Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Инициатива G7 о предоставлении кредита Украине на 50 миллиардов долларов началась с многосторонних уверений в "поддержке", но обернулась расколом между ЕС и США, констатирует автор статьи в Politico. Он предупреждает: Киев может остаться без денег.
Армин Штайнбах (Armin Steinbach)
В июне 2024 года “Семерка” пообещала Украине кредит в размере 50 миллиардов долларов — причем предполагалось, что он станет олицетворением единства Запада и демонстрацией силы. Однако прошло всего несколько месяцев, и это обязательство рискует бесславно рассыпаться.
Инициатива, начавшаяся с многосторонних уверений в поддержке, обернулась шаткой договоренностью, омраченной расколом и внутренними политическими и юридическими распрями. А над самим кредитом навис риск провала, если не будут предприняты срочные меры — и это при том, что изначально он задумывался для кредиторов “Семерки” как безрисковый!
Первоначальный план, зародившийся на саммите “Семерки” в итальянской Апулии, подразумевал взаимные уступки со стороны ключевых партнеров. ЕС обязался работать над тем, чтобы обезопасить кредит от посягательств Трампа в обход Конгресса, а США нехотя согласились уважать озабоченность блока международным правом и отказались от прямой конфискации российских активов. Вместо этого кредит будет погашен за счет непредвиденных доходов из замороженных средств Центрального банка России — решение мудрое, но хрупкое.
Однако теперь стало совершенно очевидно, что эта договоренность пошла трещинами.
Главная проблема в том, что санкции ЕС требуют продления раз в полгода. Этот камень преткновения сугубо технический, но решающий. Санкции продлеваются единогласным решением всех членов ЕС, а это означает, что каждое голосование таит в себе риск, что санкции прервутся — а с ними и приток доходов, которые должны финансировать погашение задолженности Украины. Эта неопределенность встревожила административно-бюджетное управление Белого дома — там опасаются, что ненадежная струйка непредвиденных доходов чревата бюджетными рисками, которые никогда не одобрит Конгресс.
Разумеется, ирония буквально бросается в глаза. С одной стороны, США просят ЕС презреть международное право и изъять российские активы. С другой, они не готовы мириться с внутренними правовыми рисками, пеняя при этом ЕС на его механизм продления санкций. Эти двойные стандарты вообще характерны для борьбы, развернувшейся внутри “Семерки”: европейская нерешительность столкнулась с юридической жесткостью Америки, а крайней выходит Украина.
Однако выход из этого тупика весьма прост — нужна лишь политическая воля. ЕС мог бы перейти от пересмотра раз в полгода к более прочной системе, увязав санкции с соблюдением Россией международного права. Таким образом вместо необходимости голосовать раз в полгода, санкции будут сняты не раньше, чем Москва покроет весь ущерб от конфликта, — а отменить пересмотренный механизм можно будет лишь единогласным решением.
Этот шаг соответствовал бы подходу Европейского суда, который в принципе не требовал жесткого шестимесячного цикла, доколе санкции классифицируются как “временные меры предосторожности”. Однако путь вперед преграждают политическая инерция и юридические формальности. К тому же премьер-министр Венгрии Виктор Орбан уже дал понять, что не позволит продлить срок действия санкций и наложит вето.
Между тем, время уходит. И даже при том, что вклад США в кредит “Семерки” остается в подвешенном состоянии, ЕС по-прежнему пытается завершить свою сторону сделки.
Оказавшись без посторонней помощи, Европейская комиссия предложила Украине двусторонний кредит на 40 миллиардов долларов — это стало возможным исключительно благодаря бюджетному зазору, который позволяет ЕС заимствовать средства. Но хотя этот загадочный и непрозрачный инструмент не раз пригождался в прошлых кризисах, на сей раз он привлек к себе пристальное внимание. В настоящее время нет внятного отчета о том, сколько именно осталось свободных средств, а кредит для Украины должен быть готов к концу года.
Более того, весьма тревожны и условия займа ЕС. В отличие от США, Канады и Японии, которые собираются предложить Украине безоборотные кредиты, которые освобождают Киев от погашения, если непредвиденные прибыли от замороженных российских активов иссякнут, условия ЕС подразумевают право обращения взыскания на заемщика. Это означает, что в случае, если российских прибылей по той или иной причине не хватит, ответственность за 40 миллиардов долларов ляжет на плечи самой Украины — а это непосильное бремя для экономики, парализованной конфликтом.
Хуже того, это может вызвать нарекания к экономической приемлемости долга со стороны Международного валютного фонда — а это, в свою очередь, лишит Украину жизненно важного капитала.
Интересно, что в вопросе размеров кредита полярность сторон меняется. США проявляют осторожность и пекутся о защите национального бюджета от рисков, тогда как ЕС — несмотря на более строгие условия погашения — наоборот, готов активизироваться и взять на себя бóльшую часть обещанного “Семеркой”. Если США не смогут внести свою долю, то блок готов покрыть целых 40 из 50 миллиардов при условии, что оставшиеся 10 миллиардов будут предоставлены другими партнерами по “Семерке”.
Но за этой неслыханной, на первый взгляд, щедростью затаился раскол из-за поддержки Украины, поскольку все участники “Семерки” неизменно отступают к собственным правовым и политическим трудностям. Кредит “Семерки” задумывался как символ единства Запада. Но это единство ослабевает — как минимум на финансовом фронте. Ему на смену приходит разрозненный подход к поддержке Украины, а изначальный план общего и безрискового кредита утонул в политической трясине и юридическом крючкотворстве.
Если “Семерка” не предпримет скорых шагов для решения этих проблем, эта важнейшая финансовая поддержка обернется провалом — как раз тогда, когда Украине как никогда прежде нужда поддержка.
Армин Штайнбах — профессор права и экономики Высшей коммерческой школы Парижа и внештатный научный сотрудник аналитического центра “Брейгель”