Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рецепт для гибнущей организации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе вступила в 2005 год, хромая, без бюджета, а ее единственное успешное начинание в сфере безопасности - операция по пограничному мониторингу в Грузии - было ампутировано 1-го января. Теперь ОБСЕ бьется в агонии после провальной конференции в Софии в конце года. Сможет ли она оправиться от ран, нанесенных Кремлем?

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе вступила в 2005 год, хромая, без бюджета, а ее единственное успешное начинание в сфере безопасности - операция по пограничному мониторингу в Грузии - было ампутировано 1-го января. Теперь ОБСЕ бьется в агонии после провальной конференции в Софии в конце года. Сможет ли она оправиться от ран, нанесенных Кремлем?

Краткий ответ заключается в том, что основанная на консенсусе ОБСЕ перестала быть хоть сколько-нибудь полезной в военно-политической сфере и сфере безопасности, где российское вето обрекает организацию на неуместность или подчинение. Однако ОБСЕ может быть эффективной организацией по продвижению демократии, и в этом качестве она может действовать и действует независимо от России - как мы это только что видели в масштабных усилиях ОБСЕ по обеспечению справедливых президентских выборов на Украине.

На самом деле, это одна из причин, по которым Москва так жестоко обращается с безвредной и часто послушной ОБСЕ. Москва заявляет, что хочет увеличить (разумеется, на бумаге) функции организации в военно-политической сфере и сфере безопасности, если ОБСЕ готова сотрудничать. Тем временем Россия пытается выхолостить роль ОБСЕ в строительстве демократии, препятствуя принятию ее бюджета, пока организация не примет предложенные Москвой 'реформы'.

Но в действительности Кремль не хочет уничтожить ОБСЕ. Его цель - использовать организацию против западного участия в миротворческих операциях и урегулировании конфликтов в бывших советских республиках и в целом как противовес НАТО. Кроме того, он пытается нейтрализовать ОБСЕ как правозащитную организацию, особенно в отношении наблюдения за выборами на постсоветском пространстве.

Как показало недавнее поведение президента Владимира Путина, Кремль чувствует себя в безопасности в окружении послушных, коррумпированных и авторитарных режимов соседних стран (диктатура Александра Лукашенко в Белоруссии, попытка навязать Украине Виктора Януковича как преемника Леонида Кучмы), но испытывает беспокойство, даже враждебность, по отношению к демократическим соседям, таким, как Прибалтика, Грузия и, в перспективе, Украина.

После двух лет уступок и капитуляций в пользу Москвы ОБСЕ в прошлом месяце потерпела беспрецедентное поражение в Софии, отступив по многим фронтам. Россия еще до этого убила основные документы, потому что они лишь частично соответствовали требуемому ею 'праву' оставить войска и базы в Молдавии и Грузии, урегулировать конфликты в этих регионах в одностороннем порядке и отступить от своих обязательств по ДОВСЕ.

Запуганная ОБСЕ все еще надеялась 'спасти' конференцию и уже не решилась открыто заявить о продолжавшихся весь год антидемократических явлениях: о фальсифицированных референдуме и выборах в Белоруссии, военных зверствах в Чечне, махинациях на выборах в России и явном восстановлении автократии в стране. Россия накладывала вето на любое выражение большинством членов ОБСЕ поддержки честных выборов на Украине при участии международных обозревателей. Наконец, Москва пригрозила сделать организацию в буквальном смысле банкротом, блокируя бюджет на 2005 год и внебюджетное финансирование Запада.

Главной непосредственной мишенью является функция ОБСЕ по мониторингу выборов, которая осуществляется в основном через расположенное в Варшаве Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИЧП). БДИЧП специализируется на организации мониторинга выборов в постсоветских республиках и руководства им. Москва, поддерживаемая некоторыми странами-членами СНГ, хочет, чтобы ОБСЕ и возглавляемая Россией группа кроме прочего разработали 'общие, единые' правила мониторинга и оценки выборов и увеличили долю представителей СНГ в наблюдательских миссиях БДИЧП. Она также настаивает на том, что эти операции должны финансироваться только из одобренного Россией бюджета (чтобы сделать наблюдательские миссии небольшими и неэффективными).

Если бы такие 'реформы' уже имели место, ОБСЕ/БДИЧП не смогли бы доказать поддержанную Москвой фальсификацию президентских выборов на Украине или направить наблюдателей на повторное голосование. Вместо этого, им пришлось бы сотрудничать с возглавляемой Россией миссией СНГ и признать подтасованные результаты.

Предложенная 'реформа' бюджета призвана сократить внебюджетное финансирование деятельности ОБСЕ западными странами, усилить контроль грозящей вето Москвы над бюджетом и серьезно ограничить способность организации функционировать без одобрения России. Заявления, сделанные российскими чиновниками во время софийской конференции и после нее, наводят на мысль, что Россия может сохранить ОБСЕ или подтолкнуть ее к гибели, 'выбросить на обочину истории', как, перефразировав Троцкого, сказал глава российского МИД Сергей Лавров. Зависеть это будет от степени сотрудничества организации с Россией.

Подобные предупреждения эксплуатируют структурные слабости ОБСЕ, ее боязнь гибели из-за ненужности и ее предрасположенность год за годом идти на уступки России в военной сфере и сфере безопасности ради того, чтобы оставаться игроком в этих сферах. ОБСЕ предпочитает играть с плохими картами, замалчивая эти проблемы, вместо того, чтобы открыто оспорить их и разоблачить тактику России.

На встрече в Софии США 'категорически не согласились' с российскими предложениями сместить центр деятельности ОБСЕ со строительства демократии в постсоветских государствах. ЕС коллективно выступил в том же ключе, исключив возможность сокращения деятельности организации по строительству демократии. Остается неясным, сможет ли эта позиция, занятая в свете рампы, сохраниться во время непрозрачной борьбы с Россией, теперь проходящей под давлением со стороны бюджета и времени.

Если главное соображение - простое выживание (а тактика России действительно направлена на то, чтобы сделать это главным соображением для ОБСЕ), тогда мы можем стать свидетелями продолжающихся уступок России в отношении 'замороженных конфликтов', выполнении ДОВСЕ, пограничного мониторинга и других вопросов безопасности. ОБСЕ может быть неправомерно использована для розыгрыша национальной карты России против Эстонии и Латвии. Подобный подход лишь углубит кризис организации.

Однако софийская катастрофа подсказала ОБСЕ выход из кризиса. Наблюдение за выборами, продвижение эффективного управления и строительства демократических институтов в бывших советских республиках - это достойные задачи для организации. Именно в демократической сфере ОБСЕ может использовать свои сравнительные преимущества. Таким образом, не прописанные Россией реформы и не сотрудничество с московской повесткой дня в сфере безопасности могут вернуть ОБСЕ надежду.

Владимир Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского фонда 'Джеймстаун', издающего 'Eurasia Daily Monitor'.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Владимира Сокора на ИноСМИ.Ru

Аппетиты России не ограничиваются Украиной ("The Wall Street Journal", США)

Борьба за украинскую душу ("The Wall Street Journal", США)

Дать отпор имперским амбициям Путина ("The Wall Street Journal", США)

Возможность на Днестре ("The Wall Street Journal", США)

И, наконец, языковая чистка ("The Wall Street Journal", США)

Корпорация монстров-сепаратистов ("The Wall Street Journal", США)

Что на самом деле творится в Абхазии и Южной Осетии ("The Wall Street Journal", США)

Почему Запад восстанавливает железный занавес? ("The Wall Street Journal", США)

На востоке Нового НАТО ("The Wall Street Journal", США)