Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российский рынок специалистов, готовых заключать договоры с внешними фирмами, быстро растет

Американские и европейские компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, продолжают искать российских разработчиков для своих программных продуктов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Стремясь сократить себестоимость продукции, американские и европейские компании все чаще обращают взоры на Россию в поисках возможностей воспользоваться данными из некоторых российских проектов разработки программного обеспечения. Даже в сегодняшние трудные экономические времена высококвалифицированные программисты высоко ценятся на Западе.

18 июня 2002 года. Компания "Frito-Lay" корпорации "PepsiCo Inc." производит картофельные чипсы, а фирма "Boeing Co." строит самолеты, но у этих двух компаний есть одно общее: они обе нашли себе российских программистов. И они не одиноки. Стремясь сократить себестоимость продукции, американские и европейские компании все чаще обращают взоры на Россию в поисках возможностей воспользоваться данными из некоторых российских проектов разработки программного обеспечения. Даже в сегодняшние трудные экономические времена высококвалифицированные программисты высоко ценятся на Западе. Но в России, где местная экономика все еще слишком слаба, чтобы поддерживать собственную здоровую индустрию технологий, некоторых из лучших в мире умов можно нанять за пропитание.

"Если вы хотите, чтобы сложные проблемы были решены учеными-ракетчиками, поезжайте в Россию, потому что там полно не потерявших квалификации ученых-ракетчиков, готовых на вас работать, - говорит Эстер Дайсон (Esther Dyson), председатель нью-йоркской инвестиционной фирмы "EDventure Holdings", которая поддерживает занимающиеся разработкой новых технологий компании в России и в Восточной Европе. Как отмечается в недавнем докладе представителя Торговой палаты США в Москве, Россия может похвастать расцветающим "офшорным" рынком разработки программного обеспечения, в котором около 8000 программистов работают на мелкие и крупные фирмы, сдающие своих специалистов в аренду иностранным компаниям. В прошлом году офшорный рынок разработки программного обеспечения России оценивался в 150 млн. долл. США. Тогда же офшорный рынок разработки программного обеспечения Индии, крупнейший в мире, оценивался более чем в 6 млрд. долл. США. И все-таки российские разработчики быстро набирают себе поклонников, по крайней мере, среди американских деловых людей. По данным исследовательско-консалтинговой фирмы "Offshore Development Group", доходы российских фирм, сдающих своих специалистов в аренду американским клиентам, растут с темпом 70-80% в год, тогда как доходы индийских фирм растут с темпом всего 30-40% в год.

"У России есть действительно хорошее окно возможностей, чтобы прямо сейчас увеличить свою долю на рынке арендуемых специалистов", особенно после недавних шагов правительства США по укреплению торговых связей с Россией, говорит Пол Шмидт (Paul Schmidt), президент "Offshore Development Group". Российские компании, надеющиеся составить конкуренцию индийской сфере влияния на рынке программного обеспечения, рассчитывают на одно преимущество: на своих инженеров. До того, как развалился Советский Союз, лучшие технические умы России, например, выпускники Московского государственного технического университета им. Баумана, обыкновенно устраивались в государственные организации и на предприятия. Сегодня таких престижных рабочих мест не стало, и большинство инженеров выехало на работу в Соединенные Штаты. Создав технические рабочие места в своей стране, компании, сдающие в аренду своих специалистов, пытаются прекратить хотя бы частично утечку мозгов заграницу, в то же время привлекая иностранных клиентов возможностью получить доступ к российским программистам по российским же ценам.

Компания "Boeing" сэкономила по меньшей мере 50% расходов на разработку интернет-системы для создания и распространения схематических представлений, наняв для этого сдающую своих специалистов в аренду компанию "Luxoft", которая полностью принадлежит фирме "IBS", крупнейшему российскому розничному торговцу компьютерами и информационно-технологическими услугами. Компания "Boeing" получила бы еще более солидную экономию, если бы не непредвиденные расходы на связь, командировочные и управленческие расходы, связанные с длившимся целый год проектом, говорит Энтони Бастиан (Anthony Bastian), менеджер по развитию компании "Boeing", который очень заинтересован в том, чтобы снова поработать с российскими программистами. "Русские действительно понимали технологию, и у них была уйма таланта и энергии", - говорит г-н Бастиан. Компания "Boeing" разместила часть своего заказа также в Индии, но г-н Бастиан считает, что российские программисты более квалифицированны в сложных разработках, чем их индийские коллеги. "Индийцы превосходят их в обслуживании, но россияне доискиваются до первопричин и выходят с всеобъемлющим решением", - говорит он.

Компания "Design Build Store", находящийся в Торонто поставщик шкафов с широкими функциональными возможностями, полов из твердых древесных пород и кованых лестниц, наняла канадскую компанию "TerraLink Technologies Corp.", дочернее предприятие корпорации "Canadian IT-services", которое имеет филиал в Москве, чтобы сделать свою веб-страницу. Сравнив условия контракта, предложенные компанией "TerraLink", с условиями, предложенными несколькими фирмами США и Канады, компания поняла, что, работая с российским филиалом, может сэкономить 40% затрат, а также на месяц сократить цикл разработки.

Тот факт, что российские разработчики обходятся дешевле и что они технически хорошо подкованы, не прошел мимо внимания крупных иностранных компаний. Клиентами "Luxoft", крупнейшей в России компании, принимающей иностранные заказы на разработку программного обеспечения, стали такие компании, как "Credit Suisse Group", "Dell Computer Corp.", "International Business Machines Corp.", "Philip Morris Cos." и "Zurich Financial Services AG", а также Министерство энергетики США. "Luxoft" с момента своего основания в 2000 году выросла до 350 служащих и открыла свои офисы в Вашингтоне и Сиэттле. В прошлом году "Luxoft" получила 12 млн. долл. дохода, из которых 10 млн. долл. поступили от американских клиентов, и в ближайшем будущем она ожидает роста доходов по меньшей мере на 40% в год.

Снижение экономического роста в Соединенных Штатах означает, что меньше компаний тратят деньги на разработку программного обеспечения, тем не менее, компания "Luxoft" фактически расширяет свой бизнес, говорит генеральный директор Дмитрий Лощинин. "Что нас отличает, так это то, что мы - не индийцы", - говорит г-н Лощинин, ссылаясь на индийско-российское соперничество, которое, как кажется, заботит большинство российских фирм, сдающих в аренду своих специалистов. "Соединенные Штаты сегодня считают Индию небезопасной, а потому Россия выглядит все более привлекательной".

Сотрудничество с российскими компаниями, сдающими своих специалистов в аренду, является одним маленьким примером того, как глобализация помогает сократить расходы. Но, безусловно, это деловое решение не свободно от проблем. Например, существуют затруднения со связью и барьеры, связанные с часовыми поясами. "Нужно очень верить в необходимость поддержания связи, что поначалу требует лишней работы, - говорит г-н Бастиан из компании "Boeing". - Приходится заботиться о том, чтобы команда не рассыпалась, потому что люди начинают работать, исходя из собственных предположений". Для г-на Бастиана это означает проведение еженедельных телеконференций и работу в неподходящие часы, чтобы справиться с 11-часовой разницей во времени между Сиэттлом и Москвой. Он говорит, что одним из путей снятия остроты проблемы связи могут стать администраторы программного изделия на обоих концах линии. Однако найти администратора в России может оказаться делом трудным. Большинство российских инженеров великолепно решают проблемы, связанные с разработкой программного обеспечения, но они почти не научились руководить группами разработчиков и строить деловые отношения, говорит Макс Нальский (Max Nalsky), президент насчитывающей 25 сотрудников московской компании "GlowByte", которая сдает в аренду своих специалистов и выполняет заказы таких компаний, как американский концерн программного обеспечения "FirePond Inc.". "Иногда возникает недопонимание между заказчиком и группой разработчиков", - говорит г-н Нальский. Это происходит потому, что российские программисты "очень зациклены на инженерных задачах, но не знают, как сделать успешный коммерческий продукт". Для преодоления этого барьера иностранной компании нужно с самого начала втолковать будущим разработчикам, что ей требуется, и непрерывно контролировать выполнение работ", - говорит г-н Нальский.

Но существуют и более тонкие подоплеки разработки программного обеспечения в России: отсутствие взаимного доверия. Российская репутация страны с коррумпированным деловым климатом не совсем уж неточна, и многие глобальные компании все еще волнуются, доверяя российским фирмам свои важные проекты разработки. "Недостатками России являются плохая структура бизнеса, неуверенность по части законов о предпринимательской практике", - говорит г-н Шмидт из "Offshore Development Group". На другом уровне некоторые иностранные компании также считают Россию второсортной, когда речь заходит о технологии, предпочитая скрывать тот факт, что они использовали в своих проектах российских разработчиков. "На Западе существует странное противоречие: люди знают, что россияне способны строить атомные бомбы и космические станции, но при этом думают, что они не способны создать пакет программного обеспечения", - говорит Роб Левин (Rob Lewin), исполнительный директор "TerraLink". При таком отношении к совместному проекту разработки американские и европейские компании могут встретиться с трудностями в налаживании взаимодействия и укреплении мотивации, столь необходимых для разработки сложных программных продуктов, говорит он.

Оставив в стороне вышеуказанные недостатки, американские и европейские компании продолжают искать российских разработчиков для своих продуктов. На двухдневную встречу на высшем уровне в Санкт-Петербурге ранее в этом месяце такие компании, как "Hewlett-Packard Co.", "Intel Corp.", "Microsoft Corp.", "Motorola Inc.", "Siemens AG" и "Sonera Corp.", прислали своих представителей, которые вели поиски потенциальных российских партнеров. "Как группы в России, так и группы в компании "Boeing", совместно работающие над этими проектами, получают от них большое удовлетворение. Совместная работа позволяет специалистам компании "Boeing" становиться менеджерами, а россиянам становиться исполнителями, которые по-настоящему понимают технологию.