Проигранные Украиной битвы доказывают, что даже смерча из дронов недостаточно

SZ: проигранные украинцами сражения показывают, что дроны без пехоты ничто

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Важность дронов в современной войне неоспорима, но ситуация на украинском фронте показывает, что этой техники самой по себе недостаточно, пишет SZ. Беспилотники помогают солдатам действовать эффективней, но не могут заменить пехоту.
Сложившаяся ситуация на Украине показывает, насколько все-таки ограничены возможности новых технологий, которые применяются в боях.
Применение дронов в конфликте на Украине — один из ярчайших примеров технологического прогресса в современных вооруженных конфликтах. Беспилотные аппараты, которые используются как для разведки, так и для ударов по технике, солдатам, а (…) иногда и мирным жителям, во многом превратились в символ этого вооруженного конфликта.
По доступным данным, 65% всех уничтоженных танков — на счету дронов. Кроме того, в последний год они также стали основной причиной ранений и смертей мужчин и женщин в прифронтовых районах.
Таким образом, дроны применяются не только на линии фронта. Современные беспилотники способны преодолеть примерно 30 километров, хотя в последнее время светлые головы додумались использовать "материнские" носители, которые могут еще увеличить их дальность. Сегодня малые беспилотные аппараты играют ключевую роль в ударах по логистике обеих армий и как минимум осложняют и замедляют постоянный поток оснащения и подкрепления к частям прямо на фронте.
И хотя важность дронов неоспорима, сложившаяся сейчас ситуация на фронте ясно показывает, что этой техники самой по себе недостаточно и она не способна заменить более традиционные и менее превозносимые элементы вооруженных сил, в частности, пехоту.
Донецкий фронт, на котором Россия сейчас удерживает значительное превосходство в численности личного состава, подтверждает, что применение дронов не решает проблемы численного отставания. Украинская армия снова и снова теряет позиции, хотя применяет дроны шире, продуманнее и эффективнее, чем какая-либо другая армия мира. К ней приближается ее противник в конфликте — российские вооруженные силы. У других армий сейчас просто нет сопоставимого с ними опыта в применении дронов.
Тем не менее украинцы раз за разом оказываются в ситуации, когда дроны выполняют свои задачи, но им не хватает чего-то, а скорее кого-то, кто сумел бы на время задержать противника. Им недостает достаточного числа пехотинцев, которые удержали бы отвоеванные позиции.
Примером может послужить ситуация вокруг недавно захваченного русскими города Селидово, важного оборонительного пункта в Донецкой области. Город, где до конфликта проживали около 23 тысяч жителей, защищали, по словам украинских военных, говоривших с репортерами CNN, всего 60 человек. Дронам удалось замедлить продвижение российских сил и нанести им значительный урон, но они не смогли помешать тому, что российские силы окружили город и захватили его. Результат? тяжелые потери на украинской стороне и отступление еще с одной важной позиции.
Некоторые командиры на украинской стороне давно предупреждают об этом принципиальном дисбалансе. Один из операторов дронов с этого участка фронта заявил в интервью CNN: "Дроны могут ударить по неприятелю, но они не могут держать позиции".
Российское командование (…) просто и эффективно пользуется своим численным превосходством на фронте. Они не прибегают к каким-то сложным тактикам и маневрам, а просто рвутся вперед, насколько позволяет обстановка, чтобы хотя бы часть людей под их командованием прорвалась через сонм дронов к украинским позициям.

С чем они не справляются

Донецк — показательный пример того, с чем дроны сегодня не справляются. Солдаты по обе стороны научились перемещаться на открытой местности как можно быстрее, находить укрытия с хорошей защитой сверху, применять (в некоторых случаях) средства радиоэлектронной борьбы и освоили ряд других уловок для снижения эффективности новых вооружений.
Также важную роль играет погода. Русские часто выбирают для атак туманные дни, когда дронам трудно искать на земле свои цели. Поэтому некоторые украинские командиры опасаются, что грядущая зима, а с ней и неизбежная непогода сыграют на руку российским войскам.
Конфликт на Украине: дроны вытесняют танкиУкраинский конфликт заставил по-новому посмотреть на роль БПЛА в боевых действиях, пишет Le Journal du Dimanche. Освобождать захваченные ВСУ территории Курской области российской армии помогают дроны, некоторыми из которых управляют французские добровольцы.
На первый взгляд, слякоть на фронте должна осложнять атаки. Пока земля полностью не замерзнет, местность будет труднопроходимой (не в пример лету). Но бóльшую роль может сыграть, пожалуй, то, что зимняя погода ограничит возможности применения дронов. Таким образом, зимние месяцы могут выдаться очень трудными для украинских солдат.
Также опыт прошлого подсказывает, что влияние технологических новинок не безгранично. Каждое новшество меняет войну, но человека на поле боя по-прежнему ничто не заменило. Когда-то с помощью танков, самолетов или ядерного оружия надеялись в корне изменить ведение войны, но каждый раз оказывалось, что победа зависит от комбинации техники и людей.
Так и дроны не заменяют бойцов, а скорее расширяют их способности и создают новые тактические возможности. Специалисты не раз отмечали, что дроны — лишь дополнение, которое необходимо интегрировать в общую стратегию.
Также, скорее всего, из-за дронов армии могут "распухнуть". Для эксплуатации дронов требуются не только обученные операторы, но и логистика, которая включает обслуживание, транспортировку и защиту оборудования от радиоэлектронных средств борьбы противника.
Как пишет в своем недавнем материале Джек Уотлинг из аналитического центра RUSI, в том числе исходя из собственного опыта, полученного на Украине, автоматизация оказывает на армии эффект противоположный ожидаемому: ее внедрение, напротив, требует расширение штата специалистов и личного состава. Может показаться, что запустить дрон просто и много эта операция не требует, но успешная команда операторов дронов на Украине состоит из нескольких специалистов и их помощников, которым нужны автомобили, безопасные укрытия, защита, а также масса денег на оснащение.
Дроны позволяют вести бои с беспрецедентной "массовой точностью", но сами по себе не могут заменить бойцов на поле боя. Однако беспилотники, конечно, влияют на их "работу", вполне возможно, тем, что способны еще больше обезлюдить поле боя.

Мало людей?

Одно из следствий технологических изменений — это постепенное снижение численности солдат на поле боя. Эта тенденция, заметная и на Украине, наблюдается давно и в разных войнах: по мере роста уничтожительной силы оружия и улучшения связи солдаты на фронте постепенно все больше рассеивались.
По сравнению с Первой мировой войной разница грандиозная. В 1916 году на западном фронте накануне битвы на Сомме противники сосредоточили несколько тысяч солдат на фронтовой линии протяженностью один километр.
Украина на грани: огромное количество солдат дезертирует, в то время как Россия продвигается впередСолдаты ВСУ самовольно оставляют позиции в рекордных количествах, пишет Daily Express. В этом году на Украине было заведено 60 тысяч дел о дезертирстве — больше, чем за два предыдущих, вместе взятых.
Почти через 30 лет, во время Второй мировой войны, каждый километр европейских фронтов защищали от нескольких сотен до примерно двух тысяч человек. На восточном фронте это количество было меньше, чем на западном.
На украинском фронте, по оценкам, на километр фронта приходится несколько сотен солдат. Догадки, разумеется, неточные, поскольку ни одна из сторон не предоставляет точную информацию на этот счет. И все-таки, предположительно, численность солдат там колебалась от 120 человек на километр в начале вооруженного конфликта до 500 бойцов (плюс минус сотня) летом 2024 года.
Принято считать, что тенденция к сокращению числа солдат на фронте — отчасти следствие технологического прогресса. Современный арсенал позволяет атаковать на больших расстояниях и уничтожать цели с высокой точностью — при ограниченных возможностях этому противостоять. Больше людей и техники в одном месте, таким образом, — это более привлекательная цель и большие потенциальные потери.
Получается, что результаты конфликта более, чем когда-либо зависят от эффективного применения техники и тактики. Подобные тенденции наблюдались и во время арабско-израильских войн и войны в Заливе, когда численность применяемых сил продолжала снижаться. Технологии позволяют сокращать число бойцов на фронте, но требуют высокого уровня координации и современное оснащение.
Меньшее число солдат на фронте создает новые проблемы. Там, где на линии фронта мало людей, легче прорваться, особенно на пересеченной местности, где, как правило, трудно "латать" образовавшиеся дыры.
По крайней мере так представляется теоретически, но на самом деле на Украине мы ничего такого не видим. Вооруженный конфликт там, напротив, превратился в изнурительную борьбу на истощение, успех в которой, по крайней мере сейчас, обеспечивает лишь численное превосходство: в дронах, гранатах, бомбах и, главное, солдатах.
Почему же, собственно говоря, бои не стали "динамичнее"? Вопрос открытый. Возможно, поле боя наконец-то стало настолько "прозрачным", так просматривается, что противника трудно застать врасплох. Возможно, ни у одной из сторон недостаточно оснащения и опытных людей, включая руководство, чтобы компетентно проводить сложные маневры необходимые для прорыва обороны, укрепленной роями дронов-камикадзе. Не исключено, что причины совсем другие.
Тем не менее события на Украине ясно показывают, что сегодня дроны хоть и являются мощной вспомогательной силой (они помогают армии делать многие вещи намного лучше), но без пехоты современная война по-прежнему невозможна. Хотя именно из-за дронов ее положение крайне опасно. Еще никогда прежде одиночные солдаты не становились объектом нападений зачастую даже нескольких малых, быстрых, точных и смертоносных летающих аппаратов.
В этой связи не удивляет тот факт, что для обеих сторон (в большей мере, разумеется, украинской) трудно убедить достаточное количество мужчин вступить в ряды пехоты. Также напрашивается вопрос, как в подобной ситуации поступили бы западные армии, которые давно испытывают трудности с набором новобранцев?
Автор: Матоуш Лазневский (Matouš Lázňovský)
Обсудить
Рекомендуем