Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пока в России идет борьба за права, водка томится на складе

На Западе Россия, помимо автомата Калашникова, ассоциируется со "Столичной" водкой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России водка - большой бизнес, вторая по объемам отрасль промышленности. Аналитики говорят, что борьба за права на торговую марку "Столичная" может иметь огромные последствия для России в свете того, что правительство президента Владимира Путина стремится к увеличению объемов иностранных инвестиций, нормальным торговым отношениям с Соединенными Штатами и членству во Всемирной Торговой Организации.

Надежды России стать влиятельным игроком в сложившейся мировой экономической иерархии могут находиться в 150 000 ящиках водки, томящихся на погрузочной пристани в калининградском порту на Балтике.

Груз водки, половина из которой предназначена для Соединенных Штатов, был задержан в порту из-за ожесточенного спора между Министерством сельского хозяйства РФ и голландским дистрибьютором "SPI Spirits Ltd." по поводу владения правами на экспорт знаменитой торговой марки "Столичная".

В России водка - большой бизнес, вторая по объемам отрасль промышленности. Однако аналитики говорят, что борьба за права на "Столичную" может иметь еще большие последствия, так как правительство президента Владимира Путина стремится к увеличению объемов иностранных инвестиций, нормальным торговым отношениям с Соединенными Штатами и членству во Всемирной Торговой Организации.

"Это может стать в глазах общественного мнения настоящей катастрофой для русских, как раз в тот момент, когда мы начали думать, что они делают все правильно", - говорит Блейк Маршалл (Z. Blake Marshall), исполнительный вице-президент находящегося в Вашингтоне Американо-Российского делового совета.

Официальные лица Совета были настолько обеспокоены сложившейся тупиковой ситуацией, что конфликт из-за "Столичной" был одним из двух торговых вопросов, обсуждавшихся на краткой частной встрече с президентами Путиным и Бушем в ходе состоявшегося в прошлом месяце московского саммита.

Ричард Эдлин (Richard A. Edlin), адвокат "SPI", сказал, что спор о "Столичной" является "настоящей проверкой для России, крупнейшим внешнеторговым вопросом, который будет существовать в ближайшие два-три года".

"За исключением автомата Калашникова, который на самом деле не является товаром народного потребления, эта торговая марка во всем мире ассоциируется с Россией, - сказал г-н Элдин. - Суть этого дела заключается в том, каким партнером будет Россия на международном рынке".

Однако это дело поднимает и еще один каверзный вопрос: Имеет ли российское правительство право исправлять то, что оно считает несправедливостью неправильно осуществленной приватизации, последовавшей за крахом Советского Союза и его центрально управляемой экономики?

Экспортные права на "Столичную", "Московскую" и десяток других торговых марок российской водки, которые при коммунистах являлись прерогативой государства и прибыльным источником доходов, в 1992 году были приобретены частной фирмой - предшественником "SPI". Г-н Элдин сообщил, что нынешние владельцы, которые приобрели права на "Столичную" за 300 тысяч долларов США пятью годами позже, потратили миллионы на продвижение марки на западных рынках, на погашение советских долгов и на возрождение компании.

Однако Министерство сельского хозяйства прошлой осенью вновь начало задавать вопросы о приватизации 1992 года, утверждая, что государственная собственность - торговая марка "Столичная" - была продана гораздо дешевле ее рыночной цены приближенным инсайдерам.

Чиновники из министерства заявили, что они пытаются защитить интеллектуальную собственность, созданную государством во времена Советского Союза, однако правительство также предприняло шаги по захвату части многомиллиардного в долларовом исчислении мирового рынка водки.

Несмотря на решения московского суда, которые удовлетворили жалобы "SPI", министерство разработало план, предусматривающий создание нового государственного предприятия для того, чтобы вновь национализировать производство водки и монополизировать экспортные рынки. Газета "The Moscow Times" сообщала в апреле, что на место руководителя новой монополии был назначен Владимир Логинов, бывший заместитель министра сельского хозяйства.

По словам г-на Элдина, работники "SPI" надеются, что негативная известность, сопровождающая водочные войны, вынудит министерство либо отступить, либо убедить г-на Путина и Кремль оказать новое давление на бюрократический аппарат.

Калининградская водка продолжает храниться в порту, однако, принимая во внимание, что "SPI" принадлежат права на торговую марку и на продажу "Столичной" в Соединенных Штатах и более чем в 150 странах мира, "российское правительство не сможет продать ни одной капли своей собственной "Столичной" водки за границей", заявил г-н Элдин.