Вопрос по третьей мировой: смогут ли Россия и Китай одержать победу в бою над F-22 Raptor?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Самолет-невидимка F-22 Raptor разрабатывался в США в годы холодной войны, пишет NI. В условиях современных конфликтов американцы спешат сдуть с него пыль. По их мнению, это единственный истребитель, способный как-то противостоять военной мощи России и Китая.
Россия и Китай принимают на вооружение современные истребители и зенитно-ракетные комплексы. Поэтому маленькой элитной группе летчиков ВВС США, летающих на самолетах F-22 Raptor компании Lockheed Martin, всё чаще приходится думать о том, как выполнять боевые задачи и удерживать превосходство в воздухе в условиях усиливающихся военных рисков.
Концепция "Раптора" была разработана в последние годы холодной войны. Этот современный сверхзвуковой самолет-невидимка предназначался для уничтожения самого грозного оружия, которое Советский Союз мог применить против США и НАТО в случае начала третьей мировой войны в Европе. Но когда закончилась холодная война, а в 1991 году распался Советский Союз, F-22 остался без дела (по крайней мере, так тогда казалось). Надо сказать, что Буш-младший и Обама в 2008 году отменили программу производства F-22, причем в момент, когда было заказано всего 195 самолетов (из них 187 серийных). Причина такой отмены проста: им казалось, что межгосударственные конфликты с применением самого современного оружия стали уделом истории. Однако сегодня становится очевидно, что они ошибались.
В 2017 году министр обороны Эштон Картер (Ashton Carter) заявил, что соперничество великих держав возобновилось. "Мы будем готовы противостоять современному противнику. Мы называем это полным спектром. Своим бюджетом, планами, военным потенциалом и действиями мы должны продемонстрировать вероятному противнику, что, если он развяжет войну, мы сможем его победить. Та сторона, которая способна предотвратить конфликт, должна демонстрировать, что она в состоянии доминировать в таком конфликте, — сказал Картер, выступая в Вашингтонском экономическом клубе. — В этом плане Россия и Китай являются самыми сильными нашими противниками. Они разработали и продолжают разрабатывать современные системы вооружений, стремясь ликвидировать наши преимущества в некоторых областях. Иногда они создают такое оружие и такие методы ведения войны, которые позволяют им очень быстро достигать своих целей до того, как мы сможем нанести ответный удар (по крайней мере, они надеются на это)".
Надо сказать, что даже после распада Советского Союза Россия сохранила самые лучшие предприятия военно-промышленного комплекса, несмотря на экономические и социальные невзгоды девяностых годов. Вопреки серьезным проблемам, Россия сумела создать и принять на вооружение такие виды оружия и боевой техники, как самолет Су-35С, зенитно-ракетные комплексы С-300В4 и С-400, а также другие системы. Тем временем усиливающийся Китай всерьез взялся за модернизацию своей армии, разрабатывая новые истребители и новые системы ПВО, такие как J-16 и HQ-9. Таким образом, пока Вашингтон игнорировал своих вероятных противников, сосредоточившись на войнах в Ираке и Афганистане, китайские и российские руководители продолжали модернизацию своих вооруженных сил, чтобы сдержать американцев в случае возникновения конфликта.

Почему F-22 Raptor нужен Америке (причем больше, чем когда бы то ни было)

Во время войны в Сирии Пентагон пришел к выводу, что ему придется делать ставку на свой крошечный парк из 186 самолетов F-22, если возникнет необходимость в создании бесполетных зон или зон безопасности в этой истерзанной конфликтами стране. Raptor — это единственный боевой самолет, способный бороться с современными средствами противовоздушной обороны, такими как "Панцирь-С1" С-300В4 и С-440, которые были развернуты в Сирии. Более того, это единственный самолет в составе ВВС США, обладающий существенными преимуществами над российскими истребителями Су-30СМ и Су-35С.

Важна подготовка

Конечно, очень важно иметь нужные средства ведения войны, но человеческий фактор еще важнее. Летчиков и техников необходимо обучать и готовить к преодолению самых современных угроз в условиях боевых действий. Как-то я побывал в элитном 1-м истребительном крыле ВВС США. Это передовая часть, летающая на машинах F-22 Raptor. Дело было во время учений по проверке боевой готовности. Учения по проверке боевой готовности имеют целью выяснить, насколько то или иное подразделение готово к выполнению боевой задачи. Этим они отличаются от крупных учений типа Red Flag или тех, что проводит Школа вооружений ВВС США на этапе обучения выполнению боевой задачи, когда главным образом отрабатываются навыки пилотирования. По сути дела, это генеральная репетиция и проверка готовности к войне.
"Летчики „Рапторов" являются важнейшим звеном, но они всё равно входят в состав команды. Они ничего не смогут сделать, если техники не подготовят машины к вылету. Техники, обеспечивающие малозаметность самолета, должны подготовить его поверхность. Парни, занимающиеся вооружением, устанавливают бомбы и ракеты. Авиадиспетчер выпускает машину в полет. Разведчики готовят летчиков к выполнению задачи. Всё это надо делать комплексно, поскольку, если будет какой-нибудь сбой, вылет не состоится, — рассказал мне Феслер, показывая район стоянки и обслуживания самолетов. — На таких учениях мы должны выйти из состояния статики, быстро мобилизоваться, запустить двигатели, а затем без промедлений вступить в бой. Другого способа подготовки просто не существует".
Феслер объяснил мне замысел учений. Он состоит в том, чтобы взять шесть эскадрилий, составляющих крыло, а также личный состав 192-го истребительного крыла Национальной гвардии вместе со вспомогательными подразделениями, и развернуть всё это в разных частях авиабазы в условиях, приближенных к боевым. В рамках учений крыло получило приказ подготовиться к выполнению боевой задачи на конкретном театре военных действий и к убытию на него в кратчайшие сроки. Получив такой приказ, личный состав крыла пакует всё необходимое вспомогательное оборудование, готовит свои самолеты к действиям на указанном театре, а спустя несколько часов вылетает на него. Во время моего пребывания на базе две эскадрильи F-22 были переброшены в разные ее части и работали в районе стоянки и обслуживания в палатках. "Это требует очень тщательной организации", — сказал Феслер.

Абсолютная страховка

Во многих отношениях "Раптор" является страховым полисом ВВС США. Если остальные самолеты ВВС готовятся и ведут боевые действия в условиях конфликтов низкой интенсивности, то F-22 сосредоточен почти исключительно на противодействии самым современным и высокотехнологичным угрозам. "Мы постоянно готовимся к боевым действиям с самым высококлассным противником, — сказал Феслер. — Конфликт низкой интенсивности — это не главная наша задача".
С самого начала, когда в 2002 году начались эксплуатационные испытания F-22, он очень хорошо зарекомендовал себя в имитации боевой обстановки, одержав несоразмерно большое количество побед в воздухе по сравнению с другими машинами. Даже когда "Раптор" действовал против самых грозных вражеских машин, таких как Су-35, а также против ЗРК С-300В4 и С-400, "сбивали" его крайне редко. "Потери среди F-22 — это исключительная редкость, против каких бы машин он ни воевал в имитированной боевой обстановке", — сказал Феслер.

Почему "Раптор" сильнее других

На самом деле, главная проблема в ходе подготовки летчиков F-22 состоит в том, чтобы создать достаточное количество целей для поражения и по-настоящему серьезные угрозы. В противном случае пользы от таких тренировок будет мало. Еще одна проблема заключается в том, что этот самолет обладает просто блестящими характеристиками в плане скорости, разгона, малозаметности, приборов обнаружения и маневренности, что компенсирует тактические ошибки летчика.
"Летчик может допустить массу ошибок, показать множество недостатков, день может выдаться очень неудачный, но самолет всё равно покажет себя с самой лучшей стороны, — сказал один из наиболее опытных пилотов F-22 с позывным Crash. — То, что ты одерживаешь победу в бою, вовсе не означает, что ты показал хороший результат. А если ты проиграл, это не значит, что именно ты всё испортил. Бывают случаи, когда наши парни погибают во время учебных полетов, хотя всё делают правильно. А бывает и так, что какой-нибудь болван портит всё направо и налево, но в итоге добивается успеха. Но в этом самолете выжить намного легче".
Чтобы подготовить летчиков к учениям, в 1-м истребительном крыле используют сочетание учебных самолетов Т-38 и F-22, играющих роль условного противника. В этих случаях они создают угрозы на уровне Су-35. А бортовые компьютеры и линии передачи данных F-22 имитируют работу вражеских средств ПВО, таких как С-300В4 и С-400. Во время одного из вылетов "Раптор" столкнулся с несколькими современными "сушками" и серьезнейшей угрозой с земли, рассказал мне молодой офицер по системам вооружений F-22 из 1-го истребительного крыла с позывным Bullet. Bullet — выпускник элитной Школы вооружений ВВС США, и он принимал самое активное участие в подготовке этих учений.
С-500: российская система ПВО, созданная специально против истребителей F-22 и F-35?Россия отправит комплексы С-500 для усиления противовоздушной обороны на Украине, пишет TNI. Это станет серьезной проблемой для ВСУ, в частности, для истребителей F-16, которые согласилась поставить НАТО. Эксперты предупреждают, что эти самолеты слишком уязвимы перед российской С-500.
"Обычно мы готовимся к борьбе с самыми серьезными и самыми современными угрозами, так как хотим быть готовыми ко всему и поддерживать высокий уровень, — рассказал мне Bullet. — Когда мы действуем в условиях самых худших сценариев, мы используем максимум своих возможностей. А когда подготовка проходит не на таком высоком уровне, то получается, что мы не в полной мере подготовлены к выполнению боевых задач".
Поскольку самолет обладает превосходными характеристиками, а летчики являются элитой высшей пробы, противник может одержать верх над "Рапторами", только когда имеет большое численное превосходство. Летчик с позывным Crash рассказал мне об одном случае, когда четыре F-22 одновременно вели бой с 10 самолетами противника четвертого поколения, похожими на Су-35. "Ну, они были даже немного лучше, чем типичные машины четвертого поколения, — сказал Crash. Мы обычно не выполняем учебные задачи против машин, которые еще не приняты на вооружение. Но мы стараемся бороться с самыми современными из существующих угроз".
Обычно F-22 уничтожает противника с большого расстояния. Как отмечает Феслер, если "Раптору" не удалось поразить самолет противника издалека и он вступает в воздушный бой в условиях визуального контакта, значит, произошло нечто ужасное. Обычно тут же начинается разбор полетов в попытке понять, в чем заключается ошибка. Надо сказать, что все летчики, с которыми я беседовал, в один голос говорили, что такой разбор является самой важной частью учебного вылета. Тем не менее, летчики F-22 очень серьезно готовятся и к воздушному бою в условиях визуального контакта. "Обычно мы проходим весь комплекс тренировок от А до Я, — сказал Crash. При этом мы исходим из того, что летчик F-22, прошедший подготовку на Западе, является самой серьезной угрозой из числа тех, с которыми мы можем столкнуться".

Большая (и необходимая) модернизация

Одним из последних усовершенствований "Рапторов" в Лэнгли является программное обеспечение Block 3.2A/Update 5. А еще этот самолет наконец-то получил ракету AIM-9X Sidewinder компании Raytheon, которая способна поражать цели с большими бортовыми углами. Летчики F-22 давно уже мечтали о такой ракете. Это серьезный плюс для "Раптора", о чем мне говорили буквально все летчики 1-го крыла, с которыми я беседовал. Новое оружие существенно повышает и без того грозные боевые возможности F-22. И это несмотря на то, что обновление Block 3.2A/Update 5 является промежуточным. Ракеты AIM-9X и AIM-120D AMRAAM будут полностью совместимы с "Раптором".
Чего до сих пор не хватает F-22, так это нашлемного дисплея. Такие дисплеи давно уже применяются в большинстве американских и иностранных истребителей. Из-за его отсутствия "Раптор" в ближнем воздушном бою оказывается в очень невыгодном положении, когда он не в состоянии в полной мере проявить все свои боевые качества.
В ВВС собираются включить такие шлемы в экипировку F-22, однако летчики из 1-го истребительного крыла говорят, что он не так уж и необходим. "Раптор" обычно имеет превосходство в бою и без такой системы. Как отметил Феслер, летчики F-22 даже без ракет AIM-9X и нашлемных дисплеев часто подлетают к противнику на прицельную дальность бортового оружия или нападают на его самолеты из засады в пределах прямой видимости. "Я могу незаметно подобраться к противнику, — сказал Феслер. — На F-22 я облетаю его, а он меня даже не видит. Я пристраиваюсь ему в хвост и говорю: „Зачем тратить ракету, если есть пушка"".
В конечном итоге, поскольку F-22 является в ВВС США истребителем пятого поколения для завоевания превосходства в воздухе и действует во враждебном мире, где угроз становится с каждым днем всё больше, командование этого вида вооруженных сил должно быть заинтересовано в постоянном наращивании боевых возможностей "Раптора".
Обсудить
Рекомендуем