Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кризис внешней политики Буша

Как союзники, так и противники отмечают отсутствие последовательности в американской внешней политике

Кризис внешней политики Буша picture
Кризис внешней политики Буша picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на почти всеобщее признание того факта, что американская внешняя политика первых шести месяцев после 11 сентября была эффективной, президента Буша теперь все чаще обвиняют в нерешительности и отсутствии четкой стратегии по отношению к многочисленным кризисам, происходящим в мире. В последние несколько недель, произраильские религиозные и политические круги с одной стороны, и пропалестинские арабские государства с другой, обвинили ближневосточную политику Буша в том, что, будучи все более активной, она не достаточно ясна, убедительна и стабильна

Несмотря на почти всеобщее признание того факта, что американская внешняя политика первых шести месяцев после 11 сентября была эффективной, президента Буша теперь все чаще обвиняют в нерешительности и отсутствии четкой стратегии по отношению к многочисленным кризисам, происходящим в мире.

В последние несколько недель, произраильские религиозные и политические круги с одной стороны, и пропалестинские арабские государства с другой, обвинили ближневосточную политику Буша в том, что, будучи все более активной, она не достаточно ясна, убедительна и стабильна.

В подтверждение существования глубоких внутренних разногласий одна группа высокопоставленных чиновников администрации постоянно давала знать, что готовится удар по Ираку, в то время как другая не прекращала убеждать нервных союзников, что подобных планов не имеется. В то же время, официальное объяснение того, почему необходимо избавиться от иракского президента Саддама Хусейна, менялось несколько раз.

Не забывая о неослабевающей популярности Буша, демократы начали осторожную критику правительства. "Позвольте мне подобрать нужные слова, - заявил председатель сенатского комитета по внутренним делам демократ Джозеф Р. Байден мл. (Joseph R. Biden Jr) в связи с поведением администрации во время неудачной попытки свергнуть президента Венесуэлы Уго Чавеса (Hugo Chavez). - Это было... несколько неуместно".

Хотя ряд членов конгресса, как демократы, так и республиканцы, не раз выражали свое недовольство политикой администрации на Ближнем Востоке, большинство предпочитало не осуждать действий самого президента. Однако христианский консерватор Пэт Робертсон (Pat Robertson) заявил на прошлой неделе, что "президент совершает большую ошибку", когда критикует Израиль за его военное вмешательство и продолжает поддерживать отношения с палестинским лидером Ясиром Арафатом.

В своем еженедельном радиообращении Буш повторил призыв к арабским политикам сделать "трудный выбор" и показать себя "настоящими лидерами", т.е. отказаться от поддержки терроризма и оказать давление на Арафата. Но ряд высокопоставленных арабских официальных лиц заявили, что Бушу не стоит рассчитывать на понимание во время встречи на будущей неделе с королем Марокко Мохаммедом VI и наследником саудовского престола Абдуллой.

Наоборот, во время встречи арабские лидеры намереваются сказать Бушу, что его нежелание или неспособность контролировать Израиль уже уничтожили большую часть недавних достижений в арабо-американских отношениях, в то же время сильно осложнив совместную борьбу с исламским экстремизмом после 11 сентября.

Но нелицеприятные вопросы и критика не ограничиваются Ближним Востоком и Венесуэлой. В недавних интервью ряд сотрудников администрации, а также лица, близкие к Белому дому, эксперты по международной политике и иностранные дипломаты выражают обеспокоенность действиями Вашингтона по целому ряду направлений.

Так, в своей речи в четверг Буш описал широкомасштабные попытки восстановить инфраструктуру и экономику Афганистана. Тем не менее, в этом направлении пока еще ничего не было предпринято: поступила лишь незначительная часть тех денег, которые США и другие страны согласились выделить Кабулу. США не согласны с многими из своих союзников в методах решения проблемы безопасности в регионе.

Торговые соглашения с рядом стран пробуксовывают, в то время как Буш препирается с демократическим Сенатом. Согласно некоторым его помощникам, президент Мексики Висенте Фокс (Vicente Fox) сильно разочарован в том, что в начале года Буш назвал "тесными взаимоотношениями". Информированный мексиканский источник сообщает, что долго обсуждавшиеся иммиграционные инициативы зачахли после 11 сентября: "Администрация Буша не предпринимала абсолютно никаких шагов в этом направлении... Ничего не движется. Все парализовано".

После более чем года противоречивых сигналов, вызывавших протесты Японии и Южной Кореи, клинтоновская администрация начала переговоры с Северной Кореей. Они были приостановлены Бушем только для того, чтобы начать их снова, несмотря на то что Пхеньян вместе в Ираном и Ираком был записан в "ось зла" не далее как в январе.

Ряд источников сообщает, что президент окружен конфликтующими советниками и подвергается внешнеполитическому давлению с разных сторон. Политический советник Карл Ров (Karl Rove) предупреждает, что поддержание связей с Арафатом уже повлекло за собой незначительное падение популярности республиканцев.

Некоторые опасаются, что администрация взяла на себя слишком много. Согласно Бренту Скоукрофту (Brent Scowcroft), возглавляющему президентский Совет по внешней разведке, Белый дом находится "под реальной угрозой перерасширения". Одна только война против терроризма, судя по всему, станет "значительно более сложным предприятием".

Как отмечает Джеймс Б. Стейнберг (James B. Steinberg), заместитель советника по национальной безопасности при Клинтоне, команда Буша не решила, "что делать на многочисленных направлениях внешней политики".

Согласно Стейнбергу, слишком многие вопросы решаются непосредственно членами кабинета и их заместителями. Ниже этого уровня "ничего не работает. Из-за того, что там работают идеологически ангажированные люди, а также из-за непрекращающейся подковерной борьбы между ключевыми фигурами и министерствами, фактически невозможно чего-либо достичь".

В дополнение к вышесказанному, Стейнберг добавляет, что "они разработали великую доктрину Буша о борьбе со злом, но не уделили внимания проблемам второго порядка. Если что-то не вписывается в борьбу с терроризмом, у них нет готовых стратегий."

Когда канал ABC спросил советницу по национальной безопасности Кондолизу Райс (Condoleezza Rice) о работе администрации, процитировав данное консервативным Weekly Standard определение работы окружения президента как "час любителей во внешней политике США", она решительно отвергла все подобные обвинения.

"Это одна из самых профессиональных в вопросах внешней политики администраций за довольно длительный период времени, - заявила Райс. - Это президент, который руководит блистательной войной против терроризма. Это президент, изменивший природу наших отношений с Россией. Это президент, чья внешняя политика характеризуется чередой сплошных побед".

Что касается уничтожения "Талибан" и инфраструктуры "Аль-Каиды" в Афганистане, а также тесных отношений между Москвой и Вашингтоном (включая участие президента Владимира Путина в антитеррористической компании и переговорах по двустороннему сокращению вооружений), то мало кто оспорит формулировки Райс. Советники по внешней политике, такие, как вице-президент Чейни (Cheney), госсекретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell) и министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld), обладают богатым опытом работы в предыдущих администрациях.

Хотя их видения основных целей администрации совпадают, они не могут достигнуть соглашения в вопросах тактики: их долгий опыт работы дал им "лицензию на несогласие" друг с другом.

Помимо войны с терроризмом и России, трудно найти примеры удачных внешнеполитических действий. Ряд членов правительства и частных лиц, принимавших участие в обсуждении внешней политики в Белом доме в течение последних двух недель, высказали особую обеспокоенность в связи с иракским и ближневосточным направлениями.

Первоначально администрация подчеркивала угрозу, которая исходит от Ирака в связи с предполагаемой разработкой Хусейном химического и биологического оружия, а также атомных технологий.

После 11 сентября администрация безуспешно пыталась найти данные, которые подтвердили бы связь Ирака с "Аль-Каидой" в целом и письмами, зараженными сибирской язвой, в частности. В результате возникло новое объяснение необходимости нападения на Ирак: от Хусейна нужно избавиться, так как, если у него есть оружие массового уничтожения, он может рано или поздно поделиться им с террористическими группами.

Затем Буш связал Ирак с взрывом насилия между Израилем и Палестиной, поскольку Хусейн выплачивал денежные пособия семьям погибших палестинских "мучеников". Такие же пособия выплачивают Саудовская Аравия и другие государства Персидского залива. Президентские советники, являющиеся сторонниками агрессивных действий против Хусейна, теперь выдвинули предположение, что Ирак является главным источником финансовой и моральной поддержки Арафата, и, следовательно, чтобы достигнуть мира на Ближнем Востоке, необходимо избавиться от Хусейна.

В связи с этим, одним из результатов недавнего визита Пауэлла на Ближний Восток, стало то, что, согласно источнику в Белом доме, "Ирак отложили в долгий ящик."

Агрессивность по отношению к Ираку, а также нежелание напрямую вмешиваться в ближневосточный конфликт, подорвали улучшившиеся было после 11 сентября отношения с европейскими и арабскими правительствами.

Как отмечает высокопоставленный европейский дипломат, личные заверения Пауэлла успокоили правительства, встревоженные возможным нападением на Ирак из-за агрессивных заявлений Чейни, Рамсфельда и их заместителей. Но после речи Буша от 29 января об "оси зла" они начали подозревать, что Пауэлл либо "не достаточно силен, чтобы противодействовать", либо "ему была предписана роль" успокоителя европейцев.

Британский премьер-министр Тони Блэр (Tony Blair) разделяет беспокойство Буша по поводу Ирака. Но Блэр также разделяет негодование европейцев из-за мартовского решения Белого дома ввести тарифы на экспорт стали и присоединяется к своим европейским коллегам, когда дело касается увеличения роли США в ближневосточном урегулировании.

Блэр посетил техасское ранчо Буша всего за день до 4 апреля, когда из Вашингтона последовало требование к израильскому премьеру Ариэлю Шарону (Ariel Sharon) немедленно вывести войска с Западного берега. Тем не менее, израильское наступление продолжилось.

Пытаясь объяснить столь очевидное непослушание, Белый дом на прошлой неделе предпринял попытку "переписать" первую версию разговора между Бушем и Шароном. Высокопоставленные чиновники неоднократно отрицали наличие договоренности о графике вывода войск помимо бушевского "незамедлительно". Тем не менее, в четверг Буш заявил, что Шарон предоставил ему четкий график во время их телефонного разговора и что "он действует в соответствии с этим графиком".

Это откровенно противоречило брифингу, данному журналистам высокопоставленным представителем администрации, который среди успехов миссии Пауэлла назвал "ясное представление о намерениях и условиях вывода войск".