Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Радикальная повестка Трампа способна оттолкнуть от него неопределившихся избирателей, пишет AT. В его интересах — сбавить тон и полностью пересмотреть свою стратегию, свернуть популистскую риторику и отказаться от теорий заговора, считает автор статьи.
Франческо Сиши (Fransesco Sisci)
Трамп сигнализирует о стремлении к крупной сделке с Китаем и Россией, подобной Ялтинской конференции. Это не просто принесет в жертву малые государства, но и повлечет за собой хаос.
Общая проблема грядущих американских выборов — это атмосфера риторического насилия и конспирологических теорий. А это палка о двух концах.
Тот, кто к ним прибегает, сам же в итоге рискует от них пострадать. Увы, покушение на бывшего президента Дональда Трампа и выдвинутые наспех и сгоряча причудливые версии (которые, безусловно, лишь продолжат множиться) — и есть побочный продукт этой атмосферы.
Это опрометчиво открытый ящик Пандоры. Вообще же, справедливо или нет, но выборы сводятся к четырем решающим вопросам.
- —Общественный порядок. Народ (в частности, средний класс) считает, что преступность растет
- —Иммиграция
- —Инфляция
- —У многих возникли нарекания к процессу принятия решений в США — они считают его слишком медлительным и громоздким
По всем этим четырем темам у Трампа сильные позиции. Если бы не эпизод 6 января 2021 года — назовите его как угодно: восстанием, буйным протестом или попыткой государственного переворота — и если бы не попытка отрицать легитимность Джо Байдена, сегодня паруса Трампа наверняка раздувал бы попутный ветер.
Аргументы Трампа по всем этим четырем вопросам кажутся гораздо сильнее, чем у Байдена. Байден и демократы выдвигают встречные доводы, но они всегда спорные. Например:
- —Есть инфляция, но есть и экономический рост
- —Есть иммиграция, но есть и нехватка рабочей силы, потому что экономика растет
- —Преступность — это во многом вопрос восприятия, поскольку одна и та же статистика подчас приводит к прямо противоположным выводам
- —Для эффективной работы системы требуется прикладывать усилия, но это позволяет избежать ошибок, которые могут усложнить ситуацию
Однако ключевые аргументы против Трампа — его бескомпромиссная риторика, план реформировать “глубинное государство” и изменить Америку своими популистскими слоганами.
Откажись Трамп от своей популистской риторики, и его шансы на переизбрание окажутся намного выше.
Таким образом, в интересах Трампа сбавить тон и полностью пересмотреть свою стратегию, свернуть популистскую риторику, отказаться от теорий заговора и сдвинуться в центр. Иначе “неопределившиеся” могут сформировать свое мнение в последнюю минуту и проголосовать за Байдена (Байден снял свою кандидатуру 21 июля, после выхода статьи. — Прим. ИноСМИ) — но не потому, что искренне верят в его программу, а потому, что напуганы радикальной повесткой Трампа.
План Трампа на 2025 год: взгляд изнутри (часть 2)Команда Трампа представила всеобъемлющий план его действий на втором сроке под названием "Проект 2025", пишет New Yorker. На первом месте — борьба с миграцией и подавление политических оппонентов. Рассматриваются возможности войны с Мексикой и торгового противостояния с Китаем.
21.07.202400
Это поможет Америке восстановить единство. Если же этого не произойдет, сама легитимность демократического процесса окажется под угрозой. Он во многом зависит от того, готовы ли оба кандидата смириться с неблагоприятным исходом выборов.
В 1960-е и 1970-е годы Америку захлестнул шквал жестоких протестов. Мы видели советское влияние, “Черных пантер” и убийства Мартина Лютера Кинга, Роберта Кеннеди и Джона Кеннеди.
Время было гораздо суровее, чем сейчас. Но даже несмотря на волну убийств, американская элита — ключевое звено страны — обрела единство, которое помогло преодолеть драму во Вьетнаме и выиграть холодную войну.
Сегодня, смотря извне — с учетом опыта Италии и Китая, где я провел много лет — я вижу, что общество расколото, но не до уровня насилия 1960-х и 1970-х.
Куда опаснее представляется раскол в верхах. Кандидаты в президенты (особенно Трамп), до сих пор пререкаются о том, проиграли они выборы или нет, бросая тень на все американские институты.
Если исход одних выборов будет поставлен под сомнение, та же участь постигнет и последующие. В результате все институты американской системы вызывают глубокое недоверие — а с ними и возможная победа Трампа.
Даже если Трамп выиграет, сомнения никуда не денутся. События 2020 года могут повториться в 2024. Так что это палка о двух концах. Следовательно, будет полезно вновь встать на путь общественной гармонии и идеологического мира.
Римская республика выбирала двух консулов, которые правили поочередно через день. К концу каждого дня один уступал место другому. В результате им приходилось как-то договариваться.
Американская демократическая система с ее разделением властей тоже обязывает кандидатов договариваться (или как минимум должна). Нелегитимность одного влечет за собой нелегитимность другого — поэтому когда Трамп объявляет Байдена нелегитимным, это бросает тень и на него самого.
Сейчас как никогда важно спасти американские институты. “Глубинное государство” США, может, и не идеально, но доселе оно служило гарантией относительной стабильности в современном мире. Если оно рухнет, это повлечет за собой крах не только Америки, но и всего остального.
Возникнут проблемы и для России и Китая, поскольку глубокая нестабильность США таит в себе два риска: взрыв Америки с непредсказуемыми последствиями или выход на поверхность внутренних противоречий, ускоряющих войны и конфликты. Сегодня он ведется против России, завтра — против Китая. Кто знает, кто станет следующим?
Это открывает опасный сценарий. Сославшись на томик “Козел отпущения” Рене Жирара, любимого философа Питера Тиля, которого считает своим наставником новоиспеченный кандидат в вице-президенты, мы можем сказать, что наблюдали попытку жертвоприношения: жертвенная кровь пролилась из уха Трампа.
Мы можем положить конец насилию и должны это сделать, глядя вперед. Кто именно победит, не так уж важно, доколе побеждает сама американская система.
Слова и будущая дипломатия
Мягкая риторика нужна не только во внутренней политике, но и во внешней. На прошлой неделе Трамп пригрозил свернуть поддержку Тайваня, если остров (который Пекин считает отбившейся от рук повстанческой провинцией) не раскошелится за оборону. Фондовая биржа Тайбэя рухнула.
Важна и сама суть, и о то, как она преподносится. И бабочки, и мотыльки — насекомые, но называются они по-разному. Так что, как выразились бы средневековые монахи-схоласты, nomina nuda tenemus — с нагими мы впредь именами. Слова несут в себе смысл.
На практике же, если без высокопарностей, страны Европы или Азии могут решиться как раз на то, чтобы заключить сделку с Россией или Китаем, если их расценки за безопасность окажутся скромнее.
И что тогда делать США? Смириться? Или затеять войну с бывшими союзниками, которых теперь защищают “большие ребята”, с которыми Америка намерена договариваться?
Признаки этого уже налицо. В ЕС уже заговорили о системе континентальной обороны. Недавно переизбранный президент ЕС Урсула фон дер Ляйен упомянула должность отдельного вице-президента по обороне.
Это могут быть предвестники как боязни будущего давления со стороны США, так и смены взглядов. В конце концов, Россия, главная угроза ЕС, — в экономическом смысле карлик (по данным на январь 2024 года, Россия стала первой экономикой Европы и второй год подряд пятой в мире по объему ВВП, рассчитанному исходя из паритета покупательной способности.– Прим. ИноСМИ). Если бы ЕС вложил в это дело всю душу, он бы вскоре получил армию, способную стереть Россию с лица земли вплоть до самого Владивостока без помощи США ((для корректного сравнения вооруженных сил необходимо учитывать множество факторов, большинство из которых не раскрываются. Поэтому основные методики сравнения армий мира позволяют получить только примерные данные о соотношении сил. Однако известно, что Россия обладает самым большим количеством боеголовок в мире — 5 977 единиц. — Прим. ИноСМИ).
Что сулит внешней политике США выбор Вэнса в напарники Трампа по президентской гонке Взгляды Джей Ди Вэнса могут стать отправной точкой для пересмотра давних республиканских догм, пишет RS. Вэнс относится к новой волне политиков, взявших на себя труд переосмыслить место Америки в мире. Ее высокомерие и стремление к однополярности уже не отвечают требованиям времени.
20.07.202400
Сумятица вокруг заявлений Трампа нарушила хрупкое равновесие на Тайване, которое предпочитал не трогать сам Пекин вопреки официальной риторике. В результате Тайбэй напуган: попытается ли Китайская Народная Республика изменить шаткий внутренний консенсус острова?
Или же США не ограничатся уже случившимся недоразумением и попытаются раздвинуть границы стратегической двусмысленности еще дальше, в результате чего КНР потеряет лицо, а ситуация выйдет из-под контроля?
На Тайване есть люди, которые, справедливо или нет, полагают, что США предали “Гоминьдан” после Второй мировой войны, не поддержав его должным образом его в борьбе с коммунистами. Они же считают, что впоследствии США еще раз предали “Гоминьдан”, сблизившись с КНР в годы холодной войны.
Эти люди заработали немало денег на Китае и считают, что Пекин надежнее Вашингтона. Поэтому, утверждают они, лучше заключить сделку с Пекином напрямую, чем получить косвенную договоренность через Вашингтон.
Это будет иметь последствия для всей Азии. Теоретически это создаст новые возможности для Китая, но также будет означать, что Япония, Вьетнам и Индия смогут взять ситуацию в свои руки и сформировать антикитайский альянс, независимый от США.
Это отнюдь не тот случай, когда без США азиатские страны просто возьмут и сдадутся на милость Китаю. Все гораздо сложнее. Исторически Китай никогда не вторгался в Японию — почему же сейчас должно быть иначе? То же самое касается Индии, а Вьетнам отбивался от захватчиков с севера тысячелетиями.
В совокупности эти три страны превосходят Китай по населению и имеют сопоставимый экономический и технологический потенциал, чтобы дать ему отпор. Теоретически они могли бы обойтись без США.
США — не просто союзник, но и ограничитель альтернативных конфигураций региональной обороны. Их присутствие полезно не только для ЕС и Азии, но даже России и Китая, которые в противном случае могут столкнуться с более воинственной средой.
Трамп взял и открыл ворота новому мышлению — в регионе и во всем мире. Можно ли загнать этого джинна обратно в бутылку? И если да, то как?
Грандиозные сделки
Ходят разговоры о том, что Трамп хочет заключить некую грандиозную сделку, подобную Ялтинской, с Китаем и Россией, пожертвовав при этом малыми государствами.
Если это так, грядет эпоха хаоса. Малые страны попытаются заключить собственные сделки с китайцами или русскими. За этим в ряде государств последуют чистки и восстания.
Сегодняшняя ситуация разительно отличается от той, что сложилась в 1944 году в Ялте, где США, СССР и Великобритания поделили между собой мир незадолго до краха Германии и Японии. Тогда США получили больше, чем имели вначале — на сей же раз, наоборот, получат гораздо меньше.
План Трампа на 2025 год: взгляд изнутри (часть 1)После ухода Трампа с поста президента в Вашингтоне появились многочисленные организации, заявляющие о решимости "покончить с агрессивной леворадикальной властью", пишет TNY. Теперь к его возвращению в Белый дом готовится целая сеть хорошо финансируемых ультраправых активистов.
20.07.202400
И что же останется от США без нынешней империи? В одной только Азии Япония, Южная Корея, Вьетнам, Индия и Индонезия, не желая продаваться Китаю, могут взбунтоваться против США и их грандиозной сделки.
В заявлении Трампа по Тайваню есть доля истины. Расходы на собственную оборону и упор на свою армию — признак независимости и готовности ее отстаивать. Если за ваши конфликты платят США, многие могут истолковать это превратно: вы, что, не желаете независимости? Считаете ли вы США врагом? Каждой стране придется отвечать на этот вопрос самой.
США могут помогать той или иной стране, но вести войну вместо нее —неправильно. Солдаты национальной армии могут заключить, что корень их бед — американцы, а не непосредственный противник. Так уже не раз случалось в регионах с мощным присутствием США. Америка может показаться колониальной державой, даже если это не так. Но из-за этого многое может пойти наперекосяк.
Практический вывод же для любой страны будет одинаковый: возьмите себя в руки и примите решение. Но такие слова лишь подчеркивают ощущение ответственности США за их свободу. Речь идет о глобальной безопасности, и Америка — ее необходимая опора.
Невнимание к заботам и тревогам мира ослабляет всех, начиная с того, кому больше всех терять — самих США.