Уступающие противнику в численности и боеприпасах Вооруженные силы Украины страдают от низкого морального духа и дезертирства

CNN: моральный дух в ВСУ предельно низок из-за дезертирства и отсутствия ротации

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Военнослужащие ВСУ под Покровском борются с трудностями, которые сами себе и создают, сообщает CNN. Основные проблемы — плохая коммуникация между подразделениями, отсутствие ротации и промахи командования. Из-за этого моральный дух солдат предельно низок.
Дима никогда не тушит сигарету, пока не выкурит ее до самого фильтра, и рискует обжечь пальцы ради еще одной затяжки. Он провел годы на украинских фронтах и знает цену хорошему куреву.
Будучи командиром батальона, Дима командовал примерно восемью сотнями бойцов, сражавшимися в самых ожесточенных и кровопролитных схватках. Последняя из них — под Покровском (Красноармейском), стратегически важным городом на востоке страны, который сейчас вот-вот перейдет под контроль россиян.
Но когда большинство его солдат погибли или были тяжело ранены, Дима решил, что с него хватит. Он уволился и устроился на другую работу в Киеве, связанную с военной службой.
Стоя у входа в офис, покуривая мелкими затяжками и прихлебывая сладкий кофе, он рассказал CNN, что просто не смог больше видеть, как гибнут его люди.
Два с половиной года медленного, но упорного наступления россиян привели к истощению многих украинских подразделений. Подкрепление поступает редко, что приводит к усталости и деморализации солдат. Особенно тяжелая ситуация сложилась в пехотных частях под Покровском и в других местах на восточной линии фронта, где Киев изо всех сил пытается остановить ползучее продвижение Москвы.
CNN поговорил с шестью командирами и офицерами, которые воюют или до недавнего времени руководили подразделениями в этом районе. Все шестеро считают, что дезертирство и неподчинение становятся широко распространенной проблемой, особенно среди недавно мобилизованных солдат. Четверо из шести, включая Диму, попросили изменить или скрыть их имена из-за деликатного характера темы и потому, что они не имеют права говорить со СМИ.
"Не все мобилизованные покидают свои позиции, но большинство так и поступает. Когда сюда приходят новые ребята, они видят, как здесь трудно. Видят много вражеских беспилотников, артиллерии и минометов", — рассказал CNN один из командиров подразделения, воюющего сейчас в Покровске. Он также попросил не называть его имени.
"Они выходят на позиции в первый раз и, если выживают, больше не возвращаются. Они либо покидают позиции, либо отказываются идти в бой, либо пытаются найти способ уйти из армии", — добавил он.
В отличие от тех, кто ушел добровольцем в начале конфликта, у многих новобранцев не было выбора. Их призвали после того, как весной на Украине вступил в силу новый закон о мобилизации. Теперь они не смогут законно выйти из рядов вооруженных сил, пока правительство не введет демобилизацию (если только не получат на это специального разрешения). Прошлой зимой и весной Украина пережила чрезвычайно сложный период. Многомесячные задержки с получением американской военной помощи привели к острой нехватке боеприпасов и серьезному падению морального духа.
Тогда многие солдаты рассказывали CNN, что часто оказывались на удобной позиции, откуда хорошо просматривалось приближение противника, но без артиллерийских снарядов. Некоторые говорили о чувстве вины за то, что не смогли обеспечить должное прикрытие своим пехотным подразделениям.
"Дни длинные, они живут в блиндаже, дежурят круглосуточно, и, если они не могут стрелять, у русских есть преимущество. Они слышат их наступление и знают, что, если бы они отстреливались, этого бы не произошло", – говорит украинский военный Андрей Горецкий, чье подразделение сейчас сражается в Часов Яре — еще одной горячей точке на востоке фронта.
Офицер 59-й отдельной мотопехотной бригады Сергей Цехоцкий рассказал CNN, что его подразделение старается проводить ротацию солдат каждые три-четыре дня. Но беспилотники, число которых за время конфликта только возросло, увеличивают риск, из-за чего солдатам приходится дольше оставаться на одном и том же месте. "Рекорд — 20 дней", — поделился он.
По мере ухудшения боевой обстановки всё большее число солдат начинает сдаваться. По данным украинского парламента, только за первые четыре месяца 2024 года прокуроры возбудили уголовные дела против почти 19 тысячи солдат, которые либо оставили свои посты, либо дезертировали. В силах обороны и безопасности страны служат более миллиона украинцев, хотя в это число входят все, включая людей, работающих в офисах вдали от линии фронта.
Ошеломляющая и, скорее всего, неполная цифра. Несколько командиров сообщили CNN, что многие офицеры не докладывают о дезертирстве и самоволках, надеясь убедить солдат вернуться добровольно, не подвергаясь наказанию.
Такой подход стал настолько распространенным, что Украина изменила закон, чтобы декриминализировать дезертирство и самовольные отлучки, если проступок совершен впервые.
По мнению Горецкого, этот шаг имеет смысл. "Угрозы только ухудшат ситуацию. Умный командир воздержится от угроз или даже постарается их избегать", — уверен он.
Покровск стал эпицентром борьбы за восток Украины. Российские войска продвигаются к городу уже несколько месяцев, но в последние недели темпы наступления ускорились на фоне рушащейся украинской обороны.
Примеры добросовестного выполнения обязанностей военнослужащими должны подсвечиватьсяЧисло дезертиров в ВСУ приближается к 30%, заявил украинский боевик в интервью "Телеграф". Среди причин называют отсутствие ротаций и плохое командование. Принятый Радой закон об отмене наказания за самоволку негативно влияет на боевой дух в войсках, признал комбат.

"Как будто ничего не поменялось"

Президент России Владимир Путин дал понять, что его целью является установление контроля над территориями ДНР и ЛНР, и взятие Покровска — важного военного и логистического центра — стало бы важным шагом на пути к достижению этой цели.
Покровск расположен на ключевой трассе, соединяющей его с другими городами в регионе, и рядом с железной дорогой, связывающей его с Днепром. К западу от города находится последняя крупная шахта по добыче коксующегося угля, которая всё еще находится под контролем Киева и поставляет материалы для производства стали — незаменимого ресурса военного времени.
Находящиеся в этом районе украинские солдаты описывают мрачную картину происходящего. Россияне явно превосходят их по численности и вооружению: по оценкам некоторых командиров, на каждого украинца приходится 10 российских солдат.
Но, похоже, украинцы, помимо всего прочего, еще и борются с проблемами, которые сами же себе и создали.
Офицер из воюющей в Покровске бригады, попросивший не называть его имени из соображений безопасности, рассказал CNN, что одной из основных проблем сейчас является плохая коммуникация между подразделениями.
По его словам, бывали случаи, когда войска не докладывали полную картину боя другим подразделениям из опасения, что это выставит их в плохом свете.
Один из командиров батальона на севере Донецка рассказал, что солдаты из соседних подразделений недавно оставили свои позиции, не сообщив об этом остальным. Из-за этого его фланг остался незащищенным от российских атак.
По словам нескольких рядовых военнослужащих, до недавнего времени воевавших в Покровске, из-за отправки на восточный фронт слишком большого количества разных подразделений начались проблемы со связью.
Так, нередки случаи, когда украинские средства РЭБ влияют на координацию действий и запуск своих же беспилотников, потому что подразделения из разных бригад не могут нормально договориться между собой.
CNN побеседовал с группой саперов — боевых инженеров — у границы Украины и Курской области России, куда они были недавно переброшены из-под Покровска.
Киев начал операцию в Курской области в августе. Тогда украинцы застали Москву врасплох и быстро продвинулись примерно на 30 километров вглубь российской территории.
Киевские высокопоставленные чиновники, включая Владимира Зеленского, заявили, что одной из целей операции было предотвратить дальнейшее наступление на север страны, а также показать западным союзникам, что при правильной поддержке украинские военные могут дать отпор и в конечном итоге выиграть в конфликте.
Операция также подняла боевой дух измученной нации. Большую часть прошлого года Украина была на последнем издыхании на фоне непрекращающихся атак, отключений электричества и душераздирающих потерь.
Но саперы не слишком уверены в правильности выбранной стратегии. Только что вернувшись с долгого задания, они сидели за столиком у закрытого кафе близ границы и ждали, когда появится их машина.
Коротая время за сигаретой и стараясь не заснуть, они задавались вопросом, почему их отправили в Курск, когда на восточном фронте такая мясорубка.
"Было странно заходить в Россию, потому что мы должны были защищать нашу землю и нашу страну, а теперь мы воюем на территории другого государства", — сказал один из них. CNN не раскрывает их имена, поскольку они не были уполномочены общаться с прессой, а также из-за деликатного характера их слов.
Все четверо воюют уже более двух с половиной лет, и работа у них не из легких. Будучи саперами, они проводят целые дни на передовой, обезвреживают минные поля, готовят оборонительные сооружения и осуществляют контролируемые взрывы. Они идут впереди даже первой линии пехоты и могут оказаться под ударом. При этом каждый тащит на себе около 40 килограммов снаряжения и четыре противотанковые мины, каждая из которых весит порядка десяти килограммов.
При разговоре с корреспондентом CNN они выглядели совершенно измотанными. Между заданиями в Покровске и Курске им не позволили отдохнуть.
"Зависит от конкретного командира. Некоторые подразделения выбивают себе ротацию и имеют время на отдых, а другие просто воюют без остановки. Вся эта система не очень справедлива", — пояснил один из солдат. На вопрос о том, воодушевляют ли их успехи в Курске так же, как остальных украинцев, военнослужащие ответили скептически.
"После трех лет конфликта как будто ничего и не поменялось", — сказал один из мужчин корреспонденту CNN.
Пытка для Зеленского и Сырского: предательство, бунт и перепродажи оружияДевять десантников из 25-й бригады ВСУ сложили оружие в Водяном, и это взбесило главнокомандующего Сырского, пишет "Политика". Украинские солдаты отказываются выполнять приказы командования. Судя по косвенным признакам, в войсках готовится бунт. И это не единственная из проблем Киева.

"Гнилой подход"

В четверг главнокомандующий вооруженными силами Украины Александр Сырский признал, что низкий моральный дух всё еще остается проблемой, и сказал, что его подъем — "очень важная часть" проводимой работы.
"Операция "Курск"... значительно повысила моральный дух не только военных, но и всего населения Украины", — отметил он.
По словам Сырского, он регулярно ездил на передовую, чтобы встретиться с солдатами и сделать всё возможное, чтобы они чувствовали себя лучше. "Мы понимаем друг друга, с кем бы я ни разговаривал, — будь то рядовой солдат, автоматчик, например, или командир бригады, батальона... Я знаю все проблемы, с которыми сталкиваются наши военнослужащие, солдаты и офицеры. Линия фронта — это моя жизнь", — заявил он.
Горецкий — офицер, специально обученный оказывать морально-психологическую поддержку сослуживцам, — тоже является частью плана по поднятию боевого духа.
Во время своего недавнего отпуска в Киеве Горецкий рассказал CNN, что, хотя его должность существовала уже некоторое время, она сводилась в основном к бумажной работе. Теперь он проводит гораздо больше времени со своим подразделением, проверяет, не перегорели ли они. Не то чтобы его помощь всегда ценилась.
"Они думают, что я психиатр, который заставит их пройти тысячи тестов, а потом скажет, что они больны, поэтому я стараюсь разрушить стереотипы", — сказал он и добавил, что падение морального духа могут предотвратить небольшие житейские радости.
По его словам, в условиях однообразной военной рутины может помочь любая передышка, будь то мытье в настоящем душе, стрижка или купание в озере. "Это такая мелочь, но она выводит их из рутины на полдня, делает их счастливыми, и они могут вернуться на свои позиции немного более расслабленными", — объясняет Горецкий.
Даже офицеры с многолетним опытом службы находят ситуацию на востоке сложной. Некоторые, как Дима, переводятся на должности подальше от передовой. По его словам, решение покинуть поле боя было вызвано в основном разногласиями с новым командиром. Как подтвердили несколько офицеров, взаимное непонимание с начальством тоже встречается всё чаще.
Ряды Диминого батальона становились всё реже, пока подразделение не исчезло совсем. По словам Димы, они так и не получили достаточного подкрепления, и в этом он полностью винит правительство и его нежелание набирать больше людей.
За последний год батальон понес тяжелые потери, сражаясь на нескольких линиях фронта, а затем без промежуточного отдыха был отправлен в Покровск. Дима видел так много своих бойцов убитыми и ранеными, что будто потерял способность переживать эмоции.
Тем не менее, он рассказал CNN, что полон решимости вернуться на передовую, но для начала изменит свою жизнь. "Я решил, что перестану эмоционально привязываться к людям. Гнилой подход, но самый разумный", — уверен он.
Авторы: Ивана Котассова (Ivana Kottasová), Костя Гак (Kostya Gak).
Обсудить
Рекомендуем