Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На саммите в Берлине европейцам не удалось склонить американцев на свою сторону, пишет WWH. США настаивают на скорейшем заключении мира и хотят заставить Украину уступить Донбасс Путину – в том числе части, которые не были заняты российскими войсками.
Даниэль Гоффарт (Daniel Goffart)
Канцлер Мерц, Зеленский и главы государств ЕС хотят отговорить США от их промосковской концепции прекращения конфликта.
Все-таки они приехали. Стив Уиткофф, специальный представитель президента США Дональда Трампа, и его зять Джаред Кушнер в воскресенье прибыли в Берлин, чтобы принять участие в саммите по Украине, который федеральный канцлер Фридрих Мерц организовал в понедельник в столице Германии.
Вместе с Владимиром Зеленским и ведущими европейскими лидерами в присутствии американцев они обсудили вопрос, как должен выглядеть справедливый и прочный мир для Украины.
Зеленский и европейцы ранее отклонили план из 28 пунктов, который Уиткофф представил три недели назад после переговоров в Москве. К настоящему моменту из 28 пунктов осталось 20, при этом, по словам дипломатов из ЕС, ряд вопросов остается открытым.
Две основные темы
В центре переговоров — две основные темы. С одной стороны, речь идет о гарантиях безопасности для Украины, с другой — о территориальных уступках, которые США хотят потребовать от правительства в Киеве.
Главным ориентиром для европейцев остается решение самой Украины. Трамп не может устанавливать новые границы по согласованию с Путиным, считают в дипломатических кругах. "Решающий вопрос в случае отказа от территории заключается в том, на что готов украинский народ после почти четырех лет боевых действий и гибели людей".
Кроме того, по мнению дипломатов, занимавшихся подготовкой саммита, перемирие должно сохранить суверенитет Украины и перспективу европейской интеграции для страны.
В качестве дополнительных условий называются следующие: любое соглашение должно быть достигнуто с участием Украины и европейцев и должно быть встроено в механизм значительного укрепления европейского столпа НАТО. Существует большая обеспокоенность тем, что Москва и Вашингтон пытаются вбить клин во взаимоотношениях между странами ЕС.
Обязательные гарантии безопасности
Спорным остается также вопрос о том, насколько жесткими должны быть гарантии прекращения огня, чтобы предотвратить новые российские атаки. Тогда как Трамп и Путин категорически отвергают возможное вступление Украины в НАТО, европейцы пытаются добиться для всех сторон по крайней мере юридически обязательных гарантий безопасности, за которые должны отвечать как Европа, так и США. По словам представителей правительства, от администрации США ожидают нечто вроде гарантии поддержки, аналогичной статье 5 Договора НАТО. Необходима "полная прозрачность в отношении гарантий безопасности со стороны европейцев и американцев, прежде чем будут приняты какие-либо решения по вопросам спорных территорий".
Кроме того, остается открытым вопрос о масштабах уступки территории. Перед началом переговоров европейцы еще раз подчеркнули, что Украина до сих пор не соглашалась на уступку территории и на данный момент не стремится к этому. Позиция Киева заключается в том, что демилитаризованная зона также неприемлема.
"Экономическая зона Донбасс"
Трамп, напротив, настаивает на скорейшем заключении мира и хочет с помощью давления заставить Украину уступить Донбасс Путину – в том числе и те части, которые не были заняты российскими войсками. По замыслу Уиткоффа, некогда крупного магната недвижимости и делового партнера Трампа, Донбасс должен стать "свободной особой экономической зоной". Вместе с Юрием Ушаковым, советником Путина по внешней политике, он обсуждал в Москве "большой потенциал для экономического сотрудничества" между Россией и США.
В Брюсселе к этому относятся с большим недоверием, поскольку фонд для восстановления должен быть частично финансирован ЕС, частично — за счет замороженных средств Центрального банка России, но управляться США.
Никакого влияния для США
"Решение об использовании замороженных в Европе российских активов принимают исключительно европейцы", — говорят в дипломатических кругах. С этой целью в четверг на этой неделе в Брюсселе состоится саммит ЕС. Уже в прошлую пятницу Евросоюз, применив положения о чрезвычайной ситуации, принял решение о постоянной заморозке российских активов, хранящихся в Европе.
Для этой процедуры требовалось лишь квалифицированное большинство, а не единогласие, как это было ранее, что было бы невозможно из-за пророссийской позиции Венгрии. Кроме того, решение о постоянной заморозке устраняет необходимость каждые шесть месяцев заново принимать решение об этой санкции.
Однако пока еще не принято решение о будущем использовании около 210 миллиардов евро, хранящихся в Европе и состоящих в основном из просроченных российских государственных облигаций. Большая часть этих иностранных активов хранится в клиринговой компании Euroclear в Брюсселе. Однако Бельгия, как страна, в которой находится штаб-квартира компании, опасается требований России о возмещении ущерба, если деньги, как предлагают Германия и другие государства-члены, будут преобразованы в "репарационный кредит" и переданы Украине траншами для финансирования ее обороны.
В случае этого Москва уже пригрозила "далеко идущими последствиями" и судебным иском. Поэтому Еврокомиссия и Совет ЕС в настоящее время усиленно работают над юридически надежным решением, включая защиту Бельгии. В случае, который считается крайне маловероятным, если Бельгия должна будет выплатить России компенсацию, государства — члены ЕС должны будут отвечать за это в соответствии со своей экономической мощью.
Италия выступает против
Впрочем, такая "гарантия невыполнения обязательств" вызывает сопротивление. Оно исходит не только из Бельгии: Италия совместно с Бельгией, Мальтой и Болгарией подготовила документ, в котором призывает Еврокомиссию рассмотреть альтернативные варианты использования российских активов для покрытия финансовых потребностей Украины в ближайшие годы.
Необходимы "альтернативные варианты, соответствующие законодательству ЕС и международному праву, которые имели бы предсказуемые параметры, сопряжены с гораздо меньшими рисками и были бы направлены на покрытие финансовых потребностей Украины на основе кредитной линии Евросоюза или промежуточных решений".
Зловещий "план Б"
Эти четыре страны говорят о "плане Б", который предусматривает выпуск совместных долговых обязательств ЕС для финансирования Украины в ближайшие годы. Однако против этого выступают страны-доноры, такие как Германия, Нидерланды и другие.
Критики также указывают, что этот "план Б" еще больше увеличит и без того высокий уровень задолженности Италии и Франции, а кроме того, потребует единогласного решения, что означает, что, например, Венгрия может наложить вето. Однако у этого "плана Б" есть и ограничения. Даже если бы к нему присоединились прокремлевские Венгрия и Словакия, четыре страны не смогли бы сформировать блокирующее меньшинство.
В дипломатических кругах, занимающихся подготовкой саммита, считают, что, учитывая сопротивление, "плана Б нет". Если не удастся достичь соглашения о конфискации российских активов, "ЕС потерпит неудачу, потому что не сможет принять решение в пользу собственных интересов в области безопасности".