Все больше украинцев высказываются в пользу переговоров о мирном разрешении конфликта. Солдаты с ними не согласны

WSJ: все больше украинцев готовы договариваться о мире с Россией

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
После провала прошлогоднего наступления ВСУ на Украине стало больше людей, выступающих за переговоры с Россией, пишет The Wall Street Journal. Неизбежные территориальные уступки сторонников мира не смущают.
Иэн Ловетт (Ian Lovett)
После 2,5 лет конфликта и десятков тысяч погибших, на фоне российского наступления на востоке страны, многие украинцы начинают задаваться вопросом, который до недавнего времени был запретным: не пришло ли время попытаться договориться?
Опросы общественного мнения показывают, что поддержка идеи переговоров с Москвой стала расти с тех пор, как прошлогоднее наступление ВСУ не привело к возврату контроля над сколько-нибудь значительным объемом территории. Тем не менее большинство украинцев по-прежнему высказываются в пользу продолжения боевых действий с целью отвоевать все ныне подконтрольные Кремлю земли. Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что надеется использовать захваченную Киевом территорию в Курской области России в качестве рычага для заключения мирного соглашения.
Но одна ключевая категория населения по-прежнему скептически относится к любой сделке с Россией: военные. Согласно одному из недавних опросов общественного мнения, лишь 18% ветеранов и военнослужащих считают, что Украина должна стремиться к завершению конфликта путем переговоров. Это наиболее низкий показатель из всех демографических групп, участвовавших в исследовании. При этом 15% солдат и ветеранов заявили, что присоединились бы к вооруженным акциям протеста, если бы руководство страны подписало мирный договор, с которым они не будут согласны.
"В западном обществе – и, разумеется, среди украинцев, – присутствует усталость от войны, – считает полковник Андрей Билецкий, командир одной из крупнейших украинских бригад. – Сейчас для Украины не самый оптимистичный момент, но никакой военной катастрофы не произошло. Эта схватка не проиграна".
В интервью The Wall Street Journal Билецкий отметил, что не в его компетенции обсуждать, каким должно быть мирное урегулирование, и назвал его перспективы политическим вопросом. Но он сказал, что решил выступить публично – чего практически не делал с начала российской военной операции в феврале 2022 года, – из-за перемен в эмоциональном фоне, которые, по его словам, понижают мотивацию войск на фронте.
Сорокапятилетний Билецкий – экс-командир батальона "Азов"*, ряд бойцов которого исповедовали ультраправую идеологию и демонстрировали соответствующие символы, включая свастику. Билецкий, называющий себя консерватором, отрицает, что когда-либо придерживался нацистских идей или имел связи в таких кругах. Недавно США сняли запрет на оказание военной помощи этому подразделению.
Билецкий пользуется влиянием на Украине, особенно среди военных. Он бывший депутат парламента и основатель 3-й штурмовой бригады (сформирована на основе батальона "Азов"* – прим. ИноСМИ). По его словам, с военной точки зрения Украине не нужно добиваться установления режима прекращения огня. Хотя за последний год Киев потерпел несколько поражений, Билецкий назвал их сравнительно незначительными, добавив, что у России по-прежнему много собственных проблем. Плохое обучение солдат и нехватка офицеров низшего звена привели к тому, что большинство успехов Кремля – например, взятие Авдеевки в начале этого года – сопровождались большими потерями.
"Украина может вернуть себе как минимум очень значительную часть территорий, – утверждает он. – Я вижу огромную опасность в том, чтобы просто взять и в случайно выбранный момент окончить конфликт".
На прошлой неделе президент России Владимир Путин заявил, что открыт для мирных переговоров, но только на условиях, которые Украина ранее отвергала как невыполнимые. В интервью этому изданию военнослужащие и ветераны – многие из которых воюют с 2014 года, – выразили скептицизм относительно идей о приостановке конфликта. Многие убеждены, что Россия воспользуется перерывом в боевых действиях для того, чтобы переоснастить российские вооруженные силы, а затем снова отправить их на Украину. Другие полагают, что уступка украинских территорий Кремлю сделала бы напрасными жертвы их погибших товарищей.
Иван Панченко, 42-летний ветеран, пришедший на фронт в 2014 году и демобилизованный по ранению в прошлом году, заявил, что будет выступать против любого плана, предусматривающего сдачу украинской территории.
"За последние 30 лет Россия нарушила десятки международных договоров – договоренности с ней ничего не стоят, – сказал он. – Если мы хотим устойчивого долговечного мира, нужно причинить им как можно больше боли".
Хотя опросы показывают, что украинская общественность в большинстве своем по-прежнему скептически настроена в отношении сделок с Россией, многие, особенно молодые люди, готовы принять мир не на лучших условиях, чтобы остановить конфликт.
Алла Пронина, 33-летняя учительница из Запорожья, говорит, что начала пересматривать свою позицию по переговорам после провала прошлогоднего украинского контрнаступления. Теперь, когда ее муж воюет, она готова отдать всю территорию, которую сейчас занимает Россия, в обмен на мир.
"Ну что нас ждет с этим конфликтом?" – спрашивает она.
Официально подобные заявления остаются под запретом. В прошлом месяце популярный киевский блогер Настя запостила в своем аккаунте в Instagram** с аудиторией в 600 тысяч подписчиков, что нет необходимости восстанавливать границы Украины по состоянию на 1991 год, а также возложила на политиков ответственность за затягивание конфликта. "Люди хотят мира", – написала она. Вскоре после этого, по словам блогера, ее вызвали на беседу в СБУ. Блогер отказалась комментировать произошедшее.
Тем не менее Владимир Дубовик, директор одесского Центра международных исследований, считает, что сдвиг в настроениях украинского народа дал Зеленскому возможность заключить какую-нибудь сделку.
"Сам факт того, что люди, похоже, больше готовы к переговорам с Россией, является значительной переменой", – утверждает Дубовик. Тем не менее, по его словам, любая договоренность о прекращении огня сопряжена со значительным политическим риском: "Для многих украинцев, скорее всего, любая договоренность будет восприниматься как неудачная".
Однако продолжение конфликта ставит перед Зеленским свои политические задачи.
Украинские бригады на восточном фронте испытывают острую нехватку людей и вооружения, а продолжение поддержки со стороны США может зависеть от результатов ноябрьских президентских выборов.
В начале этого года правительство Зеленского понизило призывной возраст с 27 до 25 лет в попытке таким образом решить проблему нехватки личного состава. Однако, по словам военных командиров, многие из тех, кого призывают в армию, старше, менее подготовлены и менее мотивированы, чем те, кто уходил добровольцем в начале войны.
Воюющий на востоке Украины 37-летний солдат рассказал, что бойцы, только что прибывшие в его подразделение из учебного центра, уже на следующий день были направлены в окопы, где, по его прогнозам, их ждут большие потери личного состава из-за отсутствия опыта. "На учебном полигоне мы все еще действуем по советским инструкциям, не уделяя внимания тем вещам, которые действительно нужны на войне, например, медицинской подготовке", – отметил он.
Многие сражающиеся на восточном направлении солдаты говорят о своего рода пропасти, образовавшейся между теми, кто воюет, и жителями крупных украинских городов, которые абстрагировались от происходящего на фронте. Так уже было с 2016 по 2022 годы, когда конфликт был де-факто заморожен. В Днепре, расположенном всего в нескольких часах езды от передовой, бары и кафе забиты молодыми людьми, которые потягивают кофе или пиво, совершенно не задумываясь о боевых действиях.
"Я не понимаю, почему общество делает вид, что ничего не происходит, – недоумевает воюющий на фронте 45-летний майор. – Правительство создало условия, при которых те, кто действительно мотивирован, не согласятся на договоры, по которым мы должны уступить территорию. Но решения будут принимать не те, кто сейчас воюет. Это очень больно осознавать".
Билецкий говорит, что для мирного населения вполне естественно продолжать жить как раньше. "Мы не можем одеть 37-миллионную нацию в камуфляж и отправить на фронт, – считает он. – Жизнь не остановить".
Тем не менее, по его словам, многие проблемы украинских военных можно решить, улучшив подготовку новобранцев. Билецкий заявляет, что в его собственной бригаде нет проблем с нехваткой личного состава, поскольку она известна как подразделение, где военнослужащие проходят надлежащую подготовку, прежде чем их отправляют в окопы.
"Когда человек плохо обучен, когда он не знает, что будет происходить на войне, как он будет выполнять свою задачу, спасать свою жизнь или своего боевого товарища, тогда он боится, и это нормально, – объясняет Билецкий. – Солдат, прошедший нормальное обучение, боится гораздо меньше".
* террористическая организация, запрещенная в России
** деятельность компании Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская
Обсудить
Рекомендуем