Как президенты США развязали экономическую войну во всем мире

WP: санкции, введенные США против других стран, не приносят желаемого результата

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американцы все больше сомневаются в эффективности экономических санкций, пишет The Washington Post. Ограничения зачастую не приносят результата, на который надеялся Вашингтон, и, как показал опыт, вредят самим США.
Джефф Стейн (Jeff Stein), Федерика Кокко (Federica Cocco)
  • На Кубе санкции, введенные Соединенными Штатами более 60 лет назад, не смогли свергнуть коммунистический режим, но усложнили доставку на остров жизненно важных медикаментов.
  • В Иране санкции США, введенные в 1970-х годах, не привели к смещению теократических правителей, но подтолкнули страну к созданию тесных альянсов с Россией и Китаем.
  • В Сирии Башар Асад остается у власти, несмотря на 20-летние санкции США, но страна пытается восстановиться после гражданской войны, и ожидается, что в этом году еще большему количеству сирийцев, чем когда-либо, понадобится гуманитарная помощь.
  • В одной стране за другой санкции становились ключевым инструментом внешней политики США.
Сегодня Соединенные Штаты вводят в три раза больше санкций, чем любая другая страна или международный орган. Они применяют к трети всех государств те или иные финансовые ограничения в отношении людей, имущества или организаций. Санкции стали почти автоматическим ответным оружием в непрекращающейся экономической войне, и об их чрезмерном использовании говорят на самом высоком правительственном уровне. Но американские президенты находят этот инструмент все более привлекательным.
Изолируя свои объекты от западной финансовой системы, санкции могут подорвать национальную промышленность, свести на нет личные состояния и нарушить баланс политических сил в проблемных режимах — и все это без ущерба для жизни американских солдат.
Но даже по мере распространения санкций растет беспокойство по поводу их последствий.
В Вашингтоне волна санкций породила многомиллиардную индустрию. Иностранные правительства и транснациональные корпорации тратят непомерные суммы, чтобы повлиять на систему, а частные юридические фирмы и лоббистские конторы создали быстро развивающуюся практику — отчасти за счет привлечения правительственных чиновников с соответствующим опытом.
В других странах санкции подтолкнули автократические режимы к торговле на черном рынке, расширив возможности преступных сетей и контрабандистов. Противники США наращивают свои усилия по совместной работе, чтобы обойти финансовые ограничения. И, как и военные действия, экономическая война может привести к сопутствующему ущербу: санкции в отношении Венесуэлы, например, привели к экономическому спаду, примерно в три раза превышающему тот, который был вызван Великой депрессией в Соединенных Штатах.
Санкции — или даже просто угроза их применения — считаются эффективным политическим инструментом, способом "наказать за плохое поведение" или оказать давление на противника, не прибегая к военной силе. Они позволили правительствам США занять экономически значимую позицию в отношении лиц, совершивших военные преступления. Они помогли покончить с режимом апартеида в Южной Африке и способствовали окончательному свержению сербского диктатора Слободана Милошевича. По словам сторонников санкций, даже если с помощью ограничений не удается добиться конечной цели, все равно они предпочтительнее альтернативы, которая может заключаться в бездействии или в развязывании войны.
Тем не менее, Северная Корея находится под санкциями уже более полувека, а Пхеньян не прекращает усилий по приобретению ядерного оружия и межконтинентальных баллистических ракет. Санкции США в отношении Никарагуа мало помогли в сдерживании авторитарного режима президента Даниэля Ортеги. Два года санкций в отношении России из-за ее СВО на Украине <...> способствовали торговле нефтью в обход международных правил и привели Москву к более тесному союзу с Пекином.
Тревога по поводу усиления санкций достигла самого высокого уровня в правительстве США: некоторые высокопоставленные чиновники администрации напрямую заявили президенту Байдену, что из-за чрезмерного использования санкций этот инструмент станет менее эффективным. И все же, несмотря на признание того, что объем санкций может быть чрезмерным, официальные лица США склонны оправдывать каждое отдельное действие, что затрудняет прекращение этой тенденции. В этом году Соединенные Штаты снова вводят ограничения рекордными темпами, и, согласно анализу Washington Post, более 60% всех стран с низким уровнем дохода в настоящее время находятся под той или иной формой финансовых ограничений.
“Санкции стали самым важным инструментом внешней политики США, — сказал Билл Рейнш, бывший сотрудник Министерства торговли, а ныне заведующий кафедрой международного бизнеса в Центре стратегических и международных исследований, аналитическом центре в Вашингтоне. — Однако никто в правительстве не уверен, что вся эта стратегия вообще работает”.
Россия использует судебные иски для борьбы с западными санкциямиУкраина проигрывает на юридическом фронте в экономической войне Запада, пишет FP. Киев не получит ни цента из пяти миллиардов евро, которые принесли замороженные активы России, поскольку Москва использует западную правовую систему в своих интересах.
<...>
В 2014 году из-за конфликта на Украине и присоединения Крыма к России Казначейство США столкнулось с серьезной проблемой. Такие подсанкционные страны, как Северная Корея и Иран, рассматривались как серьезные угрозы национальной безопасности, но не являлись неотъемлемой частью глобальных финансов. Теперь же Казначейство было вынуждено противостоять одной из 10 крупнейших экономик мира. Неверный шаг мог пошатнуть мировые рынки.
<...>
Санкции против России, направленные на союзников президента Владимира Путина и государственные банки, не оказали влияния на контроль над Крымом. Европейские лидеры пришли в ярость из-за штрафов, наложенных на их банки. Влиятельные брокеры с Уолл-стрит начали ворчать по поводу издержек, связанных с выполнением новых инструкций.
<...>
Возникла и более серьезная проблема: санкции лишали иностранных игроков доступа к доллару. Но когда из-за ограничений зависимость от доллара становится рискованной, страны могут найти другие способы торговли, позволяющие им полностью избежать санкций США.
В марте 2016 года министр финансов США Джек Лью публично предупредил об “избыточности санкций” и риске того, что их “чрезмерное применение может в конечном итоге снизить нашу способность эффективно их применять”.
И все же администрация Трампа вновь нашла новое применение финансовому оружию, используя больше санкций, чем когда-либо. Будучи президентом, Дональд Трамп применил санкции теми способами, о которых ранее и помыслить не мог, — например, к должностным лицам Международного уголовного суда после того, как тот начал расследование военных преступлений в отношении поведения американских войск в Афганистане.
Администрация Трампа также ввела в отношении Венесуэлы жесткие санкции, направленные на дискредитацию диктатуры Николаса Мадуро и поощрение оппозиционного движения. Ограничения не помогли свергнуть Мадуро, и теперь их часто обвиняют в том, что они усугубили один из худших экономических коллапсов мирного времени в современной истории.
<...>

Планы реформ отложены в долгий ящик

Ко времени инаугурации Байдена среди его команды сложился консенсус в отношении того, что необходимо что-то менять.
Летом 2021 года сотрудники Казначейства разработали внутренний проект, предлагающий реструктурировать систему санкций. Он занимал около 40 страниц и представлял собой самый существенный пересмотр политики ограничений за последние десятилетия.
Но, как и трем предыдущим администрациям, команде Байдена было трудно отказаться от власти.
Визит Моди в Россию показал, что Индия не боится санкций вроде отключения от SWIFTНесмотря на угрозы Америки, Индия проводит независимую внешнюю политику, закупает много нефти у России и проводит платежи в рупиях, пишет The Print. Санкции и отключение от SWIFT ее не пугают. Доминирование доллара ослабевает, не последнюю роль в этом сыграли и тесные отношения Индии и России.
<...>
Начался конфликт на Украине, и Байден за два года ввел беспрецедентное количество санкций — более шести тысяч. И не только в отношении России: его администрация ввела ограничения против таких объектов, как израильские поселенцы на Западном берегу, бывшие правительственные чиновники в Афганистане, предполагаемые торговцы фентанилом в Мексике и северомакедонская компания по производству шпионского ПО. Между тем, санкции, о смягчении которых заявлял Байден, такие как введенные Трампом в отношении Кубы, в значительной степени сохранились под давлением Капитолийского холма, несмотря на мнение высокопоставленных чиновников администрации о том, что эмбарго контрпродуктивно и провально.
<...>
В конце 2022 года советники Белого дома вновь обсудили вопрос о реформировании санкций США. В ходе переговоров за закрытыми дверями, в которых участвовал Байден, помощники говорили о необходимости установить руководящие принципы для управления экономикой, в том числе ограничить применение санкций моментами, когда “основные международные принципы, лежащие в основе мира и безопасности, находятся под угрозой”, сказал один из чиновников.
Но эти идеи были отложены в сторону из-за более насущных потребностей.
“В Вашингтоне сформировался странный рефлекс: если где-то в мире случается что-то плохое, США вводят санкции против некоторых людей. И это бессмысленно, — заявил Бен Родс, занимавший пост заместителя советника по национальной безопасности в администрации Обамы. — Мы не думаем о сопутствующем ущербе от санкций так же, как о сопутствующем ущербе от войны. Но нам следует это делать".
Для удобства читателей материал приводится в сокращении
Обсудить
Рекомендуем