Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После ухода Байдена, последнего атлантиста традиционного толка в США, эра европейской безопасности с опорой на Америку останется в прошлом, пишет NYT. Политикам в ЕС такой поворот событий не по нраву: если победит Трамп, им придется самим "тянуть" Украину.
Матина Стевис-Гриднефф (Matina Stevis-Gridneff)
Европейские лидеры опирались на президента Байдена, и он провел их через мрачнейшие дни континента за последние десятилетия.
Когда Россия ввела на Украину войска в феврале 2022 года, они обрели в нем своего рода пастыря, который сплотил их вокруг Киева и помог сформулировать единый ответ на российские действия.
Байден призвал европейских коллег без промедления ввести против России санкции, а его администрация предоставила экспертную оценку, как сделать это в ногу с США.
Он подтолкнул европейских союзников к тому, чтобы сомкнуть ряды в вопросах обороны и взять на себя обязательство упрочить свой вклад в НАТО.
И он убедил их подписаться под его риторикой о бесстрашной и принципиальной группе стран, ратующих за демократию против постоянно ширящихся угроз.
Для европейских лидеров, которые считают Россию реальным вызовом безопасности всего континента и агрессором, стремящимся поглотить Украину (а таких большинство), Байден был наставником и образцом для подражания.
Однако после заявления Байдена о том, что он не пойдет в этом году на переизбрание, европейские лидеры наверняка почувствуют некоторое облегчение: быть может, у другого кандидата от Демократической партии будет больше шансов одолеть республиканский тандем из бывшего президента Дональда Трампа и Джей Ди Вэнса и не допустить решительного слома системы безопасности всей Европы и отказа США от привычной роли.
Но они также знают, что Байден в своем роде был одним из последних могикан — американским политиком, который твердо придерживается, как принято говорить во внешнеполитических кругах, атлантизма или трансатлантизма. Он убежден, что два берега Атлантического океана — США и Европа — состоят в глубоком и неразрывном союзе.
"В Европе существует твердое понимание того, что Байден был последним атлантистом традиционного толка — в американской политике этот типаж встречается все реж", — сказал бывший помощник генерального секретаря НАТО Камиль Гранд, ныне глава оборонной инициативы Европейского совета по иностранным делам.
“Идея смены поколений в США европейцам вполне понятна. Большинство из них это осознают, но не представляют себе будущего”, — добавил он.
Трамп и Вэнс заявили о намерении пересмотреть отношения между США и НАТО, а также вклад Америки в альянс: при них эра европейской безопасности с опорой на США вполне может подойти к концу.
Более того, Трамп заявил, что стремится к скорейшему окончанию конфликта на Украине, что наверняка повлечет за собой сдачу территории окрепшей и осмелевшей России.
Таким образом перед Европой встает трудная дилемма. Она может выполнить предложенные Трампом условия соглашения и отказаться от обещаний поддержать Украину в борьбе с Россией. А может продолжить прежний курс без поддержки США, взяв расходы по поддержке Украины на себя. При этом не ясно, хватит ли у европейцев для этого воли и ресурсов.
Украинцы взирают на происходящее с тревогой. Только за последний год, с приближением президентских выборов в США, политика Вашингтона по Украине изменилась, отметил Гран. Таким образом, в некотором смысле почва частичной отмены обязательств США уже подготовлена.
“Президент Байден был очень осторожен насчет членства Украины в НАТО, неизменно разочаровывая главных друзей Украины в Европе, — сказал Гран. — Чтобы добиться поставки определенных систем обороны, потребовалось немало усилий, а порой европейцы даже брали инициативу на себя”, — добавил он.
Руководитель североамериканской программы киевской исследовательской группы “Украинская призма” Александр Краев считает, что перипетии президентской гонки в США сулят стране “затяжной период политической борьбы”, которая наверняка вынудит будущего президента, даже если им станет демократ, сосредоточиться на внутренних проблемах и отодвинуть внешнюю политику (включая Украину) на второй план.
“США будут решать собственные проблемы”, — убежден Краев.
Однако, опасаясь второго срока Трампа, европейцы все же встретили решение Байдена отойти в сторону и поддержать кандидатуру Харрис со вздохом облегчения.
“На этапе, когда большинство европейцев встревожено перспективой второго президентства Трампа, новость об уходе президента Байдена наверняка будет воспринята положительно — отчасти потому, что это может возродить шансы демократов на победу, но еще и потому, что во внешнеполитической команде Камалы Харрис преобладают как раз атлантисты”, — сказал Иан Лессер, бывший американский чиновник, ныне глава брюссельского отделения Германского фонда Маршалла.
“За некоторыми исключениями, руководство европейских стран ждет от Вашингтона предсказуемости в вопросах торговли и обороны, — сказал он. — После этого решения Брюссель будет стремиться к преемственности”.
Статья написана при участии Констана Мехо из Киева
Матина Стевис-Гриднефф — руководитель брюссельского бюро The New York Times