Путин да, Нетаньяху нет: пресса и логика уголовного преследования

IFQ: реакция на решения МУС по Путину и Нетаньяху вскрыла двойные стандарты СМИ

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Когда Международный уголовный суд в Гааге выдал "ордер на арест" Владимира Путина, итальянская пресса ликовала, пишет Il Fatto Quotidiano. Когда аналогичное решение коснулось Биньямина Нетаньяху, журналисты объявили МУС "позорным судом". Друзья преступниками быть не могут, иронизирует автор.
Сальваторе Каннаво (Salvatore Cannavo)
"Со вчерашнего дня страну (...) представляет человек, обвиняемый как военный преступник. Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на его арест, (...) и, если он согласно своим планам снова будет участвовать в выборах, в случае его победы (...) он будет объявлен в международный розыск". Резкая, не допускающая сомнений формулировка. Многоточия проставлены нами для того, чтобы возникли сомнения, что речь идет о Биньямине Нетаньяху. На самом деле данный фрагмент касается России. Статья взята из газеты Il Foglio от 18 марта 2023 года, когда МУС вынес решение в отношении Владимира Путина. В тот момент у газеты Il Foglio не было сомнений в компетенции суда, учрежденного в Риме 17 июля 1998 года. Тогдашний лидер радикалов Марко Паннелла назвал создание МУС "радикальной победой". "Пора арестовать Путина" гласил заголовок на первой полосе Il Foglio. Вчера, комментируя приговор израильскому премьер-министру, газета под редакцией Клаудио Черазы выдала заголовок "Против позорного суда", а ее основатель Джулиано Феррара высказался крайне резко: "Нужно немедленно покинуть юрисдикцию и выбраться из цепких когтей этого безумного суда". Прекрасный пример двойных стандартов.
В Гааге, в Гааге
А вот резкий заголовок в газете LaStampa: "Путин – военный преступник". Логично, ведь таково законное решение органа, основанного на международном договоре. Статья авторитетной журналистки туринской газеты Анны Зафесовой не допускает сомнений в законности происходящего: "Владимир Путин официально объявлен в розыск и находится под следствием Международного уголовного суда в Гааге". Путин попал под следствие по делу украинских детей, "насильственно переданных для "русификации"". О "Путине в Гааге" кричало "полмира". Эта "утопическая мечта" так и не стала реальностью.
Призрак Милошевича
Статья Моники Перозино, также опубликованная в газете La Stampa, рассказывает о международном контексте, способствовавшем появлению МУС: "Президент Российской Федерации присоединился к эксклюзивному клубу, в котором состоят самые опасные преступники современной истории". Упомянуты конголезский полевой командир Лубанга Дьило и лидер группировки "Джанджавид" в Дарфуре Али Кушаиб.
Лоренцо Кремонези в газете Corriere della Sera вызывает призрак другого человека: "Царь, преследуемый правосудием, как Милошевич". Путин попал "в очень плохую компанию" глав государств, которых постигла похожая участь. Журналист вспоминает "бывшего суданского диктатора Омара аль-Башира и Муаммара Каддафи", но в первую очередь "Слободана Милошевича, бывшего президента Сербии, который умер в тюрьме в Гааге во время суда над ним в марте 2006 года". Милошевича судил Международный трибунал по бывшей Югославии, созданный специально для этого случая, но параллели проследить несложно.
Ответчик
Не случайно газета Repubblica решила обсудить эту новость в интервью с Карлой Дель Понте, выступавшей прокурором на процессе Милошевича: "Наконец, достигнута первая очень важная цель", – заявила Дель Понте в интервью Лиане Милелле. Ее слова звучат актуально: "Под уголовным обвинением находится не российское правительство, а конкретный человек – Путин. Уголовная ответственность касается только одного человека, а именно его". Вот вам и обвинение всего правительства или, как утверждают в Израиле, всего народа.
Жребий Саллусти
Алессандро Саллусти, главный редактор газеты Libero, переименованной в Il Giornale, не сомневается, что "Путин, официально признанный "международным преступником", выводит Россию из международного консенсуса больше, чем санкции и военный конфликт. Обратного пути нет. Жребий брошен".
Как пишет газета Il Foglio, "суд называет вещи своими именами: если вы нападаете, разрушаете, убиваете, депортируете, вы – военный преступник". Кроме тех случаев, когда вы – наш друг.
Обсудить
Рекомендуем