Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цыплята важнее Чечни

Легче настаивать на моральной внешней политике, когда ты не стоишь у руля

Цыплята важнее Чечни picture
Цыплята важнее Чечни picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Строуб Тэлботт, архитектор американской политики в отношении России на всем протяжении президентства Билла Клинтона, недавно критиковал президента Джорджа Буша-младшего и его команду за то, что те не оказывают более сильного давления на российское правительство с целью прекращения войны в Чечне. Этот гражданский конфликт, сказал г-н Тэлботт, является "раковой метастазой в политическом теле" России, и если г-н Буш-младший сделает этот вопрос более важным в повестке двусторонних переговоров, то сможет повлиять на события в более благоприятном направлении.

17 июня 2002 года. Строуб Тэлботт (Strobe Talbott), архитектор американской политики в отношении России на всем протяжении президентства Билла Клинтона (Bill Clinton), недавно критиковал президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) и его команду за то, что те не оказывают более сильного давления на российское правительство с целью прекращения войны в Чечне. Этот гражданский конфликт, сказал г-н Тэлботт, является "раковой метастазой в политическом теле" России, и если г-н Буш-младший сделает этот вопрос более важным в повестке двусторонних переговоров, то сможет повлиять на события в более благоприятном направлении.

Я думаю, г-н Тэлботт прав. Но стоит вспомнить, что г-н Клинтон, а не г-н Буш-младший, сравнивал поведение Бориса Ельцина в вопросе о Чечне с Авраамом Линкольном (Abraham Lincoln), пытавшимся предотвратить распад союза, и что именно г-н Клинтон, в опубликованной в 2000 году в журнале "Time" статье, согласился с правом России "освободить" чеченскую столицу Грозный. Этим я не хочу сказать, что г-н Клинтон позволял г-ну Ельцину действовать, как тому заблагорассудится. Хотя г-н Тэлботт признал, что "мы в начальный период не обращали должного внимания на Чечню", администрация Клинтона часто критиковала поведение российских военных во время первой чеченской войны 1994-1996 годов - как и администрация Буша-младшего критикует некоторые аспекты российского поведения во время продолжающейся и поныне второй, не менее жестокой, войны.

Но, действительно, представляется, что легче настаивать на моральной внешней политике, когда ты не стоишь у руля. Г-на Клинтона волновали вопросы демократии в России, но другие проблемы - серьезные, законные проблемы - всегда, казалось, были важнее: убеждение России в необходимости вывести ее войска из ставших недавно независимыми прибалтийских республик, помощь в выводе ядерного оружия с территории Украины, завоевание российского сотрудничества в Боснии, или в Косово, или в Организации Североатлантического договора (НАТО).

Точно так и для г-на Буша-младшего демократия важна - но не настолько, чтобы подорвать сотрудничество с Россией в войне с терроризмом, в отказе от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), в НАТО (опять) или, да, в том, чтобы открыть двери экспорту американских цыплят. Российские политики, которые теперь понимают демократию достаточно хорошо, не находят это удивительным. "Если бы им пришлось выбирать между экспортом цыплят и демократией, своей сталелитейной промышленностью и демократией, я думаю, что баланс был бы очень простым, - сказал бывший российский премьер-министр Егор Гайдар во время своего визита в Вашингтон на прошлой неделе. - Только прикиньте, сколько американских штатов экспортируют цыплят, и вы поймете, что демократия отойдет на второй план для любого политика".

Г-н Гайдар находился в этом городе вместе с другим борцом за демократию, Борисом Немцовым, и их сообщение об успехах российской демократии - о том, как у них идут дела во внутренней политике, пока г-н Буш-младший фокусирует свое внимание на цыплятах и Договоре по ПРО - было не вполне успокоительным. Те заботы, о которых говорил г-н Гайдар во время своего прошлогоднего визита сюда - "я не уверен, что Путин очень серьезен, когда говорит о демократии" - "оказались правильными", сказал г-н Гайдар. "Ничего очень жесткого, никаких оппонентов в тюрьме - сказал г-н Гайдар. (Фактически, некоторые находятся в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия.) - Но уровень контроля за политическим процессом возрастает. Концепция 'управляемой демократии' набирает силу".

Господа Гайдар и Немцов, экономист и физик, устремились в политику на стороне реформистов, как только распался Советский Союз. За прошедшие после этого 11 лет они выиграли несколько сражений, а еще несколько проиграли; они иногда смело выступали, а иногда пытались принюхиваться к преобладающим ветрам. Но, в отличие от столь многих из политиков-реформаторов первой волны, они не ушли из политики; они все еще пытаются на нее влиять, выступая за более свободные земельный кодекс и налоговый кодекс и за другие будничные, но жизненно необходимые атрибуты демократического государства с рыночной экономикой. А потому, когда они говорят об ограничении демократии, это не зеленый виноград политиков, оставшихся в меньшинстве. И картина, которую они рисуют, является неоднозначной, такой, где формы демократии сохраняются, однако способность бросить вызов власть предержащим уменьшилась. "Выборы есть", сказал г-н Немцов, но Путин ими манипулирует, чтобы с помощью суда или как-то иначе протащить тех губернаторов, которые ему нравятся. "Средства массовой информации (СМИ) по-прежнему кажутся независимыми", но так или иначе телевизионные компании взяты под контроль. "Верхняя палата парламента все еще существует, но она стала похожей на английскую палату лордов", где членов палаты назначают по большей части Кремль или его союзники. И так во всем, в то время как Путин строит свою "контролируемую демократию".

Сотрудник Библиотеки конгресса США и известный исследователь России Джеймс Биллингтон (James H. Billington), выступая недавно в Джорджтаунском университете, сказал, что в России "две реалистичные альтернативы, соответственно, куда лучше и куда хуже, чем то, что до сего времени всерьез рассматривалось житейской мудростью в Америке". С одной стороны, сказал он, это настоящая федеральная демократия; с другой - "авторитарный национализм, который по сути, но не обязательно по форме, будет новым вариантом фашизма".

Что заставляет задуматься над вопросом, а не следовало ли г-ну Бушу-младшему поставить внутренние события в России несколько выше, чем экспорт цыплят. Борьба, которая ведется за два потенциальных исхода, не должна быть "зрелищным спортом для американцев", сказал г-н Биллингтон. Он призвал к сотрудничеству с Россией на многих уровнях, включая обмены гражданами, которые он пропагандирует и организует уже многие годы.

Господа Гайдвар и Немцов, как избранные представители гордой нации, естественно были более сдержанными, когда говорили о пользе американского давления. "Г-н Буш-младший с полным основанием полагает, что демократия - это наше дело, а не его, - сказал г-н Гайдар. - Демократию невозможно навязать извне". Но г-н Немцов добавил, что г-н Путин, поставив судьбу России на объединение с Западом, должен бы прислушаться, если бы г-н Буш-младший сильнее надавил на него в таких вопросах, как свобода СМИ. И - даже политик-демократ - Немцов посоветовал, чтобы г-н Буш-младший это сделал, ради собственной пользы. "Потому что если он ничего не предпримет, против него восстанет американское общественное мнение", - сказал он.