Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Присутствие на саммите БРИКС в Казани лидеров около сорока государств показало, что Россия вовсе не изолирована на мировой арене, пишет The Hindu. Саммит продемонстрировал, что Глобальный Юг – за устранение несправедливых перекосов в пользу Запада.
Организация и проведение Россией 16-го саммита БРИКС в Казани несли в себе ряд посылов, за которыми пристально следили, в частности, страны Запада. Это было крупнейшее мероприятие подобного рода с местом проведения в России с момента начала в 2022 году специальной военной операции на Украине. Приезд лидеров девяти стран – участниц БРИКС и партнеров блока (и министра иностранных дел Саудовской Аравии), а также порядка 30 лидеров стран Глобального Юга, принявших участие в специальном формате "БРИКС аутрич", развеяли все утверждения о том, что из-за Украины Россия оказалась "в изоляции".
Повестка работы саммита и принятая по его итогам Казанская декларация отражают согласованное намерение по укреплению экономических связей внутри группы стран, на которых в совокупности приходится треть мирового ВВП, а также представляют собой мощный сигнал, что односторонние санкции против членов объединения – например, России и Ирана – неприемлемы для всех его участников.
Среди подписанных соглашений – документы о создании механизма межбанковского сотрудничества, зерновой биржи, трансграничной платежной системы и страховой компании, а также расширение Нового банка развития БРИКС, что свидетельствует о намерении искать альтернативы существующим международным структурам управления. Вступление в объединение Ирана, Египта, Эфиопии, ОАЭ и Саудовской Аравии – еще одна причина перестать недооценивать этот формат взаимодействия стран с развивающейся экономикой в том виде, в каком он задумывался и реализуется в рамках БРИКС. Хотя многие из стран – членов группы имеют тесные связи с США и Европой, вполне очевидно, что, по их мнению, в системе функционирования нынешних институтов глобального управления наблюдается несправедливый перекос в сторону "старой гвардии" Запада.
Премьер-министр Индии Нарендра Моди в своем выступлении на закрытом пленарном заседании попытался развеять некоторые из опасений относительно этого вызова, описав БРИКС как инклюзивную, "не разделяющую народы, но действующую в интересах человечества" организацию. Учитывая, что Индия – единственный член БРИКС, участвующий в возглавляемых США соглашениях (Четырехсторонний диалог по безопасности, часто сокращаемый как QUAD, и Индо-Тихоокеанская экономическая платформа для процветания), это необходимый баланс. Часто повторяемые индийским лидером фразы о том, что Индия поддерживает "диалог и дипломатию, а не войну", и что "на поле боя решения нет", сыграли роль необходимого напоминания о том, что члены объединения не полностью совпадают в вопросах геополитики. В этом контексте важно, что Индия поддержала сильные пункты декларации об операции Израиля в Газе и выступила в поддержку государства Палестина. Помимо основной повестки дня саммита, формат БРИКС также предоставляет своим членам возможность обсудить острые двусторонние вопросы, учитывая разногласия между странами-членами, включая пары Иран – ОАЭ и Египет – Эфиопия. Так, разрядки в индо-китайских отношениях по вопросам противостояния на плато Доклам и прекращения четырехлетнего приграничного противостояния удалось достичь в ходе встреч между Моди и председателем КНР Си Цзиньпином, состоявшихся на полях саммитов БРИКС.