Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Почти половина немцев видит в России угрозу, пишет Welt. Согласно данным опроса, 47% респондентов оценивают военную угрозу со стороны Москвы как "большую". При этом опрошенные скептически относятся к попыткам Владимира Путина и Дональда Трампа решить украинский конфликт.
Торстен Юнгхольт (Thorsten Jungholt)
Как граждане Германии относятся к внешней политике и политике обороны страны? Примечательно, что они явно дистанцируются от двух стран-партнеров. Кроме того, большинство критически относится к претензиям Германии на лидерство в Европе.
Когда немцы смотрят на мир сегодня, они видят три основных задачи для внешней политики своего правительства: конфликт на Украине (45%), ситуация в Израиле и на Ближнем Востоке (39%) и отношения с Соединенными Штатами Америки (33%).
Если показатель по Украине остался неизменным, то Израиль (17% в прошлом году) и США (10% в прошлом году) поднялись в повестке дня. Примечательно, что, хотя 76% граждан Германии очень сильно или сильно интересуются внешней политикой и политикой безопасности, для примерно четверти (24%) эта тема мало актуальна или не актуальна вовсе. Таковы результаты ежегодного репрезентативного опроса The Berlin Pulse, проведенного по заказу Фонда Кёрбера в конце сентября. Опрос среди 1500 немцев в возрасте от 18 лет проводился институтом социологических исследований Forsa.
Политика федерального правительства, направленная на оказание Украине военной помощи в борьбе с Россией, по-прежнему находит поддержку у большинства населения. На третьем году конфликта 59% немцев выступают за поставки оружия. Однако в зависимости от партийной принадлежности мнения значительно расходятся: среди сторонников партии "Зеленые" 90% одобряют поставки оружия, среди сторонников ХДС — 80%, СДПГ — 75%, а среди приверженцев партии "Левые" — 66%. Среди тех, кто поддерживает партию "Альтернатива для Германии", таких только 18%, а среди сторонников "Союза Сары Вагенкнехт" — 30%.
В случае заключения соглашения о прекращении боевых действий 56% опрошенных в настоящее время поддерживают участие немецких солдат в европейских миротворческих силах на Украине. Предпочтения по партиям в этом вопросе схожи.
25.11.202500
В то же время опрошенные скептически относятся к намерениям президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа: согласно опросу, только 21% респондентов считают, что Путин в принципе заинтересован в переговорном решении. И только 34% считают, что Трамп заинтересован в решении, которое гарантирует, что Украина не подвергнется нападению снова в долгосрочной перспективе. Лишь 38% респондентов считают США надежным партнером в решении украинского вопроса. Эти данные были собраны до того, как стало известно о последнем так называемом мирном плане США.
Параллельно с этим растет обеспокоенность собственной безопасностью: 47% немцев оценивают военную угрозу со стороны России как "большую" — это значительный рост по сравнению с предыдущим годом, когда этот показатель составлял 39%. Cейчас 35% видят небольшую угрозу, 17% — вообще не видят угрозы.
Интересно, что чувство угрозы наиболее сильно у сторонников СДПГ, за ними следуют сторонники ХДС и "Зеленых". Большинство сторонников АдГ и ССВ не видят "большой угрозы". Большинство немцев (54%) также серьезно обеспокоены попытками России повлиять на общественное мнение в Германии (Россия не пытается влиять на общественное мнение в Германии — прим. ИноСМИ).
Однако граждане Германии не могут прийти к единому мнению в отношении того, какие политические меры следует принять в связи с этим. Тогда как 48% опрошенных выступают за более активное участие Германии в международных кризисах, 43% предпочитают более сдержанную позицию. В этом вопросе прослеживаются явные различия между востоком и западом страны. Так, большинство восточных немцев (52%), но при этом лишь 42% западных немцев выступают за более сдержанную позицию Германии в международных кризисах, в то время как незначительное большинство западных немцев (51%) и лишь 35% восточных немцев выступают за более активное участие.
Для 72% более активное участие означает прежде всего дипломатические инициативы, только 17% понимают под этим также военные действия. Большинство немцев (72%) поддерживают намерение федерального правительства удвоить расходы на оборону в ближайшие десять лет. В то же время 61% опрошенных по-прежнему не согласны с тем, чтобы Германия играла ведущую роль в Европе в военной сфере.
Некоторая мягкость по отношению к Китаю
Спустя почти год после возвращения Трампа в Белый дом и в первый год пребывания в должности канцлера Фридриха Мерца (ХДС) германо-американские отношения оцениваются очень критически: почти три четверти немцев (73%) считают отношения с США плохими. В период президентства Джо Байдена в 2024 году 74% считали отношения с Соединенными Штатами хорошими. По мнению немцев, впервые за три года США перестали быть важнейшим партнером для немецкой внешней политики.
Вместо этого 46% вновь считают Францию ключевым партнером в области внешней политики, как и во время первого срока Трампа (2017–2021 годы). Только 26% называют США важнейшим партнером. В то время как в прошлом году лишь 17% немцев считали США экономической угрозой, сейчас таких 38%. При этом только 35% считают, что Германия по-прежнему может полагаться на "ядерный зонтик" США.
Три четверти (75%) считают, что Германия должна стремиться к тому, чтобы Франция и Великобритания обеспечили стране "ядерный зонтик", а 17% выступают за приобретение Германией собственного ядерного оружия. В социальных вопросах также наблюдается растущее отдаление от США: большинство немцев (59%) считают, что в их стране можно свободно выражать свое мнение, но только около трети (35%) полагают, что это относится и к США.
23.11.202500
Немцы дистанцируются не только от США, но и от Израиля. Только 38% опрошенных считают, что из-за исторической ответственности за Холокост у Германии есть особые обязательства перед Израилем. Среди сторонников партии "Зеленые" 57% считают, что такие обязательства существуют, и даже в СДПГ большинство (50%) придерживается этого мнения. В ХДС соотношение составляет 46% к 52%, в "Левой партии" — 38% к 61%, а в АдГ — 16% к 84%.
Кроме того, в сентябре — еще до перемирия в секторе Газа — почти три четверти (73%) опрошенных считали, что федеральное правительство должно оказать большее дипломатическое давление на Израиль, чтобы положить конец боевым действиям в Газе. Только 15% считают, что Германия должна оказать Израилю военную поддержку в войне против ХАМАС.
Примечательна определенная мягкость немцев по отношению к Китаю. Растущее глобальное влияние Пекина в настоящее время оценивается немцами менее негативно, чем в прошлом году. Половина опрошенных негативно оценивают растущее влияние Китая (2024: 61%), 42% считают его нейтральным, а 7% — положительным. Тем не менее, почти шесть из десяти немцев (59%) по-прежнему считают Китай большой экономической угрозой. В то же время поддержка военной помощи Тайваню в конфликте с Китаем среди немецкого населения сократилась. Если в 2024 году за это высказывались 31%, то в этом году — лишь 24%.
Наконец, отвечая на принципиальный вопрос о том, должна ли немецкая внешняя политика руководствоваться скорее интересами или ценностями, немцы не высказали четкого мнения: 41% респондентов считают правильным заявление министра иностранных дел Йохана Вадефуля (ХДС) о том, что в будущем он будет уделять больше внимания вопросам безопасности, национальным интересам и экономике, 55% респондентов, напротив, считают, что в центре внимания должны быть прежде всего такие ценности, как демократия, верховенство закона и права человека.