Если канцлер потерпит поражение, под угрозой окажется конец республики в ее нынешнем виде

Die Welt: Мерц выступил с провальной пенсионной реформой и не получил поддержки

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мерц столкнулся с открытым бунтом в собственной партии, пишет Die Welt. Давние союзники превратились в главных критиков, оставив канцлера без надежного большинства в ключевом голосовании. На кону стоит не только политическое будущее Мерца, но и судьба всей правящей коалиции Германии.
Робин Александер (Robin Alexander)
Канцлеру в ближайшие недели предстоит решить конфликт, о существовании которого он даже не подозревал: в споре о пенсиях ему грозит поражение в собственной фракции из-за депутатов, которые некогда были его главными сторонниками. Если Мерц с этим не справится, под ударом окажется не только он сам, но и весь политический центр.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Технически Фридрих Мерц уже не может стать самым "краткосрочным" федеральным канцлером в истории ФРГ. Этим рекордсменом был Вальтер Шеель. Приветливый либерал, прославившийся позже как федеральный президент с песней "Hoch auf dem gelben Wagen" ("Высоко на желтом дилижансе"), исполнял обязанности главы правительства после отставки Вилли Брандта 6 мая 1974 года до присяги нового канцлера Гельмута Шмидта 16 мая того же года.
Мерц же 22 ноября 2025 года будет находиться у власти ровно 200 дней. Значит, Шееля он уже "обогнал", но до других коротких канцлерств, например Курта Георга Кизингера (два года и десять месяцев), еще далеко. А до некоего Олафа Шольца (три года и одиннадцать месяцев) — еще дальше. Кощунственны ли такие прикидки? Возможно.
Но до Рождества Мерц должен урегулировать самый серьезный на сегодня кризис черно-красной коалиции. Если не получится, это может смести не только канцлера, но и всю политическую середину, и Федеративную Республику, какой мы ее знаем.
Речь о пенсиях, как ни странно. Наблюдатели ожидали споров ХДС/ХСС и СДПГ о миграции, возможно — о налогах или реформе медицинского и социального страхования. А вот пенсионное обеспечение почти никто не держал в поле зрения. В коалиционных переговорах огромные проблемы пенсионной системы ловко отложили на следующий созыв бундестага. До 2031 года "страховая линия" должна гарантировать уровень пенсий. Это означает, что "фактор устойчивости", учитывающий сокращение числа работников относительно растущего числа пенсионеров при расчете выплат, попросту игнорируется.
"В этом году наши силы на исходе"Дела у Украины на фронте идут, мягко говоря, не лучшим образом, заявил начальник генштаба Украины Андрей Гнатов. Несмотря на поддержку со стороны Европы, у ВСУ критически не хватает живой силы. Несмотря на это Киев продолжит отправлять своих бойцов в "мясорубку".
Это было ключевым требованием социал-демократов и центра черно-красной пенсионной политики. ХДС и ХСС ограничились более или менее дельными ("активная пенсия") или дорогими ("пенсия по материнству") предложения. Предполагалось создать и комиссию по реформам. Но никто не верил, что ее результаты попадут в закон до следующих выборов в Бундестаг.
Как бы не так. Теперь законопроект министра труда Бербель Бас должен пройти через парламент до конца года. Если этого не произойдет, не произойдет ничего, предупреждают ведущие политики обеих коалиционных партий: "Паралич правоприменения", — иронизирует один из них.
Шутки в сторону: миграционная политика министра внутренних дел Александра Добриндта встанет, как и экономическая политика Катерины Райхе — не будут реализованы и уже согласованные коалиционным комитетом меры по разгрузке экономики. Локдаун реформ в третий год рецессии — ровно этим грозит СДПГ, если пенсионные планы не реализуются.
Аргумент социал-демократов: все именно так и было согласовано с Союзом. Для них это принципиально, ведь прежний канцлер, по крайней мере по оценке СДПГ, провалился, среди прочего, на пенсиях. Олаф Шольц договорился с СвДП о "страховой линии" не только в договоре коалиции "Светофор", но и летом 2024 года еще раз — "на словах" с министром финансов Кристианом Линднером. Но уже Линднер не смог провести соответствующий закон через собственную фракцию. Парламентский управляющий либералов Йоханнес Фогель отказался включать его в повестку. "Светофор" развалился, так и не поддержав повышений пенсий.
Новое явление в Молдавии. Экс-президент предсказал стране судьбу Незалежной
Чтобы это не повторилось, социал-демократы в переговорах с Союзом весной 2025 года назначили, по их меркам, "высокую цену" за "страховую политику": отказ от повышения налогов. Александр Добриндт (ХСС) и лидер СДПГ Ларс Клингбайль 7 апреля встретились тет-а-тет. До этого переговоры были на грани срыва. Генсек ХДС Карстен Линнеманн уже предлагал созвать партийные органы, чтобы формально оформить разрыв между правящими партиями.
Добриндт и Клингбайль перерубили тогда неразрешимый узел: СДПГ отказалась от повышения налогов и согласилась на возвращение домой просителей убежища на немецкой границе. Союз взамен пообещал реализовать "страховую политику". Так это вспоминают участники переговоров от всех трех партий.
В отличие от предыдущего предварительного прощупывания, где предложения СДПГ о "специальных фондах" и исключениях из "долгового тормоза" союз в массе принимал, собственно коалиционные переговоры отразили реальный баланс сил в черно-красном правительстве: почти вдвое более мощный союз. СДПГ уступила по двум ключевым направлениям — миграции и налогам — и взяла свое в пенсионной политике. Впрочем, лишь частично. "Страховая линия" закреплена не до 2039 года, а только до 2031 года.
И это — принципиально. Потому что до 2031 года те в фракции союза, кто не хочет голосовать за пенсионный курс правительства (и тем самым рискует канцлерством Мерца), еще готовы поменять решение. Но ни днем больше. Их раздражает фраза, которой нет в коалиционном договоре, но которая стоит в одобренном кабинетом 5 августа законопроекте: "И после 2031 года уровень пенсий будет примерно на один процентный пункт выше, чем по действующему праву".
"Нам нужно покончить с этим дерьмом". Киев потерял сон, Европа в шоке: такого давления от Трампа они не ожидали
По версии критиков, министр труда от социал-демократов Бербель Бас этим пунктом выходит за пределы согласованной в коалиции "страховой политики" до 2031 года. Более того, она "предрешает" работу пенсионной комиссии, которая должна предложить реформы на период после этого срока.
Сначала на это даже не обратили внимания те самые молодые депутаты, что теперь гремят в медиа, то есть члены фракций ХДС и ХСС, которые на момент избрания в Бундестаг были не старше 35. Замечание пришло от профильных экспертов фракции. Они решили, что министр от СДПГ зашла слишком далеко.
Молодые парламентарии донесли критику до профильной рабочей группы, до фракции и до президиума ХДС на федеральном уровне. И везде встречали одобрение: "То, что младшие коллеги указывают на возможные последствия принятия закона в нынешнем виде, — не просто их право, а их обязанность", — отметил сам канцлер. Скептики в вопросе пенсий почувствовали себя услышанными — не только Мерцем, но и руководителем ведомства канцлера Торстеном Фраем и другими видными христианскими демократами.
Тем сильнее был их шок, когда две недели назад Мерц встал не на их сторону, а принял версию своего социал-демократического министра: мол, проект Бас соответствует коалиционным договоренностям и, следовательно, должен быть принят. Молодые политики восприняли это как резкий разворот — слишком резкий, чтобы с ним смириться, тем более что на носу был "День германского единства", ежегодный слет молодежного крыла Союза. Мерц приехал, изложил свою позицию по пенсионной политике и встретил ледяное молчание. Теперь против него — 18 молодых депутатов. Плюс примерно столько же старших политиков, вставших на их сторону. А большинство у коалиции — всего двенадцать голосов.

Что делать?

Трудно представить, что лидер СДПГ Клингбайль пойдет навстречу.
Попытки "вернуть бунтарей в строй" пока провалились. От первоначально обещанного "молодые" отказались. Предложение ввести их председателя Паскаля Реддига или главы молодежной организации Христианско-демократического союза Йоханнеса Винкеля в комиссию по пенсионной реформе тоже встретило негодование: мол, решено же было не включать в комиссию политиков и представителей социальных объединений. Новая идея: уже на заседании коалиционного комитета на следующей неделе поручить комиссии конкретные и однозначные "проверочные задания".
"Это просто вакханалия": уровень коррупции на Украине поражает воображение
Надежда на то, что СДПГ все-таки готова к содержательным уступкам, еще не умерла. В эти выходные канцлер и его социал-демократический вице-канцлер впервые с середины позапрошлой недели увидятся лично за 12 тысяч километров от Берлина, в южноафриканском Йоханнесбурге на саммите "двадцатки".
Но Клингбайль на минувших выходных на земельном съезде СДПГ в Баден-Вюртемберге публично привязал к тексту законопроекта Бербель Бас. И трудно представить, что он дрогнет. Так что самая тяжелая на сегодня кризисная развязка канцлерства Мерца решается внутри его собственной фракции.
Молодым депутатам возражают: союз никогда не действовал "по убеждениям", как "Зеленые", а исходил из ответственности. Правительство центра не рвут из-за пенсионной политики, которая, если вообще сработает, то только в будущем.
Некоторые вспоминают провал последнего "правительства демократического центра" Веймарской республики: в 1930 году буржуа и социал-демократы не сумели договориться, поднимать ли взносы для страхования от безработицы на полпункта. Дальше страной правили президентские кабинеты, не опиравшиеся на устойчивое парламентское большинство. Сегодня союз сталкивают ровно к этому из небольшой, но громкой части бизнес-объединений и "голосов общественного мнения": к идее правительства меньшинства.
Но и критики пенсионного курса апеллируют к истории только совсем недавней, черно-красной. После выборов в бундестаг Мерц обещал социальные реформы, чтобы склонить своих сторонников к согласию на создание огромного "специального фонда" для модернизации инфраструктуры и защиты климата и на исключение из "долгового тормоза" для нужд перевооружения.
Эти реформы, говорят они, так и не пришли. Второй раз верить расплывчатым обещаниям пенсионных преобразований и заранее гарантировать более высокий уровень пенсий никто не хочет.
Обсудить
Рекомендуем