Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Volkswagen планирует закрыть заводы в Германии, пишет Handelsblatt. Ключевой бренд ФРГ столкнулся с непомерно высокими производственными затратами. А продукт, который он выпускает, не оправдывает свою высокую цену для покупателей — особенно в сегменте электрокаров.
Лазарь Бакович (Lazar Backovic)
О структурных проблемах крупнейшего немецкого автопроизводителя было известно уже несколько десятилетий. Теперь глава концерна Оливер Блюм должен продемонстрировать, что он так же решительно их устраняет.
2 сентября 2024 года для компании Volkswagen стало поворотным моментом. Впервые за 90-летнюю историю автопроизводителя его генеральный директор Оливер Блюме публично заговорил о закрытии немецкого концерна. Таких громких заявлений в Вольфсбурге не слышали со времен дизельного скандала (в сентябре 2015 года выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру были оснащены ПО, которое во время проведения тестов определяло, что автомобиль стоит на стенде неподвижно, потому что не все его колеса вращались, и, корректируя подачу топлива, в десятки раз занижало количество вредных газов, выбрасываемых в атмосферу – Прим. ИноСМИ). Этот случай совсем иного характера. Однако последствия сопоставимы.
В этих двух историях речь идет о сокращении производства крупнейшей немецкой компании в самом развитом промышленном секторе Германии. Компании, которая, по мнению обывателей, должна существовать всегда. Многие считают, что Volkswagen — слишком большая компания, чтобы потерпеть такое фиаско. И все же гигант VW уже долгое время находится на грани краха. Все, кто работал в Вольфсбурге, осознавали это уже давно.
Поэтому по-настоящему удивительным в событиях 2 сентября 2024 года является не столько тот факт, что немецкий завод VW впервые публично заявил о своих проблемах. А то, что этот день не наступил гораздо раньше.
Структурные проблемы VW были очевидны на протяжении многих лет: ключевой бренд легковых автомобилей Германии столкнулся с непомерно высокими производственными затратами по сравнению с конкурентами. И наоборот, продукт, который выпускает концерн, не оправдывает свою высокую цену в глазах многих покупателей — особенно в сегменте электромобилей.
Высокие затраты на производство были заметны уже много лет назад
Десять лет назад председатель производственного совета Бернд Остерло (ныне пенсионер) передал генеральному директору Мартину Винтеркорну (тоже пенсионеру, который сейчас проходит по делу о "дизельной афере") 400-страничную папку. В ней — предложения от сотрудников VW, которые помогли бы сэкономить пять миллиардов евро, не сокращая при этом большого количества персонала. С тех пор мало что изменилось.
Наоборот: пять миллиардов превратились в десять миллиардов, которые бренду VW приходится высвобождать. Возможно, вскоре эта сумма станет еще больше. Кроме того, автопроизводитель продолжает увеличивать численность персонала: с почти 600 тысяч сотрудников в то время до 680 тысяч сегодня. Если бы VW был пациентом, как любят выражаться представители отрасли и компании, то это был бы такой больной, который в последнее время любит зайти в Макдоналдс после тренажерного зала.
Volkswagen отвернулся от Германии, а Китай решил воспользоваться просчетами европейских коллег на рынке электромобилейНемецкие автопроизводители сдают позиции на рынке электромобилей, пишет Bloomberg. Прежде всего, кризис компании Volkswagen связан с потерей России в качестве крупного поставщика энергоресурсов, а также с сильной конкуренцией со стороны Китая. Это мощный удар по крупнейшей экономике Европы, отмечают авторы.
03.09.202400
Помимо постоянно растущих расходов, были допущены и стратегические просчеты. После аферы с дизельным топливом VW сначала очень нерешительно, а затем, при предшественнике Блюме Герберте Диссе, очень энергично встал на путь производства электромобилей. Движение в этом направлении было правильным, но в ключевых аспектах было организовано небрежно.
Автомобильная платформа MEB (платформа представляет собой раму, на которой между осями помещается аккумуляторная батарея. Электродвигатель и силовая электроника крепятся к передней и/или задней оси. – Прим. ИноСМИ), на которой сегодня базируется большинство электромобилей VW, считается недостаточно конкурентоспособной даже внутри компании и вскоре потребует обновления. Программное обеспечение в автомобилях также постепенно заменяется партнерскими решениями, разработанными совместно со сторонними компаниями.
В Китае, где сейчас на дорогах столько же автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, сколько электромобилей и гибридов, VW уже потерял свои позиции из-за технического отставания и в прошлом году был вынужден уступить лидерство на рынке местному конкуренту BYD (BYD Co Ltd от англ. Build Your Dreams, "построй свои мечты" – Прим. ИноСМИ.).
Европейский рынок также сокращается, и, как следствие, растет избыток производственных мощностей на заводах VW. Насколько быстро закрытие завода может превратиться в проблему, можно увидеть в Брюсселе на примере Audi, где руководство прорабатывает и проводит политику жестких сокращений. Анонс в Германии, каким бы сильным ни было потрясение, на самом деле является лишь следующим логическим шагом.
Генеральный директор концерна Оливер Блюме и его руководитель бренда Томас Шефер, которые мало что могут поделать с ошибками своих предшественников, теперь сталкиваются с трудностями при реализации своих заявлений. В конце концов, закрытие завода VW на родине автомобиля через несколько лет — это не предрешенный факт.
По трем причинам.
Во-первых, возникают проблемы межличностного характера. Руководитель концерна Блюме, которого всегда считали дружелюбным, теперь вынужден вступать в конфликт с рабочим персоналом и производственным советом.
Вторая причина — переговоры о повышении заработной платы, которые должны состояться в VW осенью и которые, вероятно, пошатнут планы VW по сокращению расходов. Профсоюз требует от автогиганта на 7% увеличить зарплаты трудящихся. Объявив о возможном сокращении персонала и рассмотрев возможность закрытия заводов, руководство из окружения Блюме вбило два кола в переговоры, которые могут быть спасены в обмен на компромисс. Проще говоря, это может выглядеть так: "Вы отказываетесь от повышения зарплат, а мы снимаем с повестки дня более радикальные меры".
И последнее, но не менее важное: VW может снова споткнуться о свои собственные структурные элементы. Состав наблюдательного совета, в частности, мягко говоря, затрудняет закрытие заводов. Вместе с властями земли Нижняя Саксония представители работников имеют большинство в этом влиятельном органе. Глава федеральной земли Нижняя Саксония Штефан Вайль уже высказал свои сомнения по поводу решения вопроса с VW таким образом. Глава производственного совета Даниэла Кавалло также выразила свое несогласие и заявила, что не будет голосовать за закрытие заводов.
Так что после 2 сентября мир VW может остаться таким же, как и прежде.