Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Вашингтоне предложили создать группу стран "Основная пятерка", куда войдут США, Россия, Китай, Индия и Япония, пишет Politico. Несмотря на возможные перспективы, некоторые представители Белого дома опасаются сотрудничать с бывшими соперниками. Примечательно, что Европа в стратегическом плане вовсе не упоминается.
Даниэлла Чеслоу (Daniella Cheslow), Жизель Рухия Юинг (Giselle Ruhiyyih Ewing)
На этой неделе в Вашингтоне прозвучала, казалось бы, вовсе завиральная идея: США создадут новую группу стран под названием “Основная пятерка” (Core 5), куда, в отличие от привычной Группы семи или “Семерки”, войдут их традиционные противники Китай и Россия.
Хотя когда-то эта затея показалась бы заранее обреченной на провал, некоторые аналитики усмотрели в ней нечто типично трамповское. Во-первых, президент Дональд Трамп неоднократно стремился к сделкам с противниками — например, одобрил Пекину продажу чипов искусственного интеллекта Nvidia H200 и направил своих посланников Стива Уиткоффа и Джареда Кушнера в Москву на переговоры с президентом России Владимиром Путиным, и это лишь самые громкие случаи.
Один человек, работавший в Белом доме в первой администрации Трампа, на условиях анонимности ввиду дискуссий за закрытыми дверями сказал, что идея создания C5 (в составе США, Китай, Индия, Япония и Россия) не стала таким уж шоком.
“Никаких конкретных дискуссий о C5 или C7 не велось, но были разговоры о том, что действующие структуры будь то “Семерка” или “Двадцатка” или Совет Безопасности ООН, не подходят для этой цели, учитывая состав новых игроков”, — сообщил источник.
Утверждается, что идея создания такой группы якобы озвучена в более подробной и ранее не обнародованной версии Стратегии национальной безопасности, публикованной Белым домом на прошлой неделе. Редакция Politico не смогла подтвердить существование более подробного документа (о чем ранее сообщило издание Defense One).
Белый дом категорически опроверг его существование, а пресс-секретарь Анна Келли заверила Politico, что “никакой альтернативной, частной или засекреченной версии 33-страничного официального плана не существует”.
Однако специалисты по национальной безопасности назвали идею C5 привлекательной для нынешнего Белого дома.
“Это вполне сочетается с тем, что, как мы доподлинно знаем, президент Трамп смотрит на мир неидеологически, руководствуясь симпатией к сильным мира сего, и склонен работать с другими великими державами, которые поддерживают сферы влияния в своих регионах”, — сказала бывший директор по европейским делам в Совете национальной безопасности при администрации Байдена Торри Тауссиг.
11.12.202500
Она отметила, что Европа в теоретическом составе “Основной пятерки” не значится, “что, как я полагаю, наведет европейцев на мысль, что нынешняя администрация считает Россию выдающейся державой, способной поддерживать собственную сферу влияния в Европе”.
Майкл Соболик, бывший помощник сенатора Теда Круза (республиканец от Техаса) при первой администрации Трампа, счел идею “Пятерки” отходом от курса самого Трампа по отношению к Китаю на первом сроке.
“Первая администрация Трампа участвовала в соперничестве великих держав, и именно с этого угла мы формулировали и обсуждали отношения с Китаем, — сказал он. — Так что разница огромная”.
Однако администрация ранее уже задумывалась о новой расстановке сил. Министр обороны Пит Хегсет назвал историческую встречу между Трампом и председателем Китая Си Цзиньпином в ноябре “Великой двойкой” — к вящей тревоге Конгресса. Кроме того, сама Стратегия национальной безопасности сигнализирует об отходе от привычных европейских союзников, которым якобы грозит “уничтожение цивилизации”, и повышенном внимании к Западному полушарию.
Член Палаты представителей Раджа Криншнамурти (демократ от Иллинойса), высокопоставленный член особого комитета по китайским вопросам, выразил Хегсету “глубокую обеспокоенность” в сегодняшнем письме: “Данная вами характеристика отношений США с Коммунистической партией Китая (“Великая двойка”) вызывает глубокую тревогу и свидетельствует о фундаментальном неправильном понимании главного глобального противника США, что грозит опасным образом подорвать подготовку Пентагона к сдерживанию конфликта в Индо-Тихоокеанском регионе”.