Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украине на самом деле не обещали, что она станет членом НАТО уже через десять лет, заявил Йенс Столтенберг в интервью телеканалу CBS. Правда, что имел в виду заикающийся и запинающийся генсек — раньше ли, позже ли это произойдет, да и произойдет ли — осталось доподлинно неизвестным.
Ниже приводится расшифровка интервью генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в передаче "Face the Nation", которое вышло в эфир 7 июля 2024 года.
Интервьюер: Роберт Коста (Robert Costa).
Роберт Коста: На этой неделе главы европейских государств — союзников Америки приедут в Вашингтон на ежегодный саммит НАТО. Сегодня с нами генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг. Доброе утро. Позвольте мне зачитать вам заголовок из Wall Street Journal, цитата: "Мир видел, что состояние президента Байдена ухудшается, демократы игнорировали предупреждения". Европейские лидеры и официальные лица выражали беспокойство по поводу его выносливости и способности концентрироваться. На этой неделе вы встречаетесь с лидерами НАТО в Вашингтоне, вы близки с президентом Байденом и многими другими лидерами НАТО. Как вы оцениваете частную оценку президента США лидерами НАТО?
Йенс Столтенберг: Я абсолютно уверен, что, когда все лидеры стран НАТО соберутся здесь на этой неделе, это будет великий саммит. Мы отпразднуем 75-ю годовщину самого успешного альянса в истории. Пару недель назад я встречался с президентом Байденом в Овальном кабинете. Это была хорошая и продуктивная встреча, в ходе которой мы подготовили все важные решения, которые примем здесь по вопросам обороны, поддержки Украины и, в конечном счете, распределения обязательств, поскольку европейские союзники сейчас действительно активизировались и тратят рекордное количество денег на оборону, и, конечно, также по Китаю и нашей необходимости работать вместе. Такова суть саммита. И, конечно, эти решения было бы невозможно принять без уверенного лидерства США.
Нет сомнений в том, что главное — это содержание. Мы только что слышали выступление сенатора Линдси Грэма* (Lindsey Graham) из Южной Каролины, республиканца, близкого к кандидату от Республиканской партии. Он сказал, что его беспокоит вопрос того, что мировые лидеры не доверяют президенту Байдену в том, что касается его работы. Вы разговариваете с этими людьми в частном порядке. Какова правда? Есть ли опасения или нет среди лидеров НАТО?
Но если я начну комментировать подобные вопросы, то вдруг НАТО... Я стану участником внутренних дебатов...
Вы просто можете ответить "нет" или "да"...
Но... но я думаю, что для НАТО важно оставаться в стороне от такого рода внутренних дискуссий. Они, конечно, важны для Соединенных Штатов, но НАТО не должна в них участвовать. Для НАТО важны решения относительно совместных действий. И, например, расходы на оборону, которые были большой проблемой для США на протяжении многих лет, при разных президентах. Когда 10 лет назад мы взяли на себя обязательство увеличить расходы на оборону, только три союзника тратили на оборону 2% ВВП. В этом году 23 союзника увеличили расходы на 18%, в Европе и Канаде также рекордно высокие инвестиции для европейских союзников.
Я понимаю, что вы хотите сосредоточиться на этом. Но вы только что встречались с президентом Байденом, как вы сказали, в Овальном кабинете, какова ваша личная оценка? Является ли он тем, с кем вы можете эффективно работать по вопросам политики?
У нас была хорошая, продуктивная встреча. И, конечно, невозможно принимать такие важные решения по дальнейшему укреплению НАТО, расширению НАТО, привлечению новых членов без сильного руководства со стороны США.
Почему срок для вступления Украины в альянс так велик? Вы говорили о 10-летнем периоде, почему именно десять лет, а не один-два-три года?
Ну, никто не говорил о десяти годах, но... но очевидно, что вопрос по присоединению Украины остается весьма серьезным. Потому что Украина сейчас находится в состоянии военного конфликта. Россия ввела войска на территорию Украины. Поэтому самое важное, что мы должны сделать, — это усилить нашу поддержку Украины, чтобы обеспечить ее победу. Это предварительное условие для любого будущего членства Украины.
Каковы ожидаемые практические результаты этого саммита НАТО, особенно когда речь идет о возможности организованного обучения и планов альянса по задействованию войск НАТО на Украине?
Мы принимаем важные решения по усилению поддержки Украины, и НАТО возьмет на себя предоставление и координацию помощи Украине в области безопасности, а также, по словам Чейни, у нас будет штаб, созданный в Германии, и логистические центры в восточной части Альянса, чтобы помочь преодолеть нехватку оборудования, а также будем проводить обучение украинских войск. И это — большой и важный результат саммита, который обеспечит более надежную основу для поддержки Украины.
Итак, лидеры НАТО находятся в Вашингтоне и сосредоточены на достижении этой цели, но премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в пятницу был с визитом в Москве и встречался с Владимиром Путиным. Какова ваша реакция на эти переговоры? И стоит ли ему позволить НАТО разобраться с этим в создавшейся ситуации?
Премьер-министр Орбан ясно дал понять, когда приехал в Москву, что он приехал туда не от имени НАТО. Разные союзники НАТО взаимодействуют с Москвой по-разному. Для меня важно, что все союзники согласились с необходимостью делать больше для Украины, как в рамках новой подготовки и помощи, которую НАТО предоставит Украине, так и в рамках долгосрочных обязательств, и я также ожидаю, что на саммите, который начнется на неделе, союзники сделают новые заявления о расширении противовоздушной обороны и увеличении количества боеприпасов. Так что да, премьер-министр Венгрии Орбан был в Москве, но это не влияет на общие решеня, которые мы принямаем в рамках НАТО.
Премьер-министр Венгрии Орбан в эксклюзивном интервью BILD: вот что Путин рассказал мне о конфликте на УкраинеРоссию невозможно победить на поле боя, заявил Виктор Орбан в интервью газете Bild. По итогам переговоров с Путиным и Зеленским премьер-министр Венгрии также подчеркнул, что ближайшие месяцы на украинском фронте "будут намного более жестокими, чем мы думаем".
08.07.202400
Влияет ли на НАТО каким-либо образом то, что Орбан поступает по-своему?
Нет, потому что реальность такова, что мы можем принимать решения по усилении нашей поддержки Украине, потому что мы все хотим мира. Дело в том, что ответ всегда был таков: чтобы закончить войну, нужно ее проиграть. Но это не мир, это оккупация. Поэтому нам нужен непременно именно мир. И единственный способ достичь его — убедить президента Путина в том, что он не победит на поле боя, он должен сесть и принять решение, при котором Украина станет суверенным, независимым государством в Европе, а единственный способ убедить Путина в том, что он не победит на поле боя, — это военная поддержка Украины ее зарубежными союзниками. Таким образом, решение путем переговоров, которое будет долгосрочным для Украины, требует военной поддержки Украины.
Примечательно, что в саммите примут участие Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея. Идет ли речь о попытке выработать стратегию для Китая, который сотрудничает с Россией в ее операции на Украине?
Да, в значительной степени, потому что конфликт на Украине демонстрирует, насколько тесно связаны Россия и Китай, Северная Корея и Иран. Китай — главный пособник российской военной операции на Украины. Президент Си и президент Путин... они оба хотят, чтобы НАТО, Соединенные Штаты потерпели поражение на Украине, и если Путин победит на Украине, это придаст сил не только российскому лидеру, но и председателю Си. Как сказал премьер-министр Японии, то, что происходит сегодня на Украине, может случиться и завтра в Азии. Таким образом, это показывает, что НАТО важно для Соединенных Штатов и для улаживания разногласий с Китаем. Соединенные Штаты — большая страна. Но у НАТО есть то, чего нет ни у одной другой крупной державы, а это более 30 друзей и союзников. На Соединенные Штаты приходится 25% мирового ВВП. Вместе с союзниками по НАТО — вдвое больше, 50% мировой экономической и военной мощи. Так что Соединенные Штаты вместе с НАТО сильнее и в противостоянии Китаю.
И последнее, господин Столтенберг. На прошлой неделе европейское командование американских вооруженных сил повысило уровень угрозы на базах на континенте до так называемого "Чарли" — второго по значению из пяти уровней угрозы. Разделяете ли вы, как лидер НАТО, эту повышенную обеспокоенность по поводу безопасности в Европе?
Да, мы всегда должны быть бдительными и осознавать угрозу террористических действий, и поэтому важно, чтобы командование США было бдительным и принимало те решения по уровням тревоги, которые оно считает необходимыми.
Что является решающим фактором? Газа, Украина, Олимпийские игры?
Это комбинация факторов. Всегда немного опасно или не легко вдаваться в детали разведки, но НАТО, США должны быть в курсе постоянных угроз атак новых типов, и именно это мы и делаем, обмениваясь более подробными разведданными и работая сообща.
*внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов