Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После ввода в эксплуатацию "Силы Сибири — 2" доля российского газа на китайском рынке увеличится еще больше, пишет Duvar. Интерес КНР к проекту не в последнюю очередь объясняется сложными отношениями Пекина с Вашингтоном и риском экономических ограничений для Китая со стороны Америки.
Мюхдан Саглам (Mühdan Sağlam)
На фоне сокращения российских поставок газа на европейский рынок на 80% Россия обратилась к альтернативам. Европа для России также была важным рынком экспорта нефти и угля. Именно поэтому Восток, и прежде всего Китай, стал для России в этой связи важным направлением. Мы рассмотрим российско-китайские отношения в сфере природного газа, прежде всего, в рамках проекта "Сила Сибири — 2", который вновь встал на повестку дня во время поездки президента России Владимира Путина в Китай в мае 2024 года.
Объект соперничества поставщиков: китайский рынок природного газа
Для того чтобы вращались колеса китайской экономики, второй по величине в мире, энергия играет ключевую роль. Хотя Китай фокусируется на максимальном использовании собственных ресурсов, в настоящее время в стране усиливается ориентация на импорт из-за разрыва между внутренним производством и импортом с точки зрения затрат, а также из-за времени, необходимого для производства ресурсов. Около 170 миллиардов кубометров газа, вращающего колеса экономического гиганта, который в 2023 году потребил около 400 миллиардов кубометров голубого топлива, импортировано в виде сжиженного природного газа (СПГ) и по трубопроводам. В прошлом году Китай завез 71,42 миллиона тонн СПГ. Эта цифра не достигла рекордных 79 миллионов тонн, зафиксированных в 2021 году, но превысила показатели предыдущего года на 12%. Китай при таком импорте стал крупнейшим в мире импортером газа, опередив Японию. КНР подписывает новые контракты на закупку СПГ и развивает дополнительные мощности, что заставляет страны-производители повышать ставки в конкуренции за долю китайского рынка. А лидерами на этом рынке являются Катар, Австралия, Россия и США.
Газ также поставляется в Китай по трубопроводам, и здесь на китайский рынок также выходит Россия со своим маршрутом "Сила Сибири". Однако Москва хочет еще больше укрепить свое присутствие с помощью проекта "Сила Сибири — 2". Так что же стоит за устремлением газового гиганта – России — в Китай?
Отношения России и Китая в сфере природного газа: сигнал Западу "я не одна"
Переговоры России с Китаем по природному газу восходят к 2006 году. Однако влияние "Газпрома" на европейском рынке в то время и открывшийся для России простор на рынке СПГ в Японии и Южной Корее помешали Китаю удовлетворить его запросы на газ по сниженной цене. Отношения в сфере энергетики для многих поставщиков являются не только средством получения экономической выгоды, но и одним из инструментов демонстрации геополитической мощи. А когда речь идет о России, это вдвойне справедливо. Одним из примеров являются политические преимущества, достигнутые Россией в ответ на предоставление скидки на газ постсоветским республикам, а другим примером – Китай. Переговоры по природному газу между "Газпромом" и Китаем, находившиеся в тупике с 2009 по 2014 год из-за вопроса цены, после присоединения Крыма к России в 2014 году и последовавших за ним санкций быстро завершились соглашением. Более того, Россия приняла цену на уровне 240-260 долларов за тысячу кубометров, что значительно ниже 400 долларов за тысячу кубометров для Европы. Понятно, что это был выбор между финансовым расчетом "Газпрома" и сигналом Кремля "даже если меня изолируют, я не один", и Москва победила. В прошлом году Россия по трубопроводу "Сила Сибири", построенному в рамках этого соглашения, экспортировала в Китай около 22 миллиардов кубометров газа. Ожидается, что в 2025 году линия выйдет на полную мощность в 38 миллиардов кубометров в год.
Помимо "Силы Сибири", Россия и Китай в 2022 году решили построить "дальневосточный маршрут". По этой линии, которая, как ожидается, заработает в 2027 году, Россия будет транспортировать в Китай десять миллиардов кубометров газа ежегодно. Тем временем Москва сделала новое предложение Пекину. С помощью газопровода "Сила Сибири — 2" в Китай планируется передавать еще 50 миллиардов кубометров газа из России. Как мы подчеркивали на прошлой неделе, хотя Москва нарастила инвестиции в СПГ, она не отказалась от своих трубопроводов, и предложение Пекину служит этому примером. Так что же стоит за этим шагом?
Китай и Россия договорились о проекте газопровода "Сила Сибири – 2"Договоренность Владимира Путина и Си Цзиньпина о строительстве "Силы Сибири — 2" стала сенсацией, пишет Le Figaro. Россия будет поставлять газ Китаю по привлекательной цене. Читатели французской газеты завидуют ему и критикуют европейское правительство, которое оставило их "в дураках".
22.03.202300
Россия: хотя и не течет, но капает, и "Газпром" не остается без рынка
Проект "Сила Сибири — 2", как и "Сила Сибири — 1", не гарантирует России таких же выгод, каких она добилась в Европе. Более того, можно предположить, что ей придется продавать газ по более низкой цене, чем обсуждается сейчас. Несмотря на это, у России есть две причины инициировать проект. Во-первых, это убытки "Газпрома" в прошлом году из-за потери влияния на европейском рынке. Хотя вес нефти в российском бюджете по-прежнему компенсирует потери в газовой сфере, возможные потрясения на нефтяном рынке могут спровоцировать более серьезный дефицит бюджета России. Поэтому Москва готова продавать голубое топливо Китаю по цене ниже европейской, поскольку считает, что малый доход лучше, чем отсутствие дохода.
Еще одним преимуществом строительства линии с точки зрения экономики является стратегия создания рабочих мест и источников дохода за счет крупных проектов, прежде всего в условиях модели военной экономики, к которой государство перешло на фоне украинского конфликта. Строительство такой крупной магистрали обеспечит высокий уровень занятости по многим направлениям, от производителей стали до рабочих, от субподрядчиков до служб безопасности.
А с геополитической точки зрения Россия сможет укрепить связи с Китаем и дать Западу сигнал о том, что она выстояла, несмотря на санкции, и она не одна. А как выглядит ситуация с точки зрения Китая?
Пекин: кто же не хочет больше газа, но не нужно спешить
Учитывая показатели добычи и потребления природного газа в Китае, становится очевидно, что в 2030 году ему понадобится закупать больше голубого топлива. Вместе с тем, у Пекина есть множество поставщиков как СПГ, так и трубного газа: от Катара до Австралии, от США до Туркмении. Даже в случае замедления собственного производства Китай пока не может предсказать объем нехватки. Наряду с этим в случае принятия российского проекта объемы поставок газа из России в 2030 году увеличатся до 98 миллиардов кубометров. Иными словами, доля России на китайском рынке значительно вырастет, а это проблемная, с точки зрения Китая, ситуация для его энергетической безопасности. Быть настолько зависимым от одного поставщика рискованно как для Китая, так и для любой другой страны. К тому же, у Китая есть и долгосрочные, и краткосрочные контракты по СПГ. При необходимости он также может покупать газ на спотовом рынке. Такие варианты дают возможность закупать газ по более низкой цене и позволяют перепродавать его в другие страны. В качестве примера можно упомянуть СПГ, поставленный из Китая в Южную Корею в прошлом году. Однако есть один фактор, который, несмотря на преимущество в виде СПГ, мешает Китаю сказать России: "Спасибо, моего газа мне достаточно", – и это США.
Соглашения о поставках газа между США и Китаем начались во времена Трампа. В результате сегодня США входят в число крупнейших поставщиков на китайском рынке. Однако политические шаги Китая вдобавок к его экономическому подъему вызывают беспокойство у Соединенных Штатов. Одним из доказательств служит то, что министерство энергетики США в январе и феврале 2024 года приостановило перезаключение долгосрочных контрактов по СПГ с Китаем. Хотя о действующих контрактах не упоминается, приостановка новых и открытое объявление о такой вероятности – предмет беспокойства для Китая. Более того, предупреждение некоторых американских сенаторов в этот же период о том, что не только США, но и американские союзники должны быть осторожны при поставках СПГ в КНР, усиливает обеспокоенность, поскольку двумя крупнейшими поставщиками СПГ в Китай являются как раз союзники США – Катар и Австралия.
Китай заметил, что в веренице санкций против России правила и контракты не воспринимаются всерьез. И теперь ему приходится учитывать, что после президентских выборов в США на него может быть наложен похожий неявный запрет. Такая вероятность не позволяет Пекину полностью закрыть двери перед проектом "Сила Сибири — 2", даже если он к нему не слишком расположен. Учитывая также сложную ситуацию, в которой находится Россия, Китай предпочитает не спеша взвешивать, что принесут выборы и сможет ли он в этой конъюнктуре покупать газ у России по более подходящей цене.