Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов одобрила амбициозный "Пакт будущего", пишет Al Jazeera. Россия и ряд других стран предлагали внести в документ правки, но их замечания не были учтены. В итоге пакт останется набором пустых деклараций.
Мазиар Мотамеди (Maziar Motamedi)
Как и многие другие документы ООН, "Пакт будущего" содержит много масштабных целей, но мало конкретики по поводу того, как их достичь. Его принятие вызвало недовольство Москвы.
Генеральная Ассамблея ООН (ГА ООН) приняла амбициозный пакт, призванный сделать организацию более значимой и эффективной на мировой арене в XXI веке на фоне растущей критики по поводу ее неспособности остановить вооруженные конфликты и призвать к ответу тех, кто нарушает Устав.
Россия и Иран были в числе семи стран, проголосовавших против "Пакта будущего", но им не удалось не допустить его принятия в ходе саммита, который проходил 22–23 сентября.
Давайте рассмотрим ключевой документ ежегодного саммита в Нью-Йорке, высокие цели, которые он ставит перед мировым сообществом, и почему, по мнению России, никто не может быть полностью удовлетворен его текстом.
Что такое "Пакт будущего"?
ООН описывает пакт как "эпохальную декларацию", обязывающую принять меры по улучшению мира для будущих поколений.
В пространном тексте, принятом 193 участниками ГА ООН, содержится обязательство ускорить достижение Целей в области устойчивого развития ООН (ЦУР) и обязательств Парижского соглашения по климату. В нем говорится об устранении коренных причин конфликтов и ускорении выполнения обязательств в области прав человека, включая права женщин.
К нему прилагаются два документа: "Глобальный цифровой договор", посвященный регулированию искусственного интеллекта (ИИ), и "Декларация о будущих поколениях", призывающая к тому, чтобы национальные и международные решения принимались с упором на обеспечение благополучия грядущих поколений.
"Мы собрались здесь, чтобы отодвинуть многосторонний порядок от края пропасти. Теперь наша общая судьба – пройти через это. Это требует не просто согласия, но и действий", – сказал генеральный секретарь Антониу Гутерриш мировым лидерам, собравшимся в штаб-квартире ООН в воскресенье.
По словам аналитика International Crisis Group (ICG) Ричарда Гоуэна, пакт охватывает целый ряд тем с разным уровнем амбициозности, и различные форумы и агентства ООН будут нести ответственность за последующие действия по разным вопросам.
"Некоторые из предложений вполне конкретны, например, просьба к генеральному секретарю проанализировать состояние миротворческих операций ООН. Другие, такие как обещание работать над ядерным разоружением, к сожалению, скорее цветистая риторика, чем конкретные предложения", – сказал он "Аль-Джазире".
"Тем не менее важно, чтобы члены ООН разработали надлежащий план реализации практических частей пакта, поскольку мы часто видели, как мировые лидеры подписывают в ООН красиво звучащие обещания, а затем не выполняют их", – добавил аналитик.
Говорится ли в пакте о том, как он сделает мир лучше?
Не совсем. Как это часто бывает с резолюциями и обещаниями ООН, "Пакт будущего" изобилует высокими целями и обязательствами, но не содержит практических, реальных шагов, которые организация может предпринять для претворения в жизнь своего видения.
– В документе утверждается, что страны "покончат с голодом и обеспечат продовольственную безопасность", устранят глобальный дефицит финансирования и инвестиций, возьмут на себя обязательства по созданию справедливой многосторонней торговой системы, обеспечат гендерное равенство, защитят окружающую среду и климат, а также защитят людей, пострадавших от чрезвычайных гуманитарных ситуаций. Но в документе ничего не говорится о том, как ООН и ее члены будут этого добиваться.
– Война Израиля в Газе, конфликт на Украине и гражданская война в Судане продолжают уносить жизни людей, что обязывает всемирную организацию поддерживать Международный суд ООН. Но Израиль, например, дал понять, что не позволит суду повлиять на его разрушительную войну, в которой погибло более 41 000 палестинцев. Другими словами, в новом пакте не прописано, как ООН планирует заставить своих членов следовать ее же правилам.
– В пакте содержится обещание придерживаться обязательств по разоружению (ядерное и биологическое оружие), "возродить доверие к глобальным институтам", сделав их более представительными и ответственными, а также защищать права человека, в том числе путем борьбы с расизмом и ксенофобией. Однако и в этом случае речь идет лишь об обещаниях.
– В приоритетном порядке ООН собирается "устранить историческую несправедливость в отношении Африки" и "улучшить представительство" стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Карибского бассейна. Однако в документе ничего не говорится о том, как ООН ускорит реформы, которых Глобальный Юг требует уже много лет.
– "Пакт будущего" призван ускорить реформу международной финансовой архитектуры, усилить реакцию на глобальные потрясения, улучшить сотрудничество в области освоения космического пространства и сохранения космоса для мирных целей. Однако многие страны, участвующие в "космической гонке", также являются постоянными членами СБ ООН с правом вето, что ограждает их от любой значимой критики.
– Поскольку многие резолюции ООН остаются без внимания, пакт обязуется "усилить ответные меры" СБ ООН и "оживить" работу ГА ООН, а также укрепить всю систему ООН, включая Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и Комиссию по миростроительству (КМС). Каким образом? Об этом опять же ничего не сказано.
По словам Гоуэна, многие члены ООН считают, что реформа Совета Безопасности ООН необходима после конфликтов в Газе и на Украине, но на самом деле заключить сделку будет сложно, как и реформировать международные финансовые институты.
"Я думаю, что развивающиеся страны сыграли более весомую роль в создании этого пакта, чем в некоторых предыдущих процессах реформирования ООН, но США по-прежнему эффективно отстаивали свои “красные линии” в таких вопросах, как международная финансовая система", – отметил он.
"Пакт далек от совершенства, и многие могут посчитать, что ему не хватает глубины и остроты, необходимых для преодоления глобального многопланового кризиса. Но я думаю, что мы должны быть благодарны дипломатам за то, что они вообще смогли заключить соглашение в текущей безрадостной обстановке", – добавил Гоуэн.
Так почему же есть те, кто против?
Россия, Иран, Северная Корея, Белоруссия, Сирия и Никарагуа в последний момент предложили внести поправку в текст пакта, призвав к невмешательству в любой вопрос национального суверенитета.
Она гласила, что "ООН должна отдавать приоритет межправительственному процессу принятия решений" и "ее система не должна вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней юрисдикции государств".
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин заявил на саммите, что координаторы подготовки текста – Германия и Намибия – с самого начала включали в него только то, что им диктовали в основном западные страны. Ни один призыв России сесть за стол переговоров и обсудить их удовлетворен не был. Межправительственных переговоров по пакту, по сути, не было. Он назвал такой подход "деспотизмом".
По его словам, Москва "дистанцируется от консенсуса по этому документу".
Вершинин также подчеркнул, что пакт не является документом, автоматически создающим новые мандаты и обязательства для государств-членов. Это просто декларация, причем очень размытая.
Республика Конго, представляющая 54 африканских государства, и Мексика, крупнейшая страна Латинской Америки, отклонили поправку, что открыло путь к принятию этого документа.
Страны, выступившие против пакта, входят в число государств, на которые наложены самые жесткие (чаще односторонние) санкции в мире, причем США и Евросоюзом, а не высшими органами ООН.
Гоуэн сказал, что Россия "плохо ориентируется в ситуации" и внесла поправки в последнюю минуту, когда другие уже приняли решение. Россия почувствовала, что к ней проявили неуважение после того, как Германия и Намибия проигнорировали некоторые из ее опасений, сказал он.