Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ни Трамп, ни Харрис пользы России не принесут, считают опрошенные CS Monitor эксперты. Трамп уже был "у руля" в США, и это были худшие четыре года для российско-американских отношений.
Российские эксперты по внешней политике не питают энтузиазма насчет второго президентства Дональда Трампа, если он победит на предстоящих выборах. И тому есть простое объяснение.
Один срок Трампа в Белом доме они уже пережили — и это были худшие четыре года в их жизни.
“Даже если предположить, что Трамп в годы своего правления искренне хотел улучшить отношения с Москвой, то добился он в любом случае прямо противоположного, — объясняет редактор московского внешнеполитического журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов. — В Вашингтоне царил хаос. Вокруг Трампа разразилась буря, которая повлияла на все, связанное с Россией, и она разрушила даже самые скромные попытки завязать диалог”.
Почему мы об этом пишем?
Русские не в восторге от перспективы возвращения Дональда Трампа в Белый дом. Даже если сам Трамп восхищается Владимиром Путиным, в хаосе, неизменно окутывающем фигуру кандидата в президенты от республиканцев, Кремль видит больше проблем, чем пользы.
Россияне по-прежнему интересуются американской политикой. Последние пару месяцев официальные СМИ пристально освещают перипетии президентской гонки 2024 года — со смесью тревоги, недоумения и мрачного злорадства. Однако испарилась малейшая надежда, что победитель хотя бы замедлит неумолимое увядание американо-российских отношений — не говоря уже о том, чтобы вывести их на новый уровень и достичь столь желанного когда-то взаимопонимания.
Большинство российских аналитиков видит в Камале Харрис лишь продолжение администрации Джо Байдена, которая решительно поддержала Украину и обрушила на Россию мощнейший санкционный шквал. Что касается Трампа, то его обещание закончить конфликт на Украине “за 24 часа” даже в лучшем случае воспринимается как пустое словоблудие — а еще, что гораздо вероятнее, как циничная попытка сыграть на усталости американского электората от опосредованной войны.
“Освещение предстоящих американских выборов в российских СМИ представляется мне весьма объективным, — рассказал историк из Санкт-Петербурга Лев Лурье. — Стержневая идея заключается в том, что и Трамп, и любой кандидат от Демократической партии окажутся для России одинаково плохи”.
Разочарование в Трампе
В ноябре 2016 года, когда стало известно, что Трамп победил Хиллари Клинтон и стал президентом, вся Государственная Дума встала и устроила громкую и дружную овацию.
Надежды не только чиновников, но и простых россиян подкреплялись тем, что в ходе своей первой президентской кампании Трамп не скрывал восхищения президентом Владимиром Путиным и обещал найти способ “поладить с Россией”.
Но они быстро развеялись, как только он вступил в должность.
Многих россиян ошеломил скандал “Рашагейт”, в результате которого на голову на Трампа вывалили целую гору обвинений. Утверждалось и что он вступил в давнишний сговор с Кремлем и якобы наживается на прибыльных сделках в Москве и что победу на выборах ему принесли российские интернет-тролли и манипуляции в социальных сетях. Большинство обвинений оказались заведомо ложными или сильно раздутыми, но они в любом случае неизменно всплывали в любом разговоре о политике Трампа в отношении России. И в результате сложилось впечатление, что прогресс невозможен как таковой.
Кульминацию событий мы могли наблюдать на саммите в Хельсинки в июле 2018 года, где Путин пытался продавить российскую повестку дня по таким вопросам, как война в Сирии и контроль над ядерными вооружениями. Однако в итоге самым обсуждаемым моментом стала необычайная почтительность Трампа к российскому лидеру, разозлившая американские СМИ и официальных лиц.
Итальянские мечты. Нет уверенности, что Трамп сможет остановить Путина. И вот почемуОбещание Трампа остановить украинский конфликт за один день нереально, считает политолог Орсини. Россия становится всё сильнее, поэтому никакое предложение экс-президента не заставит Путина отказаться от своей цели — демилитаризации Украины.
27.08.202400
“Главное, что меня поразило в развернувшимся в Хельсинки спектакле, — это вопиющее несоответствие между существенными вопросами, которые лидерам предстояло обсуждать, и полнейшим отсутствие интереса к любой из этих тем на пресс-конференции, — сказал Лукьянов. — Никто и слышать ничего не хотел о реальной повестке дня. Всех интересовали лишь предполагаемые тайные отношения между Трампом и Путиным”.
“Мы думали, что Трамп не такой”
Сегодня в Москве бытует расхожее мнение, что враждебность США к России “запрограммирована” и вряд ли изменится независимо от того, кто станет президентом.
“Основная часть российской политической элиты считает, что всем заправляет “глубинное государство” США, диктуя ход событий, и никакие политические деятели ничего изменить не могут, — считает директор независимого Центра политической информации Алексей Мухин. — Поначалу мы думали, что Трамп не такой, но теперь складывается впечатление, что он лишь еще один ставленник этого самого глубинного государства”.
С другой стороны, многие наблюдают за чередой предвыборных скандалов, глубокой поляризацией и сумбурными переменами в верхах с нескрываемым удовлетворением. В новостных репортажах и публицистике нередко приводятся аналогии с поздним СССР, который пытались реформировать под началом молодого вождя, но впоследствии рухнул.
Бывший советник Кремля Сергей Марков говорит, что Россия меньше интересуется сиюминутными политическими событиями в США и больше — стремительно меняющимся мировым порядком, в котором, по мнению россиян, США неуклонно сдают позиции. Новые лица, включая Харрис, едва ли изменят эту глубинную динамику распада, полагает он.
“Происходящее в США — это именно то, о чем мы толкуем уже какое-то время”, — сказал он.
“Некоторым россиянам созерцание хаоса в американской политике доставляет удовольствие. Они думают так: чем больше беспорядков в США, тем лучше для нас, — добавил Марков. — Думаю, нам следует быть осторожнее в желаниях. Сейчас очень опасное время, и есть шанс, что расползание кризисов приведет к настоящей мировой войне. А это было бы катастрофой”.