Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Решение США использовать доллар в качестве оружия, а международную платежную систему — как инструмент санкций подорвало доверие к американской валюте, пишет Sabah. Развивающиеся страны с интересом ждут новую валюту, которая будет анонсирована на встрече БРИКС+.
Когда США создавали Бреттон-Вудскую систему, чтобы превратить доллар в международную резервную валюту, остальные страны были не в состоянии поднять свою валюту в тяжелых условиях после Второй мировой войны. Поэтому в первые 15 лет холодной войны, пока США возглавляли экономическую, торговую, политическую и военную структуры НАТО, почти все страны, решившие войти в данный альянс, создали резервы в своих центральных банках в основном из долларов. В начале 1960 годов доля американской валюты в резервах центробанков составляла 70–75%. Более того, в начале 1970 годов, несмотря на крах Бреттон-Вудской системы, доля доллара в резервах даже достигла отметки в 85%.
Однако с началом войны во Вьетнаме и последовавшими за ней "нефтяными войнами" доллар начал терять стоимость, а цены на золото — бить рекорды. Когда ведущие экономические державы, которых практически просто заставляли поддерживать стоимость доллара, выразили недовольство такой картиной, было подписано соглашение "Плаза", повлекшее за собой снижение курса доллара и увеличение доли золота и валют других стран в резервах центробанков. В 1991 году доля американской валюты в этих резервах уменьшилась до 45%. Индекс доллара, показывающий отношение валюты США к шести другим основным валютам, упал с самого высокого значения в 128 пунктов в феврале 1985 года до 84 пунктов в июне 1995 года.
Тем временем холодная война закончилась, началась эпоха однополярного мира и очередного подъема США. США восстанавливали свой вес в глобальной экономико-политической системе, и в феврале 2002 года, то есть до того, как единая европейская валюта евро вошла в обращение и зарекомендовала себя, индекс доллара вновь поднялся до 113 пунктов. Доля американской валюты в резервах центробанков снова достигла 71%. Затем, во время мирового финансового кризиса, индекс доллара упал сначала до 85 пунктов в марте 2008 года, а в дальнейшем опять до 81 пункта летом 2011 года. В конце 2016 года показатель восстановился до 103 пунктов, после чего вновь опустился ниже 100 пунктов.
Во время глобальной эпидемии коронавируса индекс доллара колебался в диапазоне 90–100 пунктов и даже достиг 112 пунктов в начале 2022 года. Однако с последним решением Федеральной резервной системы США о снижении процентных ставок индекс американской валюты, похоже, снова опустится ниже 100 пунктов.
Тем не менее настоящую причину обесценивания доллара следует искать не в "вирусах", а в "финансовой холодной войне". Ведь США допустили тактическую ошибку и решили использовать доллар и долларовую международную платежную систему в качестве "оружия". Это вызвало большое недоверие у развивающихся стран и практически всех стран Глобального Юга. По этой причине ведущие развитые и развивающиеся страны начали быстрее обращаться к золоту. Это привело к рекордным ценам на золото, и сейчас идет речь об отметке в 3000 долларов за унцию.
Финансовая холодная война становится усугубляется с тех пор, как США стали использовать доллар в качестве "оружия", а международную платежную систему — как "санкционный" инструмент. Подрыв доверия к американской валюте повышает вероятность того, что ее доля в резервах центробанков упадет ниже 50%. В этой связи все с большим интересом ждут новую международную платежную систему, которая, как предполагается, будет анонсирована на встрече БРИКС+.