Может показаться неожиданным то, что постоянный представитель России при НАТО и бывший министр обороны Германии приводят одни и те же аргументы, когда речь заходит о неотложных вопросах безопасности в современном мире. Однако мы оба пришли к выводу о том, что в настоящий момент мировая история открывает для России, Европы и Америки окно возможности для того, чтобы создать общую безопасность.
В тех регионах, которые для всех являются жизненно важными, у нас имеются общие интересы, так как мы сталкиваемся с теми же самыми проблемами: терроризм, растущая угроза применения ракет с атомными боезарядами, дальнейшее распространение оружия массового уничтожения, нестабильность на Ближнем Востоке.
Поэтому сближение – это веление времени. Россия и Германия способны стать движущей силой этого процесса, к тому же мы привержены общим ценностям и должны обеспечить свободную и безопасную жизнь людей в нашем общем европейском доме. Именно поэтому в настоящее время нужно начать процесс создания условий для полного членства России в НАТО – со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Нечто подобное уже однажды обсуждалось в девяностые годы, непосредственно перед развалом Советского Союза; однако тогда время для этого еще не созрело. Сегодня времена изменились; конечно, Россия еще не убеждена в том, что ей действительно нужно это членство, и она не знает, какие преимущества от этого в конечном итоге можно получить. Первый шаг на пути к такого рода партнерству требует укрепления отношений между НАТО и Россией.
Опросы общественного мнения показывают, что российское общество не испытывает страха перед НАТО; одновременно российские люди не испытывают и особой симпатии к этой организации. Тот факт, что НАТО приблизила свою инфраструктуру к российским границам, не вызывает особых положительных эмоций. Как для российской элиты, так и для всего российского народа суверенитет и независимость страны являются незыблемыми ценностями. Любая демонстрация мускулов вблизи российских границ пробуждает историческую память, а также инстинкт сопротивления и самообороны.
Компоненты кризисов и конфликтов
Центральная Азия скрывает в себе все компоненты кризисов и конфликтов: почти неограниченные энергетические ресурсы, большой потенциал этнических и религиозных противоречий, исламский фундаментализм, а также несовпадающие интересы вовлеченных государств. Кто бы ни прикоснулся к этой пороховой бочке, он уже заранее окажется проигравшим. Сделать Грузию членом НАТО – было бы как раз таким искушением. При этом НАТО откровенно признает, что у альянса в этом регионе нет жизненно важных интересов, которые следовало бы защищать военными средствами. Что касается Украины, то Европа все больше и больше думает об укреплении связей этой страны с Европейским Союзом. Другими словами: НАТО открывает свои двери для стран, которые для членства еще не созрели и которые не будут вносить свой вклад в обеспечение общей безопасности и региональной стабильности, но стали бы обузой для всех сторон.
Но было бы членство России в НАТО правильной целью в то время, когда сам альянс находится на перепутье, а некоторые его члены постоянно испытывают страх перед «русским медведем»? Для начала НАТО должна прийти к новому политико-стратегическому консенсусу. В противном случае у нас никогда не будет единства по вопросу о том, каким образом нам следует совместно реагировать на такие вызовы как, например, иранская ядерная проблема, или как должна проходить интеграция России. Европа в настоящее время расколота по этому вопросу. Некоторые восточноевропейские страны определяют свою безопасность прежде всего как защиту от России. Такая позиция не отвечает интересам Германии, которая предпочитает иметь стратегическое партнерство с Россией, а не враждебно ей противостоять.
Относительно большое расширение НАТО, необходимость иметь дело с такими совершенно новыми вызовами, как глобальный терроризм или война в Афганистане, вызвали в альянсе масштабные дебаты: какой, к примеру, должна быть реакция на новые угрозы, возникающие вдали от территории НАТО, и как избежать при этом возникновения еще одного Афганистана? Еще один вопрос состоит в том, может ли Россия при защите от этих угроз действовать, как партнер или даже союзник Запада, или сама Россия представляет собой угрозу для НАТО? Новый и конструктивный ответ обеих сторон на этот вопрос имеет фундаментальное значение.
НАТО нуждается в России
НАТО не сможет справиться ни с одной из своих будущих задач без России, тем более выступая против России. Россия стремится к тому, чтобы модернизировать свой потенциал, воспринять экономическую и политическую практику Европы и критически ее изучить, сохраняя при этом свою идентичность и независимость. Обе части Европы были в 20-м веке искусственно оторваны друг от друга, и теперь обе части должны решать одни и те же проблемы безопасности.
Общие угрозы требуют общего ответа. Это именно та причина, в соответствии с которой необходимо переместить гравитационный центр партнерства в целом, а также выстраивания отношений НАТО-Россия в частности – его следует переместить от Международного секретариата НАТО в сторону Совета НАТО-Россия.
Необходимо с соблюдением всех правил пригласить Москву занять место за общим столом, и сделать это надо не для того, чтобы поочередно находить ошибки друг у друга. Это нужно сделать для того, чтобы можно было вести постоянный открытый диалог и принимать общие решения. Этот диалог должен выливаться в совместные проекты – например, в создание совместной противоракетной обороны или в подготовку совместных инициатив в области контроля над вооружениями. В конечно итоге взаимные гарантии в области безопасности, доверие и повседневное практическое сотрудничество помогут устранить хронические разногласия между Москвой и Западом, которые только ослабляют обе стороны.
65 лет назад закончилась самая кровопролитная война в истории Европы. И те вопросы, которые являются важными для государств евроатлантического пространства, не могут быть решены, если вновь попытаться сделать это при помощи устрашения или устранения той или иной страны от участия в этом процессе. Более прочный и – будем надеяться – вечный мир в Европе возможен только на основе неделимой безопасности, и это, с другой стороны, является предпосылкой для модернизации России и процветания Европы.
Дмитрий Рогозин в настоящее время является постоянным представителем России при НАТО. Фолькер Рюэ до 1998 года занимал пост министра обороны (Германии). С ноября 2002 года по октябрь 2005 года он был председателем комитета по международным делам (бундестага).