Эксперты обрисовали особенности российского присутствия в Сирии после падения Асада

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Политологи придерживаются разных мнений о возможной судьбе российских военных баз в Сирии после падения режима Башара Асада, пишет Al Jazeera. Некоторые считают, что многое будет зависеть от позиции по этому вопросу Дональда Трампа. В Кремле ожидают "диалога".
Фахим ас-Сурани (فهيم الصوراني)
Мнения российских политологов по поводу будущего российских баз в Сирии разделились. Это самый важный и чуть ли не единственный вопрос, связывающий Россию с Сирией после падения режима Башара Асада (бывшего союзника Москвы), что вызывает множество предположений о том, чем завершатся десятилетия стратегических отношений между двумя странами.
Агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленные источники в России, Европе и на Ближнем Востоке сообщило, что Россия и новое руководство Сирии близки к соглашению о сохранении двух российских военных баз в Сирии — военно-морской базы в Тартусе и авиабазы "Хмеймим".
"Сейчас каких-то окончательных решений на этот счет нет, мы осуществляем контакты с представителями тех сил, которые сейчас контролируют ситуацию в стране. Все это будет определяться в ходе диалога", — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Таким образом он ответил на вопрос, принято ли решение о судьбе российских баз в Сирии и справедливы ли сообщения в СМИ о том, что Москва рассматривает Ливию как новую территорию, на которой могут быть созданы базы вместо тех, что были расположены в Сирии.
Президент Владимир Путин, в свою очередь, заявил на ежегодной пресс-конференции "Итоги года", что пока не знает, оставит ли Россия свои базы в Сирии, это зависит от совпадения интересов с новыми властями.
По его словам, большинство группировок в Сирии и стран региона выражают заинтересованность в этом. Но при сохранении баз Москва должна будет что-то делать для той страны, на территории которой они расположены, но пока неизвестно, в чем заключаются интересы сирийских властей, пояснил Путин. Он рассказал, что Россия предложила использовать авиабазу "Хмеймим" для доставки гуманитарной помощи в Сирию.
Сомнения
Глава Международного центра политического анализа и прогнозирования "DIIPETES" Денис Коркодинов утверждает, что Россия ведет переговоры с новыми властями Сирии по вопросу продолжения своего присутствия в стране и сохранения статуса российских военных баз в Тартусе и Латакии. Российская сторона уже получила временные гарантии безопасности.
В беседе с "Аль-Джазирой" Коркодинов отметил, что полный контроль вооруженной оппозиции над провинциями Латакия и Тартус, где расположены российские военные базы, и тот факт, что этим базам не был нанесен ущерб, может быть признаком того, что этот вопрос все еще находится на рассмотрении обеих сторон.
Но, по его словам, окончательное решение о судьбе российских военных баз будет во многом зависеть и от позиции избранного президента США Дональда Трампа, "если тому будет дело до сирийского вопроса".
Он может сделать "заманчивое предложение" новым сирийским властям в обмен на то, что они "уберут" российские базы со своей территории. Это стало бы воплощением давнего желания Вашингтона полностью покончить с важнейшей стратегической картой России на Ближнем Востоке.
Но, с другой стороны, Коркодинов исключает существование негласной сделки, связывающей судьбу российских баз в Сирии с уступками по украинскому вопросу. В настоящее время наблюдается ослабление позиций РФ в Сирии, поскольку российское присутствие [в этой стране] было связано с другим политическим режимом, который, с одной стороны, был союзником, а с другой — получал большую выгоду от присутствия российских баз, но все это кануло в Лету, когда баланс сил в Сирии перевернулся с ног на голову.
Осторожный оптимизм
Российский аналитик Дмитрий Ким убежден, что пока рано делать выводы о будущем российских военных баз в Сирии. Система управления еще не сформирована окончательно. Ситуация в этой арабской стране может измениться в мгновение ока.
Многие региональные и международные игроки считают, что "война с терроризмом" на Ближнем Востоке еще не окончена и что российское присутствие через военные базы может сыграть важную роль в контексте всеобъемлющей войны с международным терроризмом.
Ким считает, что Москве необходимо укрепить связи с новыми властями Сирии, поскольку в противном случае они будут более восприимчивы к идее "поворота в сторону Израиля или Соединенных Штатов", что может обернуться настоящей катастрофой для России и оказать негативное влияние на ее интересы в Сирии и регионе в целом.
Ким ссылается на афганский опыт, говоря, что движения, возникшие там при поддержке США после ввода советских войск в Афганистан в 1979 году, в течение многих лет использовались для нанесения ударов по российским интересам по всему миру и, в особенности, в странах постсоветского пространства.
"Сейчас есть возможность выстроить эффективный диалог с многими из этих движений, что приведет к установлению взаимовыгодных отношений. Инициативу на себя следует брать уже сейчас, возглавив процесс политических перемен", — говорит он.
Одним из первых шагов может стать созыв первой конференции всех сирийских оппозиционных фракций, включая представителей военных, политических, исламских и гражданских кругов, которая могла бы обеспечить сохранение российских баз в Сирии, особенно учитывая, что есть риск раздела [страны] и возобновления гражданской войны.
Обсудить
Рекомендуем