Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Историк Джеймс Дональдсон рассказал в видео на YouTube-канале Бовингтонского музея танков о том, как Т-34 сыграл решающую роль в победе над нацизмом. По его словам, чудо советской оружейной промышленности просто оказалось дешевле в производстве и лучше на поле боя.
Это танк Т-34. Он стал символом советского сопротивления, промышленной мощи и победы над фашизмом. Но в 1941 году это был не совсем тот танк, которого хотела Красная Армия, потому что в планах были более масштабные проекты. Если бы нацисты не вторглись в Советский Союз в июне того года, проект Т-34, каким мы его знаем, был бы отметен в сторону.
Созданный в чрезвычайных обстоятельствах Т-34 был непреднамеренно грубым и неотшлифованным, но на то была веская причина. Отчаянные времена требуют отчаянных мер, и иногда эти меры могут окупиться.
Созданный в чрезвычайных обстоятельствах Т-34 был непреднамеренно грубым и неотшлифованным, но на то была веская причина. Отчаянные времена требуют отчаянных мер, и иногда эти меры могут окупиться.
Т-34 достиг легендарного статуса благодаря своему влиянию на ход войны, но когда немцы начали операцию "Барбаросса", это был не тот танк, которого хотели Советы, но тот, который у них был. Справедливости ради, у него действительно были хорошие характеристики, и мы рассмотрим их позже. Однако у конструкции имелись довольно серьезные проблемы, из-за чего создатели рассматривали возможность фундаментальных изменений еще до того, как Т-34 пошел в производство.
Первой проблемой была башня. Эта маленькая двухместная башня означала, что командиру приходилось совмещать обязанности с наводчиком. Если мы заглянем в наш Т-34-76, мы действительно заметим некоторые проблемы этой башни.
Во-первых, у нее действительно большой люк. Однако командирской башенки нет, поэтому экипаж полностью полагается на перископы и плохо расположенные смотровые блоки, что далеко не идеально. Я нахожусь на месте заряжающего, и, вкратце, здесь очень тесно.
В этом пространстве происходит много всего, не только размещение заряда. У меня здесь, за кадром, есть стеллажи для снарядов. Здесь есть смотровые блоки. Есть ящики для хранения. Затвор орудия, в общем-то, занимает все пространство на любом танке, но тут особенно.
Я не совсем уверен, как предполагалось заряжать 76-мм снаряд в этот затвор с какой-либо эффективностью или оперативностью, но они это делали. Невероятно. А на этой стороне место командира. Поскольку это двухместная башня, в ней находятся только два человека, поэтому ему приходится выполнять все, что обычно делает командир, все свои обязанности, плюс стрельба из основного орудия, а это большой объем работы.
Он находится в невероятно перегруженной позиции. Опыт показал, что такая схема просто не работает, и это касается не только советской стороны. Многие страны сразу отказались от двухместных башен именно потому, что командир оказывается перегружен. Советское руководство хотело получить башню большего размера, в идеале с третьим членом экипажа, чтобы командир мог вернуться к своим обязанностям.
Сейчас это может показаться безумием, учитывая очевидный идеологический контраст между нацистской Германией и Советским Союзом, но Сталин был искренне шокирован действиями немцев, когда они начали операцию "Барбаросса" 22 июня 1941 года. Заказ на 500 танков Т-34М был размещен вместе с заказом на 2200 Т-34 в январе того же года.
Сейчас это может показаться безумием, учитывая очевидный идеологический контраст между нацистской Германией и Советским Союзом, но Сталин был искренне шокирован действиями немцев, когда они начали операцию "Барбаросса" 22 июня 1941 года. Заказ на 500 танков Т-34М был размещен вместе с заказом на 2200 Т-34 в январе того же года.
Однако вторжение изменило приоритеты. Усовершенствование неидеального Т-34 перестало быть приоритетом, и проект Т-34М был заброшен, чтобы заводы могли сосредоточиться на выпуске как можно большего количества Т-34. Может, они и хотели бы улучшенный танк, но пока им пришлось иметь дело с тем, что было.
И Т-34 неожиданно хорошо себя показал. На второй день операции "Барбаросса" немецкие бронетанковые части впервые увидели новый советский Т-34 и еще более тяжелые танки КВ-1. Скажем так, они были шокированы, главным образом из-за того, что орудия Т-34 могли пробивать броню их "панцеров" с гораздо большего расстояния, чем они могли ответить. А этот наклонный броневой корпус оказался чем-то особенным.
Когда немцы наконец заполучили Т-34, они испытали на нем свою противотанковую пушку Pak 36. С расстояния 20 метров она оставила только царапины на краске. Цитировали немецкого генерала Эвальда фон Клейста: он говорил, что Т-34 — лучший танк в мире.
Даже после войны те, кто сталкивался с Т-34, вспоминали о том сильном впечатлении, которое он на них произвел: "Еще одно событие накрыло нас, как тонна кирпичей. Появились первые русские танки Т-34. Изумление было абсолютным. Как могло случиться, что в высшем командовании не знали о существовании этого превосходного танка?"
Немцы были впечатлены, но Т-34 было недостаточно, чтобы остановить их продвижение вглубь советской территории. Для этого СССР нужно было гораздо больше Т-34.
И отчаянные времена действительно потребовали отчаянных мер. Т-34 считается одним из самых важных танков в истории. Это самый производимый танк Второй мировой войны, и, как следствие, он сыграл огромную роль в победе.
Первые новые Т-34-85 были построены в конце 1943 года, и из-за высоких темпов производства и потерь к середине 1944 года они составляли большую часть танкового парка Красной Армии. Корпуса практически не изменились по сравнению с Т-34-76. Практически все изменения можно найти здесь, в башне. Это, по сути, модифицированная версия трехместной башни для проекта Т-43. Самое главное — установка этого, ставшего легендарным, 85-мм орудия.
Советы так долго хотели трехместную башню, ведь она просто делает танк более эффективным. Заряжающий заряжал орудие, наводчик целился и стрелял, а командир наконец мог сосредоточиться на своей работе. У них также стал намного лучше обзор благодаря новой командирской башенке.
85-мм орудие увеличило бронепробиваемость Т-34 примерно с 60 мм на дистанции 1000 м до более чем 100 мм на той же дистанции. Эта дополнительная огневая мощь может быть связана со снижением боевых потерь, поскольку Т-34-85 мог прекрасно противостоять "Тиграм" и "Пантерам", а также всему тому, с чем справлялись ранние модели.
Он все еще был легче, чем предлагаемый Т-43, что давало ему преимущество в подвижности, и оказалось, что увеличенная броня Т-43 вряд ли показала бы себя намного лучше против 88-мм и других все более распространенных немецких высокоскоростных противотанковых вооружений. Благодаря улучшениям в производстве надежность этих моделей значительно возросла.
К 1945 году гарантийный срок службы двигателей Т-34 составлял 250 часов. Это больше, чем 150 часов в 1941 году, причем от некоторых двигателей ожидалось достижение 300 часов. Что касается самого танка, ожидался пробег в 2500 км, ресурс гусениц — 1000 км. И Советы хотели даже большего.
Хотя Т-34-85 был компромиссом, он оказался гениальным решением — изменением правил игры, вернувшим Т-34 с грани устаревания, без негативного влияния на промышленную производительность или объемы выпуска. Какой контраст с немецким подходом, где новые и улучшенные конструкции, такие как "Пантера" и "Королевский тигр", постоянно запускались в производство.
Как, по слухам, говорил Сталин: "Количество имеет свойство переходить в качество". С танком, которого они не хотели, но с которым им пришлось иметь дело, все сложилось довольно хорошо для Советов. Эта несовершенная конструкция 1940 года неожиданно вошла в историю как танк, сыгравший важнейшую роль в победе.