Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Угроза возникновения конфликта между Америкой и Китаем как никогда велика, пишет NYT. Отмечается, что отношения складываются хуже, чем во время холодной войны между СССР и США. Как считают эксперты, Вашингтону необходимо установить надежные каналы связи с Пекином, который демонстрирует готовность к диалогу.
Эрик Розенбах (Eric Rosenbach), Крис Ли (Chris Li)
Самолет ВВС США совершал обычный разведывательный полет над Южно-Китайским морем 26 мая 2023 года, когда к нему на опасно близкое расстояние подлетел истребитель Народно-освободительной армии Китая. Несколькими месяцами ранее в этих же водах американский военный самолет был вынужден совершать маневры уклонения, когда китайский истребитель приблизился к нему на расстояние семи метров.
Таких рискованных перехватов и небезопасных встреч между ВВС и ВМС Китая, США и американских союзников в последние годы становится все больше, и никаких передышек не предвидится. В августе КНР выпустила в эфир видеозапись, заявив, что на ней зафиксировано опасное сближение китайского и американского вертолетов в Тайваньском проливе. Территориальное противостояние китайских и филиппинских кораблей в Южно-Китайском море стало обычным явлением, а на этой неделе Австралия выступила с заявлением о том, что китайский истребитель выпустил сигнальные ракеты в опасной близости от самолета австралийских ВВС.
Угроза перерастания таких инцидентов в реальный конфликт как никогда велика. Но в отличие от эпохи американо-советского противостояния, сейчас практически не существует надежных систем связи в режиме реального времени между вооруженными силами Америки и Китая, которые помогают разрядить непреднамеренную кризисную ситуацию.
Президент Трамп, планирующий встретиться на следующей неделе с китайским председателем Си Цзиньпином на полях регионального саммита в Южной Корее, четко заявил о том, что в отношениях с Китаем приоритетом для него является торговая сделка.
24.10.202500
Но торговля зависит от мира и стабильности. Заложив основы надежной системы урегулирования кризисов с Китаем, Трамп сможет обеспечить себе наследие президента, который отвел две державы от края пропасти третьей мировой войны.
История показывает, как конфронтация сверхдержав может очень быстро привести к ядерному Армагеддону. Карибский кризис 1962 года является, пожалуй, самым устрашающим примером этого.
Соединенные Штаты и Китай также не раз вплотную подходили к опасной черте обмена ударами.
В 2001 году самолет-шпион военно-морских сил США столкнулся с китайским истребителем в Южно-Китайском море. Летчик из КНР погиб, а американский экипаж совершил аварийную посадку на острове Хайнань, где был захвачен. Последовавшее за этим 10-дневное противостояние было урегулировано только после тонких дипломатических усилий на самом высоком уровне со стороны двух государств.
Нет никакой уверенности, что такое урегулирование кризиса возможно в нынешней ситуации. Китай сегодня действует гораздо более напористо, и он сейчас намного сильнее в военном отношении, чем в 2001 году, А напряженность в отношениях с Соединенными Штатами стала более взрывоопасной, поскольку подогревается националистическими силами с обеих сторон.
Ситуация между США и Советским Союзом была иной. Несмотря на то, что они были заклятыми идеологическими врагами, двум странам хватило здравого смысла для того, чтобы создать надежные системы сдержек и противовесов. Они уведомляли друг друга перед ракетными пусками и согласовали ряд требований по прозрачности с тем, чтобы каждая сторона могла уверенно сказать, что действия другой стороны — это учения, а не нападение. И они следовали правилам безопасности, предназначенным для уменьшения риска военных столкновений. Эти меры продолжали действовать даже в моменты резкого усиления напряженности.
Важность открытых линий связи невозможно переоценить.
24.10.202500
В 2015 году Россия резко увеличила свое военное присутствие в Сирии. Один из авторов этой статьи помогал министру обороны США Эшу Картеру и председателю Объединенного комитета начальников штабов Джо Данфорду вновь налаживать военные каналы связи с Москвой, которые были перекрыты годом ранее после ввода российских войск в Крым. Мы приняли меры, чтобы избежать случайных столкновений в Сирии, и их не было.
На протяжении многих лет существует довольно скромный уровень военных контактов между Китаем и Соединенными Штатами. Но между ними нет ничего похожего на надежные системы защиты, которые существовали между Америкой и СССР. Китай неоднократно прекращал всякие военные обмены в порыве гнева, как это было в 2022 году после визита спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань.
Президент Джо Байден и председатель Си договорились в 2023 году возродить диалог между военными. Но это соглашение было заключено в конце президентского срока Байдена, и его не удалось в полной мере закрепить. Связь остается неустойчивой и недостаточной, контакты состоят из периодических телефонных звонков между высшими государственными или военными должностными лицами и других нерегулярных разговоров. Нельзя рассчитывать на то, что такая хрупкая система обеспечит быстрое урегулирование возможных инцидентов в воздухе и на море так, как это могли бы сделать регулярные и предсказуемые контакты. Более того, она не защищена от разрывов в моменты напряженности.
В последнее время появляются обнадеживающие признаки. В прошлом месяце министр обороны Пит Хегсет позвонил министру обороны Китая Дун Цзюню, и это был первый реальный шаг администрации Трампа по ликвидации слепой зоны в военной сфере. Но единичных телефонных звонков и предсказуемых мер, таких как создание горячих линий, недостаточно. Во время кризиса 2001 года посол Джо Пруэр не мог связаться с высокопоставленными китайскими военными в самом начале конфронтации. "Они не отвечали на мои телефонные звонки", — сказал он. По словам бывшего заместителя госсекретаря Курта Кэмпбелла, нежелание китайцев использовать горячие линии означает, что американские звонки "просто звучат в пустой комнате на протяжении многих часов".
Китай намекнул на новую готовность к взаимодействию. Китайский военный представитель заявил в конце сентября, что Пекин "открыт" для налаживания более тесных военных отношений с США во имя "большей стабильности". Сам Си сказал в 2017 году председателю Объединенного комитета начальников штабов Данфорду, что связи между военными могут стать стабилизирующей основой в отношениях между Китаем и США в целом. Тогда он был прав, а сейчас его точка зрения с каждым днем становится все более актуальной.
24.10.202500
Трамп должен развивать эту динамику, создавая систему регулярных, устойчивых военных контактов в режиме реального времени. В этом может состоять разница между войной и миром.
Эрик Розенбах работает директором по науке, новым технологиям и стратегическим программам в Белферовском центре науки и международных отношений Института государственного управления имени Джона Кеннеди Гарвардского университета. Ранее он занимал должность помощника министра обороны по международной безопасности, а в администрации Обамы работал руководителем аппарата Министерства обороны США.
Крис Ли — научный сотрудник Белферовского центра науки и международных отношений Института государственного управления имени Джона Кеннеди Гарвардского университета.