Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Флот истребителей Су-30МК2 является престижным "символом" Венесуэлы, пишет TNI. Он не имеет себе равных в Латинской Америке и обеспечивает сдерживание региональных соперников, а также дает Каракасу возможность контролировать морские пути, воздушное пространство Колумбии и деятельность ВМС США.
Харрисон Касс (Harrison Kass)
На бумаге венесуэльские истребители Су-30МК2 российского производства являются одними из лучших в мире, но из-за продолжающегося экономического кризиса в стране большинство из них не используют.
Жемчужиной венесуэльских ВВС является Су-30МК2 ("Фланкер"), пожалуй, самый боеспособный самолет во всей Латинской Америке. Правительство Уго Чавеса приобрело эти передовые на тот момент истребители в середине 2000-х годов в ходе перехода к сотрудничеству с Россией, и использование Венесуэлой этих самолетов является попыткой заявить о себе в регионе. Однако, несмотря на то, что это в целом эффективный самолет, венесуэльский флот Су-30МК2 сегодня сталкивается с серьезными эксплуатационными проблемами.
Что нужно знать об истребителе Су-30МК2
Год ввода в эксплуатацию: 2004 (вариант Су-30МК2)
Количество построенных самолетов: более 90 (все экспортные единицы МК2; Венесуэла имеет 24)
Длина: 22 метра
Размах крыльев: 14,7 метров
Масса (максимальная взлетная масса): около 34 500 килограммов
Двигатели: два турбовентиляторных двигателя AL-31F (27 500 фунтов-сила каждый с форсажем)
Максимальная скорость: 2120 километров в час / приблизительно Мах 2,0
Дальность полета: приблизительно 2900 километров; боевой радиус приблизительно 1287 километров; перелет более 4800 километров с баками
Практический потолок: приблизительно 17 000 метров
Вооружение: 12 точек подвески; около 7980 килограммов полезной нагрузки; поддерживает Р-27, Р-77, Р-73, Х-31, Х-59, управляемые бомбы
Экипаж: 2 человека (пилот + стрелок-радист)
04.12.202500
Су-30, созданный на базе советского Су-27, одного из лучших истребителей холодной войны, является постсоветским самолетом, разработанным для получения дохода на экспортном рынке. Су-30 получил двухместную конфигурацию, увеличенную дальность полета, улучшенную авионику и многоцелевые ударные возможности. Эта платформа вызвала интерес за рубежом и обеспечила закупки со стороны Индии, Китая, Малайзии, Алжира и, в конечном итоге, Венесуэлы, которая приобрела Су-30МК2, вариант, оптимизированный для морских ударов и патрулирования на больших расстояниях.
В период с 2006 по 2008 год Венесуэла приобрела 24 самолета Су-30МК2; отношения с США ухудшились, что привело к прекращению Вашингтоном поставок запчастей для самолетов F-16, поставленных Венесуэле в прошлые десятилетия. Поворот от США к России был не только оперативным, но и политическим и символическим, давшим Венесуэле современный тяжелый истребитель, укрепившим связи с Россией (которая обеспечила подготовку пилотов, пакеты технического обслуживания и вооружение) и продемонстрировавшим независимость от гегемонии Вашингтона. Флот Су-30МК2 стал основой венесуэльской военно-воздушной мощи.
Что касается авионики, Су-30МК2 оснащен радаром N001V с режимами удара и "воздух-воздух", а также ИК-системой с прицелом, установленным на шлеме. Истребитель совместим с ракетами "воздух-воздух" Р-77 и Р-27, противокорабельными ракетами Х-31 и Х-59, а также с различными управляемыми бомбами, ракетами и пушечными контейнерами. Мощный Су-30МК2 отлично справляется с задачами на больших расстояниях и с большой полезной нагрузкой, при этом обладая достойной способностью действия за пределами дальности прямой видимости.
26.11.202500
Почему Су-30МК2 не спасет Венесуэлу от ВВС США
Венесуэла в основном использует Су-30МК2 для патрулирования воздушного пространства, особенно в районе границы с Колумбией, побережья Карибского моря и энергетических регионов пояса Ориноко. Иногда Су-30МК2 используется для перехвата подозрительных самолетов (наркотрафик, неопознанные объекты). Однако существует лишь ограниченное количество доказательств проведения комплексных многоцелевых тренировок. Что еще более тревожно для обороны Каракаса, некоторые самолеты, как полагают, не используются из-за нехватки запасных частей.
Экономический коллапс Венесуэлы, естественно, лишил ВВС бюджета на техническое обслуживание. Зависимость от России в поставках запасных частей также оказалась ненадежной — из-за медленной доставки, высоких затрат и сложностей, связанных с интенсивной системой санкций. По крайней мере два самолета Су-30МК2 потерпели крушение (в 2015 и 2019 годах), что вызвало вопросы о стандартах технического обслуживания. Нехватка топлива и логистические проблемы сокращают количество вылетов. Летные часы ограничены, что ухудшает навыки пилотов и снижает уровень подготовки, необходимый для выполнения сложных миссий. Считается, что боеготовность флота значительно ниже 50%, а возможно, даже ниже 30%.
Со стратегической точки зрения флот Су-30МК2 по-прежнему имеет ценность. Этот парк является престижным символом для Венесуэлы, не имеющим себе равных в Латинской Америке, и обеспечивает сдерживание региональных соперников. Кроме того, Су-30МК2 действительно дает Венесуэле возможность контролировать морские пути, воздушное пространство Колумбии и деятельность ВМС США. Однако низкая боеготовность делает этот парк бумажным тигром в случае вооруженного конфликта. А отсутствие современных самолетов поддержки, таких как самолеты ДРЛОУ или самолеты-заправщики, значительно ограничивает потенциал парка этих истребителей.