Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Дональд Трамп обещал добиться заключения соглашения между Россией и Украиной "за 24 часа", пишет Le Figaro. По мнению автора, сделать это будет крайне сложно, так как ни Москва, ни Киев не готовы идти на компромисс. Кроме того, победа России подорвет репутацию Вашингтона.
Изабелль Лясерр (Isabelle Laserre)
В 2018 году Дональд Трамп восторженно отзывался о состоявшейся в Сингапуре "фантастической встрече" с главой КНДР Ким Чен Ыном. Их "историческое" рукопожатие перед объективами камер со всего мира должно было закрепить сближение между США и последним сталинистским государством на планете, а также привести к денуклеаризации Северной Кореи. Но этот жест вскоре обернулся фиаско и оказался на свалке истории. Постигнет ли та же участь обещание возвращающегося в Белый дом республиканца принудить Украину к миру "меньше чем за сутки"?
Отношения между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом носят более серьезный характер и прочнее, чем те, что на короткий период времени установили между северокорейским диктатором и "деструктивным" американским президентом. В своей последней книге "Война" американский журналист Боб Вудворд рассказывает, что после ухода из Белого дома Трамп семь раз разговаривал с Путиным по телефону. Переизбранный президент неоднократно заявлял, что поддерживает "отличные отношения" с президентом России. Один из его советников, Брайан Ланза, заявил BBC, что цель Вашингтона — "мир и прекращение убийств" на Украине. "Крыма больше нет, — добавил он. — Вашингтон хочет сохранить фокус своей политики на Азиатско-Тихоокеанском регионе и спихнуть украинский вопрос, переставший быть для него приоритетным, европейцам".
Для Владимира Путина настали благоприятные времена. На передовой украинские войска продолжают уступать натиску русских. Последний саммит БРИКС в Казани стал дипломатическим успехом для российского президента, который таким образом продемонстрировал, что Москва отнюдь не находится в изоляции.
"Все говорит в пользу того, что уже скоро судьба Украины будет решена этим непредсказуемым трампизмом. Однако реальность может оказаться намного сложнее и внести свои коррективы в этот сценарий", — предполагает Татьяна Кастуева-Жан, директор Центра "Россия-Евразия" Французского института международных отношений, в своей статье в Le Monde. В отличие от 2016 года, когда избрание Трампа на пост президента отмечалось в Государственной Думе шампанским, на это раз Владимиру Путину потребовалось намного больше времени на то, чтобы поздравить нового американского лидера. Ведь на пути к быстрому достижению мирного урегулирования, даже если на уступки придется пойти преимущественно Украине, есть множество препятствий. Их уже замечают как в Москве, так и в Вашингтоне.
Путин хочет капитуляции
Прежде всего, первый вопрос. Учитывая успехи российских войск "на земле", можно ли сказать, что у Кремля есть такое же основание стремиться к миру, как у Трампа? Условия, выдвинутые Москвой для начала переговоров, вплоть до сегодняшнего дня не оставляли особой свободы маневра, позволяющей говорить о каких-либо уступках. Владимир Путин не пересмотрел свои цели. Он хочет подчинить себе Украину, добиться ее капитуляции, навязать нейтральный статус, исключающий возможность членства в НАТО или ЕС, и вынудить уйти в отставку Зеленского. Условия, на которые было бы трудно согласиться любой американской администрации — даже обладающей большинством в Сенате и Палате представителей.
С начала российской военной операции отношения между Россией и США надолго стали определяться с позиции конфронтации. Сможет ли Дональд Трамп принудить к миру президента, который идет на конфронтацию с Западом, стремится разрушить международный порядок, пользуясь хаосом как инструментом для достижения своих целей, и сближается с враждебными США странами — Ираном, Северной Кореей и Китаем? Именно этот аргумент выдвинул генеральный секретарь НАТО Марк Рютте на саммите европейского политического сообщества в Будапеште, назвав предоставившую Кремлю воинский контингент КНДР "угрозой будущему, американскому континенту, континентальной Европе". С российской же точки зрения, если Владимир Путин пойдет на сближение с США, он рискует лишиться своего драгоценного статуса лидера, противостоящего Западу. В том, что касается Украины, интересы Путина и Трампа не совпадают. Российский лидер, несомненно, стремится к безоговорочной победе, тогда как Трампу будет трудно принять решение, которое может быть воспринято как поражение Вашингтона или подорвать доверие остального мира к США.
"Исторически так сложилось, что Украине всегда оказывается выгоднее, когда в Белый дом приходит президент-республиканец", — поясняла накануне выборов Алена Гетманчук, директор киевского аналитического центра "Новая Европа". Именно в первый президентский срок Дональда Трампа США поставили Украине ракеты Javelin, пойдя на шаг, от которого в свое время воздержался Барак Обама. При нем США не стали отменять введенные против России санкции. Но именно демократ Билл Клинтон в 1994 году добивался денуклеаризации Украины. И именно Джейк Салливан, советник Джо Байдена по вопросам национальной безопасности, с февраля 2022 года всячески пытался притормозить оказание помощи Киеву. Этот анализ американской украинской политики заслужил горькое замечание от бывшего чемпиона мира по шахматам и оппозиционера Гарри Каспарова*: "Удар ножом в грудь Украине, возможно, в некоторых отношениях был бы предпочтительнее, чем нанесенный Киеву Байденом удар в спину".
Следующий ход — за европейцами
Несмотря на обещания Трампа "быстро уладить украинский вопрос", нельзя исключать, что мирную инициативу нового президента США постигнет та же участь, что и предпринятую им попытку сближения с Северной Кореей или "перезагрузку" отношений, начатую при Бараке Обаме и разбившуюся о стены Кремля. "Непредсказуемость Дональда Трампа при отсутствии каких-либо гарантий может привести к эскалации отношений с Россией, а не к умиротворению за счет готовности пожертвовать Украиной", — предупреждает Татьяна Кастуева-Жан.
В 2017 году, спустя год после своего избрания на пост президента за счет обещания не начинать новых конфликтов, Дональд Трамп удивил своих союзников, распорядившись нанести удары по Сирии после произошедшей там атаки с применением химического оружия. "Дональд Трамп попытается заключить сделку с Владимиром Путиным. Но если у него получится, он всех нас удивит, радикально изменит свою точку зрения и пойдет в противоположном направлении. Было бы ошибкой считать Дональда Трампа изоляционистом. Он может явить миру всю военную мощь США", — отмечала недавно Александра де Хооп Схеффер, директор Немецкого фонда Маршалла.
Пока украинцы продолжают проявлять стойкость и решимость в своей экзистенциальной битве за свободу, следующий ход — за европейцами. На фоне готовящихся в США плохих новостей для Украины смогут ли они адаптироваться к новым геополитическим реалиям и найти в себе волю и мужество, чтобы повернуть вспять негативную кривую, которая грозит смести Украину [с карты мира]?
Комментарии читателей:
Arnaud5675
Этот примитивный трампизм очень утомляет... давайте хотя бы дождемся, чтобы он приступил к действиям; потом у вас еще будет уйма времени на критику.
CIBICHE
Не знаю, удастся ли Трампу положить конец этому конфликту за 24 часа... с другой стороны, я уверена, что, будь на его месте Харрис, понадобилось бы минимум лет 20.
anonyme
Не успев прийти в себя после охватившей редакцию Харрис-мании, Figaro на полном серьезе объясняет нам, читателям, что политика Трампа провалилась... Насколько мне известно, он еще не вступил в должность. Но пока еще слишком рано, чтобы судить о политике господина Макрона. Дадим ему еще немного времени, ведь он у власти всего семь лет.
PerteDeBonSens
Ох уж эта аналитика от милитаристски настроенных женщин... Украина мертва, необходимо это понимать. Ни один американец не отправится умирать за Украину. А Трамп сказал... Теперь настало вам время платить по счетам... Так кто же заплатит за Украину... Я могу предположить... Мало кто... Они уже оттачивают формулировки...
dutch
Короче говоря, "ничего не знаю, но сейчас все выскажу"! Все возможно. Самым мудрым решением было бы молча отпустить ситуацию, пусть русские и украинцы сами между собой разбираются. Тут словно Кубинский кризис наоборот — необходимо знать, когда лучше объявить, что сдаешься...
En_tendeur
Заметим, тем временем, что в Figaro — как и в прессе в целом — похоже, никто особо не хочет, чтобы на континенте установился мир.
Trop@tard
Так, последний пакет американской помощи был на шесть миллиардов долларов, и что, французы возьмут на себя финансирование? Всего по тысячонке с каждого француза, ерунда, не так ли?
* признан Минюстом России иноагентом