
Очевидно, что Венгрия в период своего председательства попытается переключить внимание с присоединения Украины и Молдавии на расширение ЕС на страны Западных Балкан. Тем не менее временное председательство в Совете ЕС не дает Венгрии больших полномочий во внешней политике. Эти обязанности в значительной степени подпадают под юрисдикцию председателя Еврокомиссии и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В этой связи важные решения по евроинтеграции Украины, вероятно, будут приняты в первой половине 2025 года, то есть во время председательства Польши в Совете ЕС.
Будет ли новое европейское видение?
Председательство Венгрии приходится на тот момент, когда в Европе набирают силу ультраправые, сохраняется управленческий вакуум, продолжается российско-украинский конфликт, нарастают экономические трудности и вдобавок к этому усиливаются озабоченности в сфере безопасности. В этих условиях напряженная повестка дня в отношениях Брюсселя с Будапештом вызывает определенную обеспокоенность. Однако временное председательство Венгрии может быть не единственной проблемой для ЕС в ближайшие шесть месяцев. В частности, выборы во Франции и Австрии и даже победа Трампа на выборах в США могут обернуться совершенно другой историей для тех, кто сегодня беспокоится по поводу Будапешта. Дальнейшее объединение правых в Европе может усилить влияние Орбана.
С другой стороны, критика Венгрии в адрес Брюсселя может не выйти за рамки риторики. Экономическая зависимость Будапешта от ЕС, ожидаемые от Брюсселя денежные средства и инвестиции в немецкую автомобильную промышленность в стране могут увеличить разрыв между идеальной политикой и реальной.
Хотя временное председательство в ЕС имеет символическое значение, его влияние не стоит преувеличивать. Так, большинство законодательных предложений исходит от Еврокомиссии и одобряется государствами-членами и Европарламентом. Более того, председательство Венгрии не совпадает с ключевым законодательным периодом. Можно сказать, что в течение предстоящих шести месяцев будет происходить скорее политический, нежели законодательный, процесс. Тем не менее в ЕС всегда будет сохраняться потребность в критикующей Брюссель Венгрии.
Автор: Эмрах Докузлу (Emrah Dokuzlu) – автор академических исследований о процессе политизации турок в Европе в Институте социальных исследований Польской академии наук, в настоящее время проводит исследования по польской политике.
* экстремистская организация, запрещена в РФ
Автор: Эмрах Докузлу (Emrah Dokuzlu)