Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Из России - кровь и оборотни

"Это не такое кино, которое сразит массовую аудиторию"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Коктейли в "L'Ermitage" являются обычным делом для этого 44-летнего упорного человека, который в своих потоптанных ботинках, джинсах и ковбойской рубашке выглядит как евразийский сельский житель. В конце концов, г-н Бекмамбетов является одним из самых модных режиссеров мирового кино - его российские кинохиты "Ночной дозор" и продолжение этого фильма "Дневной дозор" наконец-то будут показаны американской публике, компания "Fox Searchlight" 17 февраля пустит "Ночной дозор" в нескольких кинотеатрах.

В ставшей для него домом Москве температура опустилась до 17 градусов мороза, однако здесь, в США, январским днем светит теплое солнце. Режиссер Тимур Бекмамбетов смотрит на коктейль "Маргарита", приготовленный для него барменом отеля "L'Ermitage".

"Правильно этот коктейль делают в "El Cholo", - на хорошем английском говорит г-н Бекмамбетов, имея в виду популярный ресторан в Лос-Анджелесе. - Но я выпью и этот".

Коктейли в "L'Ermitage" являются обычным делом для этого 44-летнего упорного человека, который в своих потоптанных ботинках, джинсах и ковбойской рубашке выглядит как евразийский сельский житель (он родился и вырос на берегах реки Урал в Казахстане). В конце концов, г-н Бекмамбетов является одним из самых модных режиссеров мирового кино - его российские кинохиты "Ночной дозор" и продолжение этого фильма "Дневной дозор" наконец-то будут показаны американской публике, компания "Fox Searchlight" 17 февраля пустит "Ночной дозор" в нескольких кинотеатрах.

"Ночной дозор", снятый по мотивам трилогии российского фантаста Сергея Лукьяненко, впервые вышел на экраны в июле 2004 года в России и Содружестве Независимых Государств (включая Украину, Грузию и Беларусь). На всей этой территории имеется всего около полутора тысяч кинотеатров, по сравнению с более чем 37000 в Соединенных Штатах и Канаде. Фильм, съемки которого обошлись в 3,5 миллиона долларов США (чрезмерная сумма по российским меркам), собрал в российском прокате 16 миллионов долларов, побив рекорд, принадлежавший "Властелину колец: Возвращение короля", собравшему 14,9 миллиона долларов.

Однако это был только разогрев. 1 января этого года на экраны вышел "Дневной дозор", снятый за 4,5 миллиона долларов, который побил все российские рекорды, собрав за 29 дней показа 29,7 миллиона долларов. (Для сравнения - "Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и Волшебный шкаф" с начала показа, который стартовал на 2 недели раньше "Дневного дозора", собрал 7,7 миллиона долларов.)

Несмотря на этот успех, никто не ожидает, что эти российские фильмы смогут преодолеть укоренившееся в американской публике отсутствие интереса к картинам с субтитрами.

"Это не такое кино, которое сразит массовую аудиторию, - говорит председатель "Fox Filmed Entertainment" Джеймс Джианопулос (James Gianopulos). - Однако мы получили долгосрочные права на контент, и это дает нам возможность поработать с режиссером, обладающим талантом и целостностью".

Содержание трилогии г-на Лукьяненко (третья часть называется "Сумеречный дозор") покажется знакомым поклонникам жанра фэнтези и фантастики из любой страны. Фильм, действие которого происходит на темных улицах, в метро и в квартирах сегодняшней Москвы, повествует о неспокойном и часто подвергающемся испытаниям перемирии, заключенном тысячу лет назад между Силами света и Силами тьмы. Члены команды, называемой Ночной дозор, следят за темными - вампирами, ведьмами, оборотнями и другими представителями ночи - в то время как у темных есть Дневной дозор для наблюдения за Силами света.

"Книги Сергея - это не Чехов, они просты и незатейливы, однако они умны, - говорит г-н Бекмамбетов, учившийся снимать кино в московском бурно развивающемся рекламном бизнесе в 1990-е годы. - Я понял идею Сергея, которая заключается в том, что вокруг нас есть множество вещей, которые мы не можем объяснить и которые нас пугают. И любое объяснение этих вещей, пусть даже оно не является правдой, создает вокруг нас, так скажем, защитную стену".

По словам г-на Бекмамбетова и г-на Джианопулоса, "Ночной дозор" и "Дневной дозор" завоевали успех отчасти потому, что в отличие от многих местных фильмов, снятых после распада Советского Союза, они не были просто российскими версиями американских фильмов. В них "чертовски много русской души", - говорит г-н Джианопулос.

Поклонники американского кино, знакомые с фильмами "Терминатор" и "Матрица", оценят изобретательность г-на Бекмамбетова и других создателей "Ночного дозора", снявших быстрый динамичный фильм, насыщенный потрясающими спецэффектами.

Однако любовь фанатов к такому рода фильмам может подвергнуться испытанию. Многие хорошие российские истории сопровождаются насыщенной речью, и "Ночной дозор" не является исключением. Даже российской аудитории было сложно следить за изгибами и поворотами сюжета. "Если вы не читали книг Сергея Лукьяненко, то сложно следить за сюжетом "Ночного дозора"", - говорит Сергей Рахлин, кинокритик радиостанции "Голос Америки" и сотрудник российского киножурнала "Мотор!".

Перед Стивеном Джилулой (Stephen Gilula), руководителем отдела распространения компании "Fox Searchlight", стояла задача сделать "Ночной дозор" приемлемым для американской публики. Некоторые прокатчики могли бы подвергнуться соблазну дублировать фильм на английский язык или сделать закадровый перевод, однако "Fox Searchlight" предпочла вариант с субтитрами, сохраняющими работу создателей.

"Вы не получаете то оригинальное видение мира, созданного Тимуром и Сергеем, и пытаетесь дополнить его, - сказал г-н Джилула. - Это российский фильм, и дублирование его на английский может привести к тому, что он не понравится американской аудитории".

Вместе с тем руководители "Fox" изобретательно подошли к субтитрам: они меняют цвет и положение на экране, изображают капающую кровь, запинаются, когда задают страшный вопрос и превращаются в красный пар, чтобы обозначить затрудненное дыхание персонажа.

"Мы живем в мире, в котором дети смотрят в компьютерные мониторы и знают, что такое многозадачность, - говорит г-н Джианопулос. - Теперь "Ночной дозор" - как бы интерактивное кино".

Сделка "Fox Searchlight" по приобретению прав на "Ночной дозор" способствует установлению деловых отношений ее компании-учредителя, "News Corporation", и ее главного акционера Руперта Мердока (Rupert Murdoch) с Константином Эрнстом, которого часто называют российским ответом г-ну Мердоку.

Г-н Эрнст, являющийся одним из продюсеров фильмов Бекмамбетова, занимает пост генерального директора ведущего телеканала страны, Первого канала, который также финансировал производство картин. (Государство владеет 38 процентами акций канала, являющегося частной компанией.)

"Ночной дозор" практически возродил умирающую киноиндустрию России. На российских телезрителей, не знакомых прежде с промо-кампаниями, широко распространенными на Западе, обрушилась реклама фильма, щедро сопровождаемая вставками "продакт плейсмент" (от английского product placement - размещение определенной торговой марки или самого товара/услуги в кинофильме, телевизионном фильме или телевизионной программе - прим. пер.). Рекламные щиты в Москве и других городах были заклеены плакатами с рекламой фильма. "Эрнст сделал фильм-событие, - сказал г-н Рахлин. - Если вы не смотрели "Ночной дозор", вы не могли поддержать разговор".

Если г-н Джианопулос продолжит в том же духе, то компания "20th Century Fox International", распространяющая "Ночной дозор" за пределами России, получит преимущество и при распространении будущих российских успешных картин.

В России и СНГ живут "280 миллионов человек, и этот регион является самым быстрорастущим кинорынком в мире", - говорит г-н Джианопулос. - Мы открываем офис продаж в Москве и мы собираемся выделить работников, которые будут непосредственно обслуживать его счета".

В "L'Ermitage", тем временем, день стал прохладнее, а г-н Бекмамбетов уже опаздывал на встречу со своим новым американским представителем, Майком Симпсоном (Mike Simpson). Как сказал г-н Бекмамбетов, в новом российском кинобизнесе будет достаточно места для г-на Джианопулоса и других крупных предпринимателей киноиндустрии.

""Ночной дозор" изначально замышлялся как культурное событие, - говорит Бекмамбетов. - Когда мне говорили, что у этого фильма слишком много рекламы, и что это не вежливо, я отвечал им, что они просто опасаются чего-то нового".

Прежде чем усесться в арендованный "Lexus", он добавил: "Мне нравятся большие плакаты и рекламные ролики к большим картинам, идущим в больших кинотеатрах. Я живу в амбициозной стране, и киноиндустрия в амбициозной стране тоже должна быть амбициозна".

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Свет! Камера! Русское кино! ("Business Week", США)

Кроваво-красная армия ("New Statesman", Великобритания)