Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конфликт на Украине закончится военным, а не дипломатическим путем, заявил в интервью PL бывший высокопоставленный дипломат Петр Друлак. По его мнению, переговоры показали, что режим Зеленского не согласится на договор, опасаясь собственного конца. Однако Украина уже полностью измотана.
Интервью с бывшим высокопоставленным дипломатом и председателем общества "Сватплук" Петром Друлаком
Parlamentni listy: Владимир Зеленский на конференции по безопасности в Мюнхене сказал, что Владимир Путин хочет повторить на Украине Мюнхенский сговор 1938 года. <...> Чего он хотел добиться такой риторикой?
Петр Друлак: Дональд Трамп был прав, когда говорил, что у Владимира Зеленского нет ни единой сильной карты, с которой он мог бы играть. Поэтому он колесит по Западной Европе (раньше я бы сказал "Запад", но сегодня только Западная Европа) и продолжает "продавать" свой пропагандистский тезис о том, что Украина может победить, если Европа будет ей в достаточной мере помогать. Все это далеко от реальности, но Зеленскому ничего другого не остается, потому что в момент, когда правда всплывет, его роль кончится.
— Если говорить о его роли, то Financial Times пишет, что Украина готовится к президентским выборам вместе с голосованием о мирном договоре. В Киеве эту информацию опровергли, но в Мюнхене Зеленский поднял эту тему, сказав, что Украина справится с проведением президентских выборов, если США принудят Путина к двухмесячному перемирию. По конституции выборы нельзя проводить в условиях военного положения. Так правда ли это? Украина действительно готовится к выборам?
— Я не уверен, ведется ли подготовка к выборам на самом деле. А вот США действительно требуют президентских выборов, и Зеленский не может категорически им отказать, потому что официально Украина — демократическая страна. Если он будет упорно сопротивляться проведению выборов, то имидж Украины как демократической страны поблекнет еще больше. Поэтому я вполне понимаю, почему он говорит о выборах, но вот ведется ли подготовка, не знаю. Может, да, может, нет. Трудно понять, что происходит на Украине.
— По-вашему, Украина — демократическая страна или нет? Зеленский уже "просрочил" свой мандат, но во время вооруженного конфликта трудно проводить выборы…
— Во время войны любая демократическая страна становится менее демократической. Но современную Украину я бы не причислял к демократическим странам, и не только потому, что она воюет, но и потому, что в стране проводятся репрессии. Время от времени публикуются опросы общественного мнения о том, насколько народ поддерживает режим и так далее. Но там невозможно публично выражать свое мнение о том, что конфликт нужно быстрее заканчивать и заключать мир с Россией. Там это уголовное дело. Как говорить о демократии в стране, если там нельзя обсуждать даже самые тяжелые проблемы общества?
Можно сказать, что Украина была своеобразной неидеальной демократией раньше, но после Майдана демократия начала там хиреть, а после начала конфликта в 2022 году ее слом продолжился. Просматривается объективный процесс, которому ни одно демократическое государство во время войны не может сопротивляться. Свою роль играет и то, что до вооруженного конфликта украинская демократия была очень далека от демократических идеалов.
— Как вы оцениваете переговоры о прекращении вооруженного конфликта? <...> Зеленский обвинил Соединенные Штаты Америки в том, что те принуждают Киев к уступкам, а Москву не трогают.
— Мне кажется, что США играют двойственную роль. С одной стороны, они, конечно, давят на Украину, и в этом нет сомнений. Но, с другой стороны, США в этом вопросе не едины. Среди республиканцев Дональда Трампа есть много сторонников продолжения политики Байдена. Это мешает Трампу полностью отстраниться от этого процесса. Если вспомнить, что Дональд Трамп говорил до избрания, то логично было ожидать полного отмежевания США. Но такой подход приемлем только для части его электората. Поэтому он пошел на определенный компромисс. Украина явно сошла с главного места, но внимание к ней сохранилось, и ее не принуждают немедленно прекратить воевать. Я вижу в этом американскую двоякость.
— Американский представитель в НАТО заявил на Мюнхенской конференции, что конфликт, теоретически, может закончить один телефонный звонок. Он имел в виду звонок из Пекина в Москву, так как без китайской помощи русские обойтись не смогут. Как вы думаете?
— Конечно, китайская помощь играет большую роль. Но у китайцев нет причин делать то, о чем вы говорите. Зачем им это? А даже если бы они и захотели остановить конфликт, то я не уверен, что смогли бы. Возможно, тут переоценивается Китай и недооценивается Россия. У России самой по себе есть определенные возможности, и даже если она окажется без поддержки, она будет продолжать воевать, потому что, по ее мнению, воюет не на жизнь, а на смерть.
— Можно ли сказать, сколько еще продлится этот вооруженный конфликт? Дональд Трамп вернулся в Белый дом уже более года назад; переговоры давно идут, а бои все продолжаются, и конца и края им не видно.
— Это война на истощение, и я бы сказал, что Украина уже сильно измотана. У нее кончаются воля, люди, а понесенные ею потери значительно превосходят российские (кто бы как ни считал). Кроме того, украинцы разбегаются. Министр обороны сказал, что два миллиона мужчин, которые должны были пойти на фронт, где-то скрываются. Так что, на мой взгляд, в какой-то момент Украине придется сдаться.
—На этом, по-вашему, конфликт и закончится? Не мирным договором?
— Именно. Правительство Владимира Зеленского просто не может подписать мир, поскольку мир для них равен их концу. Они не подпишут мир победителями, а станут проигравшими. Причем на условиях, которые будут для них неприемлемыми, учитывая, что они сегодня говорят. В итоге конец этому конфликту положит оружие, а не дипломатия.