Таинственные посредники помогают российской военной машине

The Economist: страны Закавказья и Средней Азии превратили санкции в решето

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Казахстан и ряд других среднеазитаских республик переживают загадочный расцвет торговли и с Россией, и с Европой, пишет The Economist. Наблюдается бум посреднических сделок и стремительный рост экспорта запрещенных товаров из ЕС в этот регион. Но Европа, похоже, не спешит латать санкционные прорехи.
Санкции все больше напоминают дырявое решето
Россия готова к тому, что западные санкции затянутся на десятилетия, заявил на прошлой неделе высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел Дмитрий Биричевский. Однако факты говорят о том, что проблема, может, стоит не так уж остро. Экономика стремительно растет: во втором квартале годовой темп составил 4%, достигнув невероятного уровня в 5,4% в предыдущем — и это несмотря на жесточайшие санкции в истории. Торговля продолжает процветать. Как же так?
Чтобы разобраться, посмотрим на Казахстан. В прошлом году технологическая отрасль этой среднеазиатской республики прямо-таки расцвела. С начала конфликта на Украине европейским фирмам запретили продавать большую часть их продукции в России, хотя прежде они являлись крупнейшими поставщиками технологий. Однако крошечная технологическая отрасль Казахстана — всего-то порядка 50 фирм с производственным потенциалом в сто миллионов долларов в 2021 году — похоже, заполнила этот пробел. Объем казахского экспорта в Россию подскочил с 40 миллионов долларов в 2021 году до 298 миллионов в 2023 году. Разумеется, не все так гладко. Импорт электроники из Европы также вырос с 250 миллионов евро (273 миллиона долларов) до 709 миллионов евро. Это казахские фирмы чудесным образом расширились или же российские проторили обходной путь к старым европейским поставщикам? Судите сами.
Казахстан — одна из нескольких стран, в которой с самого начала спецоперации на Украине загадочным образом процветает торговля как с Россией, так и с Европой. Компанию Астане составили Армения, Азербайджан, Грузия, Турция и четыре других среднеазиатских республики. Экспорт Европейского союза в вышеупомянутые страны вырос на 46 миллиардов евро в 2023 году, что на 50% больше, чем в 2021 году. Это эквивалентно трем четвертям падения европейского экспорта в Россию с 2021 по 2023 год.
Наряду с прямой военной помощью санкции — основной вклад Запада в военную кампанию Украины, но в отличие от ракет большой дальности они пока так и не нанесли особого урона. Спустя два с половиной года санкций экономика России держится бодро. Трудно сказать, какие из европейских фирм просто ловко приспособились к новым ограничениям, а какие злостно обходят санкции. Но, как это часто бывает, торговля через третьи страны выросла во многом за счет товаров, попавших под запрет. Европейские политики отчаянно пытаются законопатить санкционные прорехи, но для этого приходится говорить жестко, пожалуй, с самыми ершистыми и несговорчивыми соседями.
Бум посреднической торговли складывается из трех потоков. Первый — это запрещенные товары, открыто нарушающие санкции. ЕС принял в общей сложности 14 пакетов санкций, последний из которых 24 июня. Они запрещают экспорт в Россию всего, что может быть использовано на поле боя. Этот список включает полупроводники и беспилотники, а также шарикоподшипники и микроволновые печи. Однако более половины военной техники, приобретенной Россией с февраля по август 2022 года, содержит узлы, изготовленные в Европе или Америке, по данным лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований.
Таким образом, самый стремительный рост экспорта из ЕС в Казахстан и Армению пришелся на химикаты, электронику и производственное оборудование, на которые распространяются самые жесткие санкции. Экспорт производственного оборудования в Казахстан из ЕС удвоился с 2021 по 2022 год, а затем вырос еще на 23% в 2023 году, достигнув 6,4 миллиарда евро. Армения завезла из Европы в 2023 году вдвое больше химикатов, в пять раз больше информационно-технологического оборудования и вчетверо больше электроники из Европы, чем в 2021 году.
Но есть и контрабандные товары, которые не попадают в официальную статистику торговли. По пути в Россию поставки могут проходить целый ряд посредников. Некоторые экспортеры в Турции и Средней Азии действительно понятия не имеют, откуда поступили грузы, которые они отправляют, а другие прекрасно об этом знают. В прошлом году Америка ввела санкции против целой сети европейских фирм, организованной российским конгломератом “Маяк” для поставок запрещенного оборудования через Узбекистан и Армению. В июне были раскрыты две сети европейских производителей инструментов, осуществляющих поставки в Россию: одна через Турцию для российской государственной компании “Остек”, а другая через Киргизию для российской аэрокосмической компании Newton-ITM.
Вторая причина роста косвенных продаж кроется в том, что Россия с 2022 года запретила грузовикам въезжать напрямую из ЕС. Хотя страны европейского блока разрешают экспорт в Россию ряда грузов, таких как сельскохозяйственные товары, но теперь поставщикам приходится выбирать обходные пути. ЕС на этот счет не переживает: возросшие транспортные расходы сами по себе препятствуют торговле с Россией, но не мешают выживать компаниям, зависящим от нее напрямую. По официальным данным, объем сельскохозяйственной продукции из Европы в Казахстан с 2021 по 2023 год удвоился.
Однако сложнее всего Европе будет справиться с третьей тенденцией. За ней стоит производственный бум в третьих странах. Фирмы третьих стран завозят из Европы сырье и комплектующие — в том числе совершенно легально. Санкции еще не коснулись целого ряда статей экспорта — таких как текстиль, чугун и термически необработанная сталь.
Но даже в тех случаях, когда торговля разрешена, оплата без нарушения финансовых санкций затруднительна. Почти все виды сделок с российскими государственными компаниями запрещены. Европейским банкам запрещено взаимодействовать с большинством российских. Крупные российские банки отключены от сети SWIFT для обмена финансовыми сообщениями. Наконец, компаниям предписано избегать контактов с фирмами и юридическими лицами из черного списка ЕС – их уже 2200.
До начала боевых действий Турция была одним из крупнейших поставщиков бытовой техники в Европу. Америка подозревает, что сегодня турецкие фирмы производят для России беспилотники и микроэлектронику. По словам представителя Министерства иностранных дел Турции, металлы для некоторых видов боеприпасов могут выплавляться в Европе. Импорт офисной техники в Казахстан из Европы утроился и составил почти миллиард долларов с 2021 по 2023 год. По-видимому, во многом это обусловлено массовым открытием новых компаний и заводов. Инвестиции в Казахстан выросли на 11% в 2023 году, чему немало способствовали российские компании.
Складывается ощущение, что боевые действия на руку странам Средней Азии и Закавказья. В совокупности экономики пяти среднеазиатских республик выросли на 6% в 2023 году по сравнению с 4% в 2022 году, а экономика Армении — на 8% по сравнению с 5% в 2022 году. В одночасье возник стремительно развивающийся сектор логистики, а грузоперевозки растут на 20% каждый год.
Для европейских политиков все это дурные вести. “Мы, конечно, ожидали утечки в том или ином виде, — признался один чиновник, — но не в таких же масштабах!” В декабре двенадцатый пакет санкций ЕС впервые коснулся компаний в Армении и Узбекистане. С тех пор бюрократы пригрозили третьим странам и европейским экспортерам новыми санкциями, но предприняли реальные шаги лишь против малого числа фирм. На каждую компанию из черного списка где-то неизменно регистрируется новая.
Для действенного решения придется обратиться за помощью к правительствам Закавказья и Средней Азии — а это задача не из легких. Региональные политики ценят свою близость к России и, нарушая правила, нередко извлекают личную выгоду. Однако взамен европейцы вполне могут предложить им “плюшки”. Так, Армения недавно начала закрывать фирмы, торгующие с Россией, после того как ЕС выделил ей 270 миллионов евро в виде помощи, кредитов и контрактов.
В качестве альтернативы Европа могла бы воспользоваться кнутом вместо пряника. Она могла бы расширить эмбарго на третьи страны или ограничить работу их банков. Однако это чревато тем, что оставшиеся поставщики газа в Европу (Азербайджан и Армения) разозлятся, а европейские фирмы пострадают. Вопрос в том, считает ли ЕС, что выгоды для Украины от жестких санкций перевешивают издержки. Из нынешнего подхода явствует, что нет.
Обсудить
Рекомендуем