Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Volkswagen отвернулся от Германии, а Китай решил воспользоваться просчетами европейских коллег на рынке электромобилей

Bloomberg: Volkswagen рассматривает возможность закрытия заводов в Германии

Работа завода Volkswagen в Калуге - ИноСМИ, 1920, 03.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкие автопроизводители сдают позиции на рынке электромобилей, пишет Bloomberg. Прежде всего, кризис компании Volkswagen связан с потерей России в качестве крупного поставщика энергоресурсов, а также с сильной конкуренцией со стороны Китая. Это мощный удар по крупнейшей экономике Европы, отмечают авторы.
Немецкие и французские автопроизводители сдают позиции на рынке электромобилей: обоим грозит разрушительная волна закрытий заводов
Компания Volkswagen (далее VW) впервые за свою 87-летнюю историю задумалась о закрытии заводов в Германии. При этом автоконцерн не только нарушает давние традиции, но и рискует рассориться с профсоюзами. Более того, этот шаг отражает глубокие проблемы, охватившие весь европейский автопром.
После многих лет невнимания к избыточным мощностям и падению конкурентоспособности действия немецкого автогиганта наверняка станут тревожным звоночком для всей отрасли. Причины очевидны: Европа пыталась соперничать на равных с китайскими конкурентами и Tesla, но потерпела крах.
"В VW осознают всю серьезность ситуации, — сказал аналитик авторынка из Citigroup Харальд Хендриксе. — Мы живем в сложном геополитическом мире, и Европа не смогла выиграть эту битву".
Продажи автомобилей в Европе до сих пор почти на пятую часть ниже, чем до пандемии, и более чем 30 заводов ведущих производителей (включая VW, Stellantis и Renault) оказались нерентабельными, по данным аналитиков Just Auto. Среди них "флагманский" завод Volkswagen в Вольфсбурге — крупнейший в Европе.
Европа переживает закат эры двигателей внутреннего сгорания. В отличие от США, ее автопромышленность продолжала поддерживать высокозатратные заводы даже после мирового финансового кризиса. Колоссальные инвестиции для поддержания конкуренции на рынке электромобилей, утрата дешевой российской энергии и все более мрачные перспективы в Китае — все это означает, что эра подходит к концу.
Тревожные признаки налицо. Акции Volkswagen близки к минимумам времен "дизельного кризиса" 2015 года (Скандал, когда выяснилось, что автоконцерн подделывал результаты тестирования автомобилей на выбросы вредных газов в атмосферу, прим. ИноСМИ) В июле группа снизила годовой прогноз после падения продаж в первой половине года. Расходы на новые модели привели к тому, что чистый денежный поток в автомобильной отрасли ушел "в минус" — на фоне положительного показателя в 2,5 миллиарда евро (2,8 миллиарда долларов) годом ранее.
Маржа для "народных" брендов, включая VW, сократилась. Прибыльность группы марок премиум-класса, куда входит Audi, также ухудшилась.
Комплекс малотоннажного производства сжиженного природного газа
Россия опять поставляет больше, чем США: эти цифры показывают, откуда на самом деле берется газ для ЕвропыСША давно стараются протолкнуть на европейский рынок собственный "газ свободы" вместо российского. Однако, как пишет Die Welt, Москве удалось даже укрепить свои позиции как поставщика энергоресурсов в Европу: по объему импорта на континенте Россия снова опередила Америку.
Stellantis — материнская компания Chrysler, созданная в результате слияния в 2021 году итальянского концерна Fiat и французского PSA Peugeot Citroen — сообщила о падении чистой прибыли почти вдвое в первой половине 2024 года. Генеральный директор Карлос Таварес активно пытается сократить расходы, однако он оказался в сложной ситуации на фоне снижения доли рынка и низкого спроса на такие модели, как электрический Fiat 500. Производство в Италии сократилось в первой половине года более чем на треть, причем больше всего пострадали заводы в Мельфи и Мирафьори.
Темы внедрения электромобилей замедлились, и генеральный директор Renault Лука де Мео (бывший руководитель Fiat и VW) выступил за альянс производителей по всей Европе — наподобие авиастроительного концерна Airbus, созданного для конкуренции с Boeing. Тем не менее, времени для таких стратегических инициатив в обрез.
"Если даже VW задумался над закрытием заводов в Германии, то, учитывая всю сложность предстоящего процесса, это верный признак надвигающегося шторма, — сказал лондонский аналитик акций AIR Capital Пьер-Оливье Эссиг. — Ситуация крайне тревожная".
Глобальный переход на электромобили застопорился, и в Европе эта тенденция проявилась ярче всего. Это произошло после того, как ряд стран, включая Германию и Швецию, сократили или вовсе отменили экономические стимулы. Освободившуюся нишу заняли китайские производители, включая BYD и MG, принадлежащие партнеру VW под названием SAIC Motor. Вялый спрос в этом году пошатнул рынок электромобилей вспять — на этапе, когда ожидался, наоборот, резкий рост.
В результате инвесторы не проявляют особого оптимизма. Капитализация Tesla более втрое превышает VW, Stellantis и Renault вместе взятых. И более чем вдвое, если прибавить к ним BMW и Mercedes-Benz.
Ключевое звено немецкого экономического чуда послевоенных лет, VW десятилетиями расширялся, скупив Skoda в Чехии, Bentley в Великобритании и Lamborghini в Италии — в общей сложности десять марок в пяти европейских странах.
Структурный перекос в сторону расширения обусловлен мощной ролью профсоюзов, акционеров и совета директоров в Нижней Саксонии — на родине VW. Даже на "дизельный скандал" 2015 года концерн ответил решительными инвестициями в электромобили. Но они не окупились.
Компания наметила курс на сокращение в июле, когда люксовый бренд Audi объявил о планах уволить 90 процентов из трех тысяч рабочих на заводе в Брюсселе. О закрытиях в Германии речь до сегодняшнего дня даже не шла, но прозвучавшее в понедельник объявление стало крутым поворотом для генерального директора Оливера Блюме, который одновременно пытается восстановить утраченную долю в Китае, крупнейшем рынке сбыта VW.
"В итоге на карту поставлена само будущее промышленности в стране — и есть риск эффекта домино, — объяснила главный представитель рабочего комитета VW Даниэла Кавалло в информационном бюллетене. — Мы не позволим руководству закрыть производство в Германии".
Запланированные сокращения в VW — еще один удар по крупнейшей экономике Европы, которая уже борется со стагнацией и другими проблемами — от миграции, дороговизны энергоносителей и мер жесткой бюджетной экономии до конфликта на Украине.
Состоявшиеся в воскресенье местные выборы в Восточной Германии подчеркнули раздробленность политического ландшафта страны. Крайне правая "Альтернатива для Германии" набрала больше всех голосов в Тюрингии и финишировала второй в Саксонии, где находится главный центр электромобилей VW. При этом пророссийская партия "Альянс Сары Вагенкнехт", основанная лишь в январе, набрала в обеих землях голосов больше, чем любая из партий правящей коалиции канцлера Олафа Шольца.
"Я глубоко встревожен планами VW, — сказал эксперт Социал-Демократической партии Шольца по экономической политике Бернд Вестфаль. — Я понимаю все проблемы автомобильной промышленности, но закрытие заводов и сокращение рабочих мест никак нельзя назвать убедительной стратегией".
Наметившиеся тенденции ставят под угрозу экономическую основу общин по всей Европе и грозят лишить средств к существованию десятки тысяч рабочих. Один из них — Маурицио Сабатино, который впервые прошел через проходную брюссельского завода целых сорок лет назад.
В 19 лет бельгиец с итальянскими корнями начал работать в покрасочном цехе, когда с конвейера сошел легендарный VW Golf. Угроза закрытия для него не встает не впервой, однако в 2018 году казалось, что эти страхи развеялись окончательно. Тогда завод оказался в авангарде электромобилестроения и начал производство Audi Q8 e-tron — первой полностью электрической модели бренда, которую розвали "убийцей" Tesla. Но все пошло не по плану.
"Мы были ковбоями и пионерами электромобилей в Европе, — сказал Сабатино за чашкой кофе близ заводской проходной. — Но это обернулось катастрофой".
С самого основания в 1949 году завод в Брюсселе развивался нога в ногу с тем, как континент восставал из послевоенных руин и двигался к массовому благоденствию. Завод начинался со сборки американских "Студебекеров", а затем в 1950 годах переключился на малолитражки VW "Жук". Перейдя в 1970 году под крыло немецкого автогиганта, он собирал Golf, седаны Passat и, в итоге, элитные автомобили под маркой Audi.
Флаги стран НАТО у здания Национальной оперы в Риге - ИноСМИ, 1920, 26.08.2024
Европа и последствия её имперского, натовского и неолиберального наследияЕвропа катится в пропасть, пишет автор статьи на Al Mayadeen. В ЕС наблюдается триумф расизма над цивилизацией и традиционными ценностями, а на пьедестал возводят войну, а не мир. Это будет иметь серьезные последствия для Запада и приведет к формированию нового миропорядка, убежден журналист.
Завод раскинулся вдоль железнодорожной линии и канала в столичном районе Форе (Ворст). Центр рабочего квартала буквально утыкан дешевыми кафе и точками быстрого питания на каждом углу. Всего в 15 минутах езды расположена штаб-квартира Европейского союза, стремящегося помешать притоку дешевых китайских электромобилей и в ответ на государственные субсидии пригрозил пошлинами в размере до 37,6 процентов.
Предполагалось, что переход на электромобили откроет новую главу в истории не только завода, но и всей отрасли. Всех рабочих научили обращаться с высоковольтными батареями и устанавливать электродвигатели, а оборудование прошло масштабную модернизацию. Так, одних солнечных панелей установили на площади, равной 15 футбольным полям.
Однако вопреки всем капиталовложениям, Q8 e-tron стоимостью 76 тысяч евро провалился: во-первых, из-за дороговизны, во-вторых, программное обеспечение никак не соответствовало рекламному слогану Audi "Превосходство высоких технологий".
Европейские автопроизводители нехотя вступили в гонку электромобилей, недооценив как конкурентов, так и темпы перемен. "Увы, меры VW по сокращению расходов — прямое следствие многочисленных возможностей, упущенных за последние годы", — считает управляющий инвестиционным портфелем Union Investment Мориц Кроненбергер.
Острее всего угроза закрытия стоит на старых предприятиях в Западной Европе, где и заработная плата, и производственные затраты выше. Ликвидация такого масштаба чревата далеко идущими последствиями для местной экономики. На предприятиях заняты тысячи людей напрямую, и кроме того, они поддерживают тысячи рабочих мест косвенно — от поставщиков запчастей и снабженцев до уборщиков и пекарей. Заменить их будет нелегко.
Из-за размеров бедствия закрытие такого завода — не простое решение, а требует затяжных переговоров с местными властями и профсоюзами по поиску альтернатив, а также дорогостоящих мер, чтобы как-то смягчить удар. Так, закрытие завода в Брюсселе может обойтись VW примерно в миллиард евро. А в переговорах участвует сам премьер-министр Бельгии Александр Де Кро.
При этом VW уверяет, что альтернативы радикальным мерам нет. "Экономическая среда ужесточилась, и в Европе утверждаются новые игроки, — заявил Блюме в понедельник. — По удобству ведения бизнеса Германия все больше отстает в конкурентоспособности"
Для рабочих, вроде Сабатино, ситуация стремительно переменилась. Что характерно, этим же летом у завода в Брюсселе вывесили растяжку с текстом "Добро пожаловать на завод будущего". Горькая ирония не ускользнула от 59-летнего Сабатино, который стал одним из главных переговорщиков в надежде сохранить как можно больше рабочих мест.
"Все говорят, что не надо вешать нос, — сказал он. — Но это попросту невозможно, когда с тобой так обращаются. Я больше никому и ничему не верю".
Автор: Элизабет Берманн (Elisabeth Behrmann), Джон Айнгер (John Ainger), Моника Реймунт (Monica Raymunt)