Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Один из российских парадоксов

Эмигранты из Израиля составляют основу ренессанса жизни российских евреев

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит президента Путина в Израиль приходится на период, когда в жизни российских евреев наметились три несомненно противоречивые тенденции: растут сообщения об антисемитских инцидентах, которые Путин глубоко осуждает; увеличивается отток иммигрантов в Израиль из бывшего Советского Союза обратно в страны, откуда они выехали. Однако, большинство из тех, кто возвращается обратно, сохраняют израильское тождество и свой израильский паспорт.

28 апреля 2005 года. Визит президента Путина в Израиль приходится на период, когда в жизни российских евреев наметились три несомненно противоречивые тенденции: растут сообщения об антисемитских инцидентах, которые Путин глубоко осуждает; увеличивается отток иммигрантов в Израиль из бывшего Советского Союза обратно в страны, откуда они выехали. Однако, большинство из тех, кто возвращается обратно, сохраняют израильское тождество и свой израильский паспорт. В Москве в предстоящие недели будет обнародован приговор суда по делу Михаила Ходорковского, основателя и одного из крупнейших акционеров нефтяной компании "ЮКОС". Правозащитные организации называют суд над Ходорковским политически мотивированной акцией, но многие евреи считают, что этот суд сопровождается антисемитскими полутонами.

В России и во всем Содружестве Независимых Государств (СНГ) действуют две национальные еврейские организации: Федерация еврейских общин, которую контролирует "Шабад" (Chabad - движение, представляющее интересы хасидов - прим. пер.) и поддерживает Путин; а также Русский еврейский конгресс, который последовательно теряет свою независимость и также подвергается влиянию ставленников Путина. Русский еврейский конгресс поддерживает связи с Всемирным еврейским конгрессом (World Jewish Congres), штаб-квартира которого находится в Нью-Йорке. Федерацию еврейских общин возглавляет раввин Берель Лазар, которому Путин обещал место (второго) главного раввина России.

Д-р Михаил Членов, генеральный секретарь Евразийского еврейского конгресса (Eurasian Jewish Congress), под крышей которой объединились организации еврейских конгрессов обоих субконтинентов, недавно объявил: "Идеологическая ситуация в России продолжает вызывать очень большую озабоченность. Одним из пунктов, который упоминают еврейские группы и организации защитников прав человека, является отсутствие у правительства мотивации предотвращать распространение расистской и антисемитской ненависти. . . До настоящего времени правительство принимает меры почти исключительно против левых экстремистов, разрешая правым экстремистам действовать свободно и в некоторых случаях официально".

В обзоре, опубликованном в этом месяце Всемирным еврейским конгрессом, сделан вывод о том, что сегодняшний русский антисемитизм имеет своими корнями традиционные религиозные и националистические чувства, в соответствии с которыми евреев считают "чужаками на русской земле и христоубийцами". В обзоре отмечается широко распространенное верование в то, что евреи повинны в возвышении коммунизма и в смерти миллионов людей при советском режиме. С другой стороны, коммунистические экстремисты обвиняют евреев в крахе коммунизма и советской системы. В заключение в докладе сказано, что "все это означает, что Коммунистическая партия является одним из лидеров антисемитской тенденции".

Наиболее заметными выражениями нынешней волны антисемитизма, не считая актов насилия, являются две призывающие запретить еврейские организации в России петиции, которые распространялись известными политическими и культурными деятелями и были подписаны сотнями людей. В этих петициях евреев называют "врагами русской нации и общества", а также "антихристианами, которые настолько бесчеловечны, что готовы на ритуальные убийства".

Расизм игнорируется

Путин полностью осудил эти петиции. Путин также сказал, что его высказывания по поводу лозунгов украинского президента Виктора Ющенко, которые он обозвал "сионистскими и антироссийскими", были обмолвкой, и что он имел в виду сказать, "антиеврейские и антироссийские". Однако недавно он снова повторил свое утверждение, что к украинским выборам в ущерб России приложил свою руку "сионизм".

Две недели назад был опубликован доклад Московского бюро по защите прав человека (Moscow Bureau for Human Rights, MBHR), которое финансируется Европейским союзом (ЕС) и осуществляет мониторинг ксенофобии и антисемитизма в России. В докладе сказано, что "правительство России недостаточно борется с преступлениями на почве расизма".

По свидетельству данного доклада, в прошлом году было совершено 30, по меньшей мере, убийств на почве этнической ненависти, однако фактическое их число, вероятно, гораздо больше, так как власти нередко игнорируют расизм как мотив совершения преступлений такого рода. В прошлом году было 124 антисемитских инцидента. Проведенный в прошлом году опрос общественного мнения позволил выяснить, что 42% опрошенных россиян считают, что существует необходимость "ограничить влияние евреев" в правительственных организациях, в политике, в бизнесе, в судебной системе, в организациях системы образования и культуры.

По свидетельству доклада MBHR, в первом квартале 2005 года число антисемитских инцидентов резко возросло и уже достигло суммарного числа инцидентов такого рода за весь 2004 год. "Самый опасный для евреев город - Москва", где в прошлом году произошли 27 антисемитских инцидентов.

Антиеврейские настроения вынудили раввина Лазара и нового президента Русского еврейского конгресса Владимира Слуцкера потребовать, чтобы в это дело вмешались Путин и генеральный прокурор России Владимир Устинов. Заголовок одной статьи, опубликованной в московской газете "Коммерсант", гласил "Евреи стали постоянными посетителями Генеральной прокуратуры". В статье говорилось о встрече с Устиновым еврейских лидеров. Но и Лазар, и Слуцкер, бизнесмен и член парламента России, являются сторонниками Путина и не стали бы поспешно критиковать правительство.

Одним из любопытных аспектов недавней волны антисемитизма является использование антисемитских аналогий в статьях в российской прессе, осуждающих чеченский террор. В одной опубликованной в прошлом месяце статье в одном московском литературном журнале американский профессор литературы Анна Бродская (Anna Brodsky) отметила, что газеты и книги описывают чеченцев языком, который взят из "Протоколов сионских мудрецов" (Protocols of the Elders of Zion), сказочно богатых правителей экономики, смертоносных охотников за христианскими юбками. Недавно появилась кровавая клевета, утверждавшая, что чеченцы убивали русских пленных, чтобы использовать их кровь в религиозных ритуалах. Однако нужно рассматривать подобные заявления и явления в более широком контексте, который имеет позитивный и негативный аспекты.

С одной стороны, русский антисемитизм имеет долгую историю, которая из царского периода перешла к советскому правлению. От лозунгов "Бей жидов, спасай Россию!" и вплоть до сталинских судов над врачами. Православная церковь играла в прошлом и после своего возрождения в настоящее время играет важную роль в насаждении антисемитизма. Антисемитизм также является важным фактором в ксенофобной ненависти к азиатам и африканцам, которые частенько становятся жертвами русских скинхедов. После распада Советского Союза и краха российской империи ксенофобия распространялась и подпитывалась охватившими русских людей чувствами собственной неполноценности.

Израильские передовые посты

С другой стороны, борьба против чеченского террора способствовала росту сотрудничества с израильскими органами безопасности и ограничивала критику Москвой действий Израиля, направленных против палестинского террора. Что еще более важно, крах коммунизма открыл ворота бывшего Советского Союза для эмиграции в Израиль более 1 млн. евреев. Бурно расцвели синагоги и еврейские школы, поощряемые главным образом движением "Шабад". Наступил также ренессанс еврейской культуры. Президент Путин нередко осуждал антисемитизм и в качестве специального жеста посетил синагогу, чтобы принять участие в зажигании свечей Хануки (Hannukah - еврейский праздник - прим. пер.).

Возродившийся антисемитизм, очевидно, не пугает всех российских евреев: значительная часть евреев из бывшего Советского Союза - некоторые называют цифру 100000 человек - вернулась в Россию и на Украину. Однако большинство из них сохраняют израильское гражданство. Они рассматривают себя как лиц, временно покинувших Израиль, и даже создают "израильские передовые посты" в крупных городах. Многие работают в еврейских организациях, преподают в еврейских школах и являются главными прихожанами новых синагог. Эти эмигранты говорят, что уехали из Израиля по двум причинам: финансовые затруднения и тот факт, что все они ощущали себя в Израиле "людьми второго сорта". Но в Израиле они "научились не бояться" быть евреями, говорят чиновники синагог. Есть еврейские школы, в которых до трети или более учащихся составляют дети, вернувшиеся из Израиля. Они говорят на иврите и поощряют к этому других учащихся.

Таким образом, создан парадокс, в котором евреи возвращаются в диаспору, несмотря на антисемитизм, и эмигранты из Израиля составляют основу ренессанса жизни российских евреев.

______________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Путин - горячая тема ("Haaretz", Израиль)

Преодоление стереотипов ("The Jerusalem Post", Израиль)

Остерегайтесь Путина ("Haaretz", Израиль)

Путин посылает сигнал: Россия вернулась ("The Jerusalem Post", Израиль)

Что нужно Путину? ("The Jerusalem Post", Израиль)

Исторический визит ("Haaretz", Израиль)