Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Дроны в конфликте не новинка, но их применение российским войсками достигло беспрецедентных масштабов, пишет SZ. Главная цель россиян — измотать украинскую оборону, исчерпать ее ресурсы. Кроме того, русские широко используют беспилотники с разными характеристиками и предназначением.
В последние месяцы Кремль особенно часто и жестоко применял дроны для поражения целей в украинском тылу. Русские могут себе позволить столь масштабную кампанию, и они не единственные в мире.
В последние дни конфликта в украинском небе в небывалом количестве и вообще впервые появилось чрезвычайно высокотехнологичное и дорогое оружие. Однако пока этот факт имеет больше символическое, нежели практическое значение.
Тем не менее ход вооруженного конфликта в тылу и в украинском небе в последнее время значительно изменился. Изменения произошли медленно и почти незаметно. В последние месяцы Москва усилила удары дронами по украинским городам, включая столицу — Киев. Эти дроны в конфликте не новинка, но их применение достигло беспрецедентных масштабов.
С сентября российские дроны кружат над украинскими городами и поражают цели в них почти каждую ночь (за исключением одной единственной ночи в середине октября). В октябре украинские силы сообщили, что зафиксировали рекордное число атак дронами — 2023. Причем большую часть беспилотников удалось сбить или обезвредить средствами радиоэлектронной борьбы. Согласно информации АР, дронов было чуть меньше — 1900, но и это немалый рост по сравнению с предыдущими этапами вооруженного конфликта.
Небо над украинскими городами, таким образом, нередко напоминает сцены из военных фильмов. С неба раздается характерное жужжание беспилотников, к которому добавляются звуки выстрелов зенитных пулеметов и время от времени взрывов. Обломки сбитых дронов, однако, часто падают на жилые кварталы, поджигают кровли и оставляют после себя разрушения.
По словам членов отряда по борьбе с дронами, которые побеседовали с репортером NYT, чтобы сбить один дрон в среднем требуется около 50 патронов. Правда, когда смотришь видео с обезвреживанием беспилотников, то кажется, что этого количества явно мало.
На Украине все чаще объявляются воздушные тревоги. Они бывают во всех частях страны, хотя причины для них разные. В приграничных областях участились удары планирующими бомбами, а внутри Украины практически единственной угрозой являются российские дроны, которые все чаще атакуют.
По официальным данным, в 2023 году в Киеве воздушные тревоги продолжались в среднем восемь часов, а в 2024 году — уже 12.
Главная цель российской тактики — измотать украинскую оборону. Зенитные системы, начиная с тяжелых пулеметов и заканчивая сложными радарами и электронным оборудованием, вынужденно реагируют на каждый дрон. А их сотни.
Массированные удары десятками и даже сотнями дронов заставляют украинцев постоянно сохранять состояние боеготовности, а значит, постепенно исчерпываются материальные и людские ресурсы.
Успешность ударов невелика. Украинская оборона уничтожает большинство беспилотников, и, по оценкам, запланированные цели поражают лишь несколько процентов от общего числа дронов. По данным агентства АР, успешность ударов дронами достигает примерно шести процентов, а согласно непроверенным российским внутренним документам — 13%.
Российская тактика и методика применения дронов также постоянно совершенствуются. В последние месяцы повышается не только количество запускаемых дронов. Русские также шире используют смесь разных типов беспилотников с разными характеристиками и предназначением.
Конфликт на Украине: дроны вытесняют танкиУкраинский конфликт заставил по-новому посмотреть на роль БПЛА в боевых действиях, пишет Le Journal du Dimanche. Освобождать захваченные ВСУ территории Курской области российской армии помогают дроны, некоторыми из которых управляют французские добровольцы.
25.11.202400
Половину дронов, которые сегодня направляются к украинским целям, образуют ложные цели, как заявили украинские специалисты агентству АР. Некоторые из них служат исключительно как приманка, которая заставляет украинскую оборону реагировать на летящую угрозу. Отличить дрон со взрывчаткой и без нее в данный момент невозможно. А ведь дело не только в том, что украинцы расходуют боеприпасы. Они еще и выдают свое местоположение (некоторые "приманки" передают телевизионный сигнал).
Дроны также все чаще летают на низких высотах, скрываясь, таким образом, от украинских радаров. Из-за низкой траектории полета беспилотника его также трудно обезвредить пулеметом или зенитным орудием над городом.
Удары дронами, как правило, предшествуют ударам более мощными крылатыми ракетами, которые часто бьют по целям после того, как противовоздушная оборона захлебывается дронами.
Гражданские — в бой
Причина того, почему русские могут позволить себе такую кампанию, проста: дроны дешевы и их легко производить. Расширить производство танков, бронетранспортеров или орудий за последние два года России удалось не слишком, и поэтому она вынуждена полагаться на старые арсеналы. Но дроны — один из немногих видов оружия, которого сейчас производят куда больше, чем в начале вооруженного конфликта.
Разумеется, выяснить точные цифры трудно, но стоимость большинства дронов, применяемых в украинском конфликте, колеблется от сотен тысяч до нескольких миллионов крон (…). Качество и стоимость комплектующих могут быть самыми разными, что, разумеется, зависит от типа и предназначения.
Наиболее интересный аспект широкого применения дронов в украинском конфликте заключается в том, что по сути это гражданские технологии.
Беспилотные аппараты первоначально предназначались для коммерческих и развлекательных целей, в том числе доставки посылок или съемок с высоты птичьего полета. В боях они появились благодаря относительной доступности, простоте изготовления и быстрой адаптации этих прежде невоенных аппаратов к военным условиям.
Именно этот гражданский характер технологий дронов позволил расширить их спектр. Вместо того чтобы годами разрабатывать дорогие военные прототипы, государства просто заимствовали уже проверенные гражданские модели и приспособили их под свои нужды. (…)
Так же поступила Украина. В начале вооруженного конфликта у Украины совершенно не было арсенала военных дронов. Однако украинцы быстро интегрировали коммерчески доступные беспилотники, включая те модели, которые легко найти в магазинах, и начали их применять для разведки, корректировки артиллерийского огня и ударов. Часто изменения производились прямо на месте. В некоторых случаях можно говорить о настоящих модифицированных малых гражданских самолетах.
Таким образом, гражданские технологии превратились в важнейший элемент импровизированной обороны. Этот подход весьма перспективным считают даже в Пентагоне, который инвестирует в украинское производство дронов миллиарды долларов.
Во что стрелять невыгодно
Благодаря своей невысокой стоимости дроны в воздушном бою над Украиной имеют преимущества перед пилотируемыми самолетами. Зенитная оборона с обеих сторон значительно ограничивает передвижение больших и, надо сказать, дорогих самолетов над своей территорией и вблизи фронта. Самолеты и дроны, в которые целесообразно стрелять большой зенитной ракетой, не могут находиться долго в зоне досягаемости средств ПВО.
Хотя дроны еще беззащитнее перед этими ракетами, чем самолеты, они настолько дешевы, что стоимость пущенной ракеты практически всегда значительно превосходит стоимость уничтоженной цели.
Экономика в данном случае, как ни парадоксально, — на стороне того, кто лишился своей техники: дроны дешевле и легче изготовить, чем ракеты, которые их уничтожают. Это касается и российской, и украинской стороны.
Стоимость зенитных ракет, как правило, достигает нескольких миллионов крон за единицу и более. Конечно, стоимость ракет старого образца на исходе их срока годности может снижаться, но не у каждого государства найдутся такие запасы. А пополнять их, разумеется, тоже затратно.
Вместе с тем оборона не может игнорировать беспилотники. Для борьбы с налетами российских дронов Украина использует самые разные средства, включая старые зенитные орудия и пулеметы, установленные на кузове внедорожников. Но дорогие крылатые ракеты украинцы стараются не расходовать на дроны.
Выбор в пользу такого варианта пришлось сделать не только Украине, чьи запасы зенитных ракет истощились. В апреле текущего года Израиль, защищаясь от иранского удара дронами и крылатыми ракетами, по проверенным данным, потратил средств на миллиард долларов.
Кстати, во время удара один современный самолет F-15Е израильской авиации израсходовал все свои средства, а потом попытался сбить один из иранских беспилотников курсовой пушкой. Но вскоре после безуспешной попытки экипаж отказался от этой идеи, поскольку удар по дрону, медленно летящему на небольшой высоте, был для реактивного истребителя был слишком опасен. Так что израильские расходы вполне могли оказаться еще больше…
Кишащее дронами небо над Украиной меняет ход конфликтаВ прошлом месяце Украина произвела 1,5 миллиона дронов, что намного меньше годовой производственной мощности, пишет Bloomberg. Военнослужащие ВСУ жалуются, что денег и так не хватает, а с приходом Трампа бюджет на БПЛА может вообще иссякнуть.
17.11.202400
Новые типы защиты
Вооруженные силы всего мира явно вынуждены по образцу Украины найти (старо)новые и, что главное, дешевые средства ПВО.
В будущем именно такую роль может сыграть лазерное оружие. В атмосфере у него ограниченное воздействие, но "боеприпас" (электричество) для него еще дешевле. Даже несмотря на ограниченное разрушительное воздействие, даже современных относительно слабых лазеров должно хватить для уничтожения медленно летящих дронов.
На Украине в борьбе с беспилотниками разных типов очень хорошо себя зарекомендовали установки Gepard немецкого производства или более современные Skynex. В основе комбинация автоматической пушки малого калибра с управляющим "центром", включающим в себя радар и другие датчики. Такая система может на расстоянии нескольких километров обезвредить самые разные цели, в том числе самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и беспилотники или даже летящие снаряды минометов.
Боеприпасы для таких установок — более экономичное решение, чем крылатые ракеты. Но проблема в том, что в отличие от беспилотников эти системы не производятся серийно для гражданских целей, а значит, их нет в широком доступе, да и цена на них немаленькая. Особенно если учитывать, что один Skynex способен защитить от противника только весьма небольшой участок в радиусе нескольких километров. Сколько таких установок понадобится для прикрытия фронта или тыла Украины?
Чтобы они действительно изменили ситуацию, такой большой стране, как Украина, потребовалось бы намного больше этих установок, чем у нее есть сейчас. Сотни или даже тысячи. Однако ВСУ получили лишь несколько десятков установок Gepard и несколько штук Skynex. Эти системы не имеют гражданских аналогов, которые можно было бы быстро приспособить и начать производить для военных целей. Таким образом, поиски приемлемых современных решений продолжаются.
Автор: Матоуш Лазневский (Matouš Lázňovský)