Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Надо взглянуть друг другу в глаза, сесть за стол, и до конца сказать о том, что ранее замалчивалось. - Говорит 'Gazecie' президент Украины. Сегодня Ющенко приезжает в Польшу, а завтра будет открывать памятник украинцам, убитым под селом Павлоком

Надо взглянуть друг другу в глаза, сесть за стол, и до конца сказать о том, что ранее замалчивалось. - Говорит 'Gazecie' президент Украины. Сегодня Ющенко приезжает в Польшу, а завтра будет открывать памятник украинцам, убитым под селом Павлоком.

Вацлав Радзивинович: Менее года назад вы вместе с президентом Александром Квасневским открывали отреставрированное Кладбище Орлят во Львове. Теперь с президентом Лехом Качиньским будете на открытии памятника 360 украинцам, убитых поляками в 1945 году в Павлокоме. Что для вас лично, и для украинцев значит это место?

Виктор Ющенко: История может как помогать, так и мешать в развитии добрых отношений между народами. Наша общая история уже сложилась. В ней было много всего - и хорошего, и плохого.

И кое с чем хотелось бы расстаться, перевернуть страницу, что-то оставить в памяти. Поэтому иногда необходимо взглянуть друг другу в глаза, сесть за стол, и до конца сказать о том, что ранее замалчивалось.

Достаточно, часть истории оставить за нашими спинами, чтобы она не перекрывала нам наших сегодняшних возможностей и обоюдного уважения.

- Вы говорите о политике. Однако те непростые события из нашей не столь отдаленной истории до сих пор пробуждают в людях эмоции.

- Потому что за каждым из этих событий стоит много людей, которые пропустили историю сквозь свое сердце. 9 мая мы праздновали годовщину окончания II мировой войны. Для украинцев, ветеранов Красной Армии - это память о великой победе, а для ветеранов Украинской повстанческой армии - о совершенно ином.

Однако год за годом крепнет желание понять истину, желание прощения. Как между самими украинцами, так и между украинцами и поляками. В каждой истории наступает такой момент, когда мы начинаем понимать, что пора друг другу подать руки.

Украинский и польский народы на протяжении лет, начиная с 1990 года, проходят процесс единения. И я высоко ценю то, что нам удастся это сделать - простить друг друга, прийти к соглашению в трудных, пробуждающих эмоции вопросах.

- Является ли курс Украины на интеграцию с Европой открытым вопросом, может ли он стать предметом политических торгов?

- В этом деле торгов уже нет. 30% нашего экспорта идет сегодня на рынки ЕС, а пять лет назад эта цифра составляла едва 18%. Украинский бизнес уже проголосовал ногами за европейским курсом страны. И мы уверены, что большой европейский рынок откроется для нас, хотя и понимаем, что это одновременно является для нас вызовом.

Украина должна приспособиться к правилам, принятым в Европе. Мы должны выполнить условия, которые позволят нам вступить в ВТО, должны внести изменения в 350 экономических и социальных законов. Для нас это очень важное домашнее задание.

Мы стоим не перед выбором, куда должны пойти - на Восход или на Запад - а перед необходимостью выполнения условий, необходимых для интеграции с Европой.

- А что станет с Содружеством Независимых Государств? Россия ведет торговые войны с Украиной за газ, с Грузией и Молдавией за импорт вина и минеральной воды . . .

- Содружество Независимых Государств - это, прежде всего, политический клуб, члены которого хотя и встречаются регулярно, но результативность его экономических действий крайне низка. И все члены этого клуба признают это.

Украина поддерживает все способы оптимизирования сотрудничества членов Содружества. Но лучше было, если бы этот рынок стал сферой свободной торговли, однако соглашения по этому вопросу, ратифицированные украинским парламентом, не реализованы, так как их не ратифицировала российская Дума. До сих пор существуют между странами СНГ пограничные и таможенные барьеры, и отсутствует унифицированная тарифная политика. И здесь годами ничего не меняется.

- Выйдет ли Украина из СНГ?

- В этом деле Украина будет руководствоваться государственными интересами. Мы будем поддерживать в СНГ то, что нам на руку. Сегодня мы считаем, что диалог в рамках СНГ возможен. Содружеству требуется новая политика, но для введения этих новшеств необходима политическая воля. А ее не хватает.

Во время августовской встречи руководителей СНГ в Казани мы представили партнерам конкретные предложения касающиеся, например, установления границ между Украиной и Россией, а также Украиной и Беларусью. И по сей день мы не дождались ответа.

- Европа решительно осуждает власти Беларуси за то, как были проведены последние президентские выборы, пытается изолировать Александра Лукашенко и функционеров его режима. Позиция Украины в этом вопросе гораздо более терпимая. Почему?

- Наше отношение к белорусским событиям вполне ясное. Мы их оцениваем так же, как и Брюссель. И здесь не требуется никаких дополнительных комментариев.

Украина, как и Беларусь сегодня, прожила долгие годы в ситуации, когда власть игнорировала оппозицию, когда в Варшаве мы пытались организовать круглые столы для украинского диалога. Нам это удавалось, и это очень хорошо. Однако мы пришли к решению, что лучшим способом разрешения политического кризиса стал бы круглый стол в Киеве. К сожалению, политическое руководство Украины, тогда не решилось на этот шаг.

- Лукашенко еще менее склонен к диалогу с оппозицией, чем был к ней готов Леонид Кучма.

- Я могу только пожалеть, что из событий, произошедших на Украине, не все смогли сделать выводы. Белорусская власть должна говорить с оппозицией. И Украина могла бы внести в этот диалог свой вклад в качестве посредника.

- Со времени парламентских выборов на Украине прошло уже два месяца. Почему до сих пор не удалось создать в парламенте оранжевой коалиции, нет нового правительства?

- Проходят вполне нормальные в этой ситуации переговоры. Оранжевый лагерь за последние восемь месяцев пережил не одну драму. Оказалось, что люди, которые на киевском майдане хорошо себя проявили и прекрасно ладили меж собой, оказавшись в правительственных кабинетах, все же не смогли договориться.

К тому же лишь 27 апреля после окончательного завершения судебной процедуры, связанной с обжалованием результатов выборов, стало возможным начать приготовления к первому заседанию новой Верховной Рады и официальные переговоры о коалиции.

- Однако неформальные переговоры о коалиции начались сразу после мартовских выборов, а результатов не видно.

- Нам необходимо пройти через необходимые формальности. Первое заседание Верховной Рады состоится 24 мая. После этого конституция отводит еще месяц на создание правительства. Если подойти к этому вопросу формально, то у нас есть время на создание коалиции до 24 июня, а правительства - до 24 июля.

- Наисложнейшим вопросом в переговорах о коалиции стала та роль, которую в правительстве будет играть Юлия Тимошенко. В сентябре прошлого года вы освободили ее от должности премьера. Теперь Тимошенко вновь хочет стать главой правительства. Согласитесь ли вы на это?

- Результаты последних опросов общественного мнения показывают, что Виктора Януковича, лидера Партии Регионов, хотели бы видеть во главе правительства 35 процентов украинцев, а Тимошенко - 31,6%. А на вопрос, какую коалицию они хотели бы видеть в Верховной Раде, 47% опрошенных заявили, что союз из 'Нашей Украины', 'Блока Юлии Тимошенко' и 'Социалистической Партии Украины', что предполагает союз оранжевых.

- И какие вы делаете из этого выводы?

- Лучшим вариантом будет оранжевая коалиция. Народ ждет именно этого союза. Однако в парламенте такой союз будет иметь лишь 243 мандата, или на 17 мандатов меньше, чем оппозиция, составленная из 'Партии Регионов' и коммунистов. В украинских реалиях это очень неустойчивый перевес.

Очень важно, как будет вести себя оппозиция. 'Партия Регионов' и коммунисты имеют очень большую поддержку на восток от Днепра. Что нужно сделать, чтобы они стали конструктивной оппозицией? Как поступить, чтобы они не стали в парламенте антигосударственной силой, чтобы не эксплуатировали тех лозунгов, с которыми шли на выборы - о признании государственного статуса русского языка, о превращении страны в федерацию, об отходе от проевропейского курса? Мы должны отыскать формулу сосуществования с оппозицией. Разными способами, может и при помощи соответственного раздела постов в парламенте.

- В Польше говорят, что существует возможность появления неоранжевой коалиции, а точнее оранжево-синей, то есть составленной из вашей партии и 'Партии Регионов' Януковича.

- Возможно, что 'Партия Регионов' будет поддерживать нас в некоторых ситуациях. Существует возможность ситуативного сотрудничества, хотя бы при работе над бюджетом. Однако сама оранжево-синяя коалиция сегодня исключена.

- А вы согласитесь на принятие Юлией Тимошенко поста премьера?

- Я не исключаю этого. Но сегодня для оранжевых сил главной целью является поиск формулы стабильности коалиции. Все остальное, в том числе и личность премьера, должно служить упрочнению, а не разделению нашего общего лагеря.

Я специально не позволяю себе говорить на темы о разделе портфелей. Потому что без определения основ и обозначения целей дискуссия о креслах окончательно погребет под собой оранжевую коалицию. И лучше сразу обговорить эти темы, нежели потом рисковать, что созданный в спешке союз развалится. Мы должны, к примеру, сформулировать общее видение на то, что будет с государственным имуществом, приватизированным за последние годы частными лицами.

- Ваши взгляды и взгляды Юлии Тимошенко очень различаются в этом вопросе. Будучи премьером, она добивалась тотальной ревизии результатов приватизации. А вы не хотели этого допустить.

- И сейчас хотел бы, чтобы наш лагерь принял общую стратегию по этому вопросу. А также в вопросах легализации организаций ветеранов УПА, статуса русского языка и евроинтеграции. И обо всем этом нам стоит поговорить перед созданием коалиции.

____________________________________________________________

Перевел Владимир Глинский, специально для БЛОТТЕР.РУ