Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Если Украина сможет наносить удары по территории России западным оружием, последствия будут тяжелыми, предостерегает автор статьи в The Guardian. Эффективно использовать ракеты большой дальности можно только в рамках масштабного военного плана. Однако его наличие у Киева сомнительно, а консультации с Вашингтоном втягивают Запад в планирование ударов по России.
Решение позволить Киеву запускать западные ракеты по российской территории может иметь драматические последствия, поэтому его следует тщательно взвесить.
Совместный визит Энтони Блинкена и Дэвида Лэмми в Киев, за которым последует поездка Кира Стармера в Вашингтон на встречу с Джо Байденом, неизбежно породил предположения, что Украина скоро получит разрешение осуществлять по российской территории пуски англо-французских ракет Storm Shadow и американских ATACMS с дальностью свыше 300 километров.
Это чревато многочисленными рисками. Разрешение Украине запускать ракеты западного производства вглубь российской территории может иметь драматические политические последствия для вооруженного конфликта. Сейчас он идет мучительно медленно, истощая силы украинской армии, что, по всей видимости, выгодно Москве, войска которой приближаются к стратегически важному городу Покровску.
Во вторник Блинкен и Лэмми представили возможное оправдание ракетной эскалации и осудили Иран за поставку в Россию первой партии высокоскоростных баллистических ракет малой дальности Fath-360. Это шаг вперед по сравнению с менее скоростными беспилотниками Shahed, которые Москва получала до сих пор. Блинкен предупредил, что Россия может применить эти ракеты "в ближайшие недели".
По американским сведениям, дальнобойность ракеты Fath-360 составляет около 120 километров. Ею можно наносить удары по украинским городам, находящимся недалеко от линии фронта, таким как Харьков, Запорожье, Славянск и Краматорск, а теоретически даже по Киеву. Это даст русским возможность использовать собственный арсенал крылатых и баллистических ракет большего радиуса действия для нанесения ударов по другим украинским целям, как они делают на всем протяжении своей военной операции.
Ракетная война на Украине может показаться нескончаемой, но в ней есть своя логика. Цель России — истощить украинскую ПВО. У Киева уже закончились ЗРК малой дальности "Бук" и С-300, из-за чего украинские электростанции в этом году остались без защиты. По оценкам местных источников, в стране уничтожено примерно две трети генерирующих мощностей. До наступления зимы, которая может стать самой суровой с начала вооруженного конфликта в 2022 году, удастся отремонтировать лишь малую часть электростанций и сетей.
Кремль будет следовать такой же стратегии, думая о более ценных зенитно-ракетных системах, особенно о Patriot американского производства. В июле на натовском саммите Байден объявил о передаче Киеву четырех систем Patriot. Но сдерживающим фактором в данном случае является количество ракет-перехватчиков, которые можно изготовить. В этом году компания Lockheed Martin, производящая самые эффективные противоракеты PAC-3 MSE, должна выпустить 550 единиц.
Украинские источники с тревогой говорят о том, что число ударных ракет, которые могут запустить русские, наверняка превзойдет мировые возможности по производству ракет-перехватчиков, даже если Киев будет применять другие средства ПВО, такие как комплексы Samp/T и NASAMS. Согласно одной опубликованной в Киеве оценке, Россия может производить 1 200 ракет в год. Правда, достоверность этой информации проверить невозможно. Есть и другие цифры — поменьше. Согласно оценкам Королевского института оборонных исследований, речь можно вести о 420 крылатых ракетах Х-101 и о нескольких высокоскоростных баллистических ракетах.
Ключевой момент заключается в том, что пока Кремль верит в свою способность победить или сохранить инициативу в войне на истощение, у него не появится никаких стимулов думать о переговорах. Даже если принять во внимание внезапное вторжение ВСУ в Курскую область, у Киева все равно мало что получается. Эксперты надеются, что Украина сумеет удержать до конца года Покровск, который называют воротами в Донбасс. Но у России там преимущество в живой силе четыре или пять к одному. А численность личного состава — это та сфера, в которой Запад ничем не может помочь.
Украину возмущает то, что она не может наносить ответные удары по военным целям в России мощными ракетами, потому что Запад во главе с Белым домом не разрешает использовать для этого Storm Shadow и ATACMS. Но в последние дни появляются сигналы о том, что запрет этот — не абсолютный. Директор ЦРУ Билл Бернс в субботу выразил уверенность, что Байден "рассмотрит другие способы" оказания помощи Украине в конфликте, длящемся третий год и подходящем к своей третьей зиме.
Сложность заключается вот в чем. Трудно представить, что США, Британия или другие страны, участвующие в производстве Storm Shadow, такие как Франция и Италия, просто предоставят Украине полную свободу действий и позволят ей самой решать, по каким целям в России наносить удары. Вполне можно предположить, что, если Киев допустит просчет при использовании таких ракет, что приведет к гибели большого количества мирного населения, это будет иметь более серьезные последствия. Да и запасы этих ракет невелики, поэтому в США сомневаются, что они смогут переломить ситуацию.
Эффективно использовать ракеты большой дальности можно только в рамках масштабного военного плана. Но есть ли он у Украины? В конце августа руководитель офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак посетил Вашингтон. Там он представил список целей, которые, как считает Украина, можно эффективно поразить. Проблема в том, что такие дискуссии втягивают США и Британию в процесс украинского планирования ударов по России.
Осведомленные украинские источники также говорят об угрозе нанесения "показательного удара" ракетами большой дальности по России, чтобы принудить ее к прекращению военных действий. Такой удар наглядно покажет Кремлю, что Украина в состоянии угрожать центральным районам страны вокруг Москвы. Но нет никакой уверенности, что Кремль в ответ согласится остановить свою военную операцию и перейдет к переговорам. Директор ЦРУ Бернс сделал весьма резкое заявление о том, что Западу не следует бояться российских угроз по поводу ядерной эскалации. Однако вполне возможно, что Путин поступит именно так, как говорит.
Выступая на прошлой неделе в Германии на встрече министров обороны западных стран, Зеленский заявил, что, если у Киева будет возможность наносить удары вглубь вражеской территории, у России "появится мотив искать мира". Но действовать надо выверенно и осторожно. Не исключено, что у Украины мало времени, поскольку менее чем через два месяца в США состоятся президентские выборы, а один из кандидатов —Дональд Трамп — не говорит, хочет ли он победы Киева.
Ракетная дипломатия никогда не была так важна со времен холодной войны.