Почему Россия стремится захватить ключевую украинскую угольную шахту

Economist: без шахты у Покровска выпуск стали на Украине сократится до минимума

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Без угольной шахты у Покровска оставшаяся сталелитейная промышленность Украины окажется намертво парализована, пишет Economist. В 2021 году страна была 14-м по величине производителем стали в мире, но в прошлом откатилась аж на 24-е место. Что дальше?
На окраине Покровска (Красноармейск) на востоке Украины стоят две женщины и голосуют. Как и большинство мирных жителей города, они уже уехали в другое место, но вернулись забрать некоторые вещи. Они стоят у заколоченной автозаправки, где всего несколько месяцев тому назад кипела жизнь. Российские войска подбираются все ближе, и вот-вот начнется полномасштабная битва за город. К западу от Покровска уже вырыты новые оборонительные рубежи, к которым ВСУ надеются отступить, если (или когда) город все же падет.
Вдалеке виднеются клубы дыма. Русские находятся всего в восьми километрах от восточной окраины Покровска. Но в их поле зрения не только этот стратегический узел автомобильных дорог и железнодорожных путей. Краса и гордость Покровска — огромная современная шахта в 15 минутах езды на юго-запад. Она высится над окрестными полями прямо за селом Удачное. В прошлом месяце здесь произошли первые военные потери: в результате удара погибли две женщины.
Донбасс некогда представлял собой бескрайнюю степь. Однако в конце 19 века, когда он еще был частью Российской империи, были обнаружены богатые залежи угля, и край ждала стремительная индустриализация. Впоследствии угольные шахты питали энергией его металлургическую промышленность. Потеряв в 2014 году половину Донбасса из-за мятежа пророссийских сепаратистов, Украина лишилась 80% своих угольных месторождений. А в 2022 году во время осады Мариуполя были разрушены два мощнейших сталелитейных завода, что подорвало металлургическую промышленность Украины. Один из них, “Азовсталь”, прогремел на весь мир, поскольку именно там ВСУ отчаянно держали оборону до последнего.
Покровская шахта — далеко не пережиток советского прошлого: она открылась лишь в 1990 году. Теперь ею владеет компания “Метинвест” Рината Ахметова — одного богатейших людей Украины. “Метинвесту” принадлежали и оба мариупольских металлургических завода, а также коксохимический завод в Авдеевке, один из крупнейших в Европе, пока его не разрушили в прошлом году. Теперь компании грозит потеря еще и этой шахты.
Бытует расхожее мнение, что для российского руководства удары по активам Ахметова не просто подрывают украинскую экономику — они таят в себе еще и сладость мести. До 2014 года олигарх был ключевым политическим и экономическим игроком в Донбассе и на Украине как таковой, и Кремль явно рассчитывал, что он встанет на сторону сепаратистов и России. Когда же он выступил на стороне Украины, они восприняли это как предательство и конфисковали его имущество. Сегодня даже некогда сверкавший стадион донецкого “Шахтера”, который он выстроил в 2009 году, заброшен.
Вместе со всеми заводами и административными зданиями Покровское шахтоуправление обеспечивает работой 6 000 человек, из которых около 1 000 в настоящее время служат в ВСУ. Это крупнейшая шахта по добыче коксующегося угля на всей Украине. Ее уголь металлургического качества идет на выплавку железной руды и жизненно важен для оставшегося в стране сталепроката. В этом году “Метинвест” надеялся добыть 5,3 миллиона тонн угля. В 2023 году сталелитейные заводы Украины выплавили 6,2 миллиона тонн стали. Однако в 2021 году, до потери обоих мариупольских заводов, производство составляло 21,4 миллиона тонн. В 2021 году Украина была 14-м по величине производителем стали в мире, но в прошлом году откатилась аж на 24-е место.
По словам аналитика Андрея Бузарова, русским даже не нужно захватывать саму шахту, чтобы задушить оставшуюся сталелитейную промышленность Украины. По мере продвижения вперед они попытаются отключить электроснабжение и взять под огневой контроль главную дорогу, по которой уголь поступает на запад к оставшимся сталелитейным заводам страны. Затем они проделают то же самое с еще одной, меньшей шахте по добыче коксующегося угля в 18 км к северу от Удачного в Доброполье, предсказывает он.
До ввода российских войск феврале 2022 года сталь составляла треть украинского экспорта. С тех пор экономика страны просела на треть. Александр Каленков из “Укрметаллургпрома”, объединения всех металлургов и горняков страны, заявил на конференции в прошлом месяце, что потеря покровского коксующегося угля катастрофическим образом обрушит сталепрокат. “В этом году мы можем достичь 7,5 миллиона тонн, — сказал он, — но без Покровска выпуск сократится всего до 2–3 миллионов тонн”.
Генеральный директор “Метинвеста” Юрий Рыженков заявил в сентябрьском интервью Forbes, что даже в случае сдачи Покровска компания все равно сможет закупить часть коксующегося угля внутри страны, однако остальное в любом случае придется импортировать, в результате чего украинская сталь сделается слишком дорогой для некоторых рынков. Как следствие, сама отрасль и правительство лишатся доходов. Рыженков отметил: “Некоторые говорят: “Смотрите, вот мы потеряли Мариуполь — и ничего”. Но это неправда. Мы потеряли серьезную часть нашего ВВП. Просто теперь нас финансируют наши партнеры, поэтому мы еще не осознали, что денег у нас в бюджете заметно поубавилось. И здесь будет та же история”.
И русские это знают.
Обсудить
Рекомендуем