"Пусть твоя дочь говорит по-польски": как в Польше крепнет неприязнь к украинцам

Guardian: в Польше мнение общества об украинцах изменилось в худшую сторону

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Польше общественные настроения в отношении украинцев претерпели резкие изменения, пишет Guardian. От всеобщей поддержки беженцев почти ничего не осталось. Об этом напрямую говорит статистика: сейчас лишь 48% поляков положительно оценивают дальнейший прием мигрантов из Незалежной и только 35% одобряют вступление Украины в ЕС.
Шон Уокер (Shaun Walker)
Поворот в общественных настроениях спровоцирован фейками, вирусным контентом и приходом к власти правого популиста.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Во время обычной прогулки за мороженым с мужем и четырехлетней дочерью Валерия Холкина услышала незнакомый голос. Мужчина, подслушавший их украинскую речь, бросил: "Пусть твоя дочь говорит по-польски" — и затем применил к обоим родителям физическое насилие.
Специалист назвал диагноз фон дер Ляйен. Все стало на свои места
Это нападение в Щецине на северо-западе Польши — симптом роста враждебности к украинцам, который знаменует драматический разворот от всеобщей солидарности 2022 года. Тогда, после начала полномасштабных боевых действий, поляки в знак поддержки сотнями тысяч выходили на границу и открывали двери своих домов украинским беженцам.
Теперь, на пороге четвертого года конфликта, волна сочувствия схлынула. Опросы фиксируют в польском обществе все более негативный образ украинцев — результат смещения политической риторики вправо, особенно в вопросах миграции и исторических противоречий.
По статистике УВКБ ООН, в Польше сейчас проживают около миллиона украинских беженцев. Сама Холкина к ним не относится: она приехала до 2022 года и живет здесь уже больше десяти лет. "Я уже почти чувствую себя полячкой и не думала, что мне станут диктовать, на каком языке говорить с семьей", — сетует она. После нападения у нее случаются панические атаки, и она строго-настрого запретила дочери говорить по-украински при посторонних.
Ее история — крайность, и нападавший получил 14 месяцев тюрьмы. Но сам факт того, что за украинскую речь в общественном месте можно столкнуться с агрессией, становится, увы, повсеместным.
"Ощущения стали другими, более натянутыми, — делится 39-летняя Алена, предприниматель из небольшого городка в западной Польше. — Сейчас, когда мы выходим на улицу, дети уже шепчут: „Мама, давай говорить по-польски“. Раньше такого не было, никто не обращал внимания. Даже если замечали акцент — просто улыбались", — вспоминает она.
Польша ополчилась на своих украинцевДоля поляков, настроенных против украинцев, приблизилась к рекордным 50%, пишет UnHerd. Если в 2022 году общественность относилась к беженцам из соседней страны с сочувствием, то сегодня ситуация иная. Обстановка накалилась настолько, что многие из "свидомых" опасаются даже говорить на родном языке на улицах.
Подсчитать реальные масштабы словесных и физических нападений на украинцев трудно — зачастую пострадавшие не обращаются в полицию. Но соцопросы подтверждают: перемены в настроениях — далеко не единичные истории. Согласно одному из них, поддержка приема украинских беженцев рухнула с 94% до 48%. Другой опрос показывает, что доля поляков, одобряющих вступление Украины в ЕС, сократилась с 85% до 35%.
"В обществе укоренилось представление, что мы больше ничем не обязаны украинцам", — констатирует Петр Бурас из Европейского совета по международным отношениям в Варшаве.
Изменение настроений вызвано целым рядом причин. Недовольство систематически подогревается фейками и вирусными роликами в интернете. Важную роль сыграли и президентские выборы в июне 2025 года, победил на которых правый популист Кароль Навроцкий после язвительной предвыборной кампании, сместившей вправо весь политический дискурс. В публичном поле украинцев все чаще выставляют неблагодарными "охотниками за пособиями", игнорируя экономическую статистику, согласно которой они вносят положительный вклад в экономику Польши.
Похожие тенденции наблюдаются и в других странах Европы. Канцлер Германии Фридрих Мерц, например, заявил, что обсуждал с Владимиром Зеленским рост приезжающих в ФРГ числа молодых украинских мужчин. "Я просил Зеленского сделать так, чтобы молодые люди, особенно с Украины, не прибывали в Германию массово — в растущих количествах — а служили своей стране", — пояснил он. Правительство готовит законопроект об ужесточении доступа украинских беженцев к социальным выплатам.
В августе президент Навроцкий заблокировал правительственный закон о продлении финансовой помощи украинским беженцам, предложив взамен свой проект, где пособия зависят от трудоустройства. В результате стороны сошлись на компромиссном законе.
По словам Александра Пестрякова из Украинского дома в Варшаве, волна антиукраинских настроений поднялась в сети еще в 2023 году: под любым польским материалом об Украине мгновенно появлялись шквалы гневных комментариев. Многие винили в этом российских ботов, и некоторое время казалось, что ненависть не выйдет за пределы виртуального пространства. Но теперь, констатирует он, все меняется. "До лета этого года этот негатив редко покидал онлайн-ресурсы; жалобы от украинцев были редкими и напоминали довоенное время. Но с лета к нам поступает уже значительное число сообщений о нападениях — пока, слава богу, в основном словесных", — пояснил он.
Немалую роль играет и непростое историческое наследие. В публичных дискуссиях часто всплывает тема Волынской резни 1943-1945 годов, когда украинские националисты убили более 100 тысяч поляков, стремясь не допустить присоединения Волыни к Польше. Украина хоть и разрешила эксгумацию жертв, работа идет медленно, а сама тема остается для поляков весьма болезненной.
Появится ли вторая Украина? Польша лихорадочно закупает тысячу танков, чтобы всем народом насмерть сразиться против РоссииПольша массово закупает вооружения для борьбы с "российской угрозой", пишет автор блога на платформе Sohu. Постоянное противостояние Варшавы и Москвы подобно хроническому заболеванию, считает автор. Республике необходимо пересмотреть свою внешнюю политику, чтобы не развязать масштабный конфликт в Европе.
"Поддержка Украины в 2022 году была исключением; сейчас мы возвращаемся к обычному положению дел", — считает Бурас. Именно этот исторический контекст позволяет многим полякам, не отказываясь от антироссийской риторики, дистанцироваться от украинцев. "В других странах антиукраинская позиция обычно означает пророссийскую, но не у нас. Наши отношения с Украиной — это груз истории, обид и противоречий", — подчеркнул он.
Очередной всплеск напряжения произошел, когда в сеть попали кадры с концерта белорусского рэпера на варшавском стадионе, где зрители размахивали красно-черным украинским националистическим флагом военного времени. Этот привычный на Украине, но оскорбительный для многих поляков символ спровоцировал потасовку в зале. В итоге Польша депортировала 63 человека, 57 из которых были украинцами. В правой риторике, клеймящей "миграционное зло", украинцы все чаще упоминаются наравне с другими, хотя еще в 2022-2023 годах их выделяли на фоне неевропейских беженцев, пробивавшихся через белорусскую границу.
Впрочем, не все украинцы в Польше имеют негативный опыт. Согласно прошлогоднему опросу, 58% украинцев рассчитывают, что их дети проживут в Польше "много лет". Дискриминация ощущается не везде, особенно в крупных городах.
Анастасия Железняк, 39-летний детский психолог из Кривого Рога, перебралась в Варшаву с двумя детьми летом 2023 года. Выбор пал на Варшаву, потому что туда уже переехала ее племянница.
С тех пор она благодаря государственным языковым курсам выучила польский, прошла переподготовку на массажиста и открыла собственный салон в центре столицы. "Лично у меня в Польше опыт исключительно положительный", — говорит она. Когда ее дети (сейчас им 10 и 15 лет) пошли здесь в школу, учителя и другие родители всячески старались помочь. "На одном из собраний все спрашивали, чем могут поддержать. Я едва не расплакалась", — вспоминает она.
Единственный негатив приходит из сети. Стоит зайти на Facebook* или другую соцсеть, как на нее обрушивается поток оскорбительных комментариев в адрес украинцев. "Я просто перестала это читать", — признается она. Хотя многие ее украинские знакомые уже уезжают, жалуясь на недружелюбную атмосферу и дороговизну, сама Железняк надеется остаться в Польше. "Думаю, моим детям это даст больше шансов, чем возвращение домой", — заключает она.
*Принадлежит компании Meta, чья деятельность запрещена в России как экстремистская
Обсудить
Рекомендуем